Конспект урока обучения грамоте "Буква и звук "Гг".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Отличная практическая работа на изучение каждой новой буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bukva_g.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема урока: Звуки [г], [гь], буква «Гг».
Планируемый результат:
- Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Обучение грамоте», понимают важность изучения звуков и букв.
- Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение); регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
- Предметный: обучающиеся знают звуки [г] и [гь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [г] и [гь] обозначаются буквой «Г».
Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [гь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.
- Развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение, самооценка); регулятивные УУД (целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
- Образовательная: познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь].
Принципы обучения и воспитания:
- Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.
- Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
- Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;
Методы развития психических функций: творческое задание.
- Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение:
- Демонстративные: карточки с буквой, со слогами и схема предложения; работа с звуковой лентой.
- Индивидуальные: карточки – схемы слогов и места ударения.
Тип урока: открытие нового знания и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.
3. Решение проблемы. 10 мин
4. Первичное закрепление. 8 мин.
5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
Используемая литература:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
- Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.
- Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс
Ход урока
Этапы урока, задачи этапов | Методы и приёмы воспитания и обучения | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учётом формируемых УУД |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность | Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование. | - Проверим готовность к уроку. (дети проверяют, всё ли лежит на парте) | Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. | По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа). По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | - Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, отгадайте загадки. В воде купался, сух остался. (Гусь) -Какой мы слышим первый звук? -Дайте хар-ку? (согл, ТВ, звонкий – уши закрыть) ЗАГИБАТЬ НА ПАЛЬЦАХ, А ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ. -На схеме твёрдый звук каким цветом обозначим? (синим) -Придумайте слова, в которых отчётливо слышен звук «Г». -Кто даст полную характеристику звуку «Г»? (Звук «Г» согласный, твёрдый, звонкий). Я смотрю — у чемпиона, -Какой мы слышим первый звук? -Дайте хар-ку? (согл, мяг., звонкий – уши закрыть) ЗАГИБАТЬ НА ПАЛЬЦАХ, А ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ. -На схеме мягкий звук каким цветом обозначим? (зелёным) -Придумайте слова, в которых отчётливо слышен звук «Гь». -Кто даст полную характеристику звуку «Г»? (Звук «Г» согласный, мягкий, звонкий). -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Какие задачи мы перед собой поставим? (Научиться распознавать звуки «Г, Гь». Познакомиться с буквой «Г» и научиться её печатать. Находить слова со звуком «Г, Гь».) | Личностные УУД (самоопределение); Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция); Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли). |
3.Решение проблемы. Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь]. | объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение, частично поисковые, создание ситуаций успеха, поощрение. | -Данные звуки «Г и Гь» мы обозначаем на письме печатными буквами «Г и г». (карточку на доску). -А теперь произнесём хором эти звуки. (Г, гь) - Проговорим звук [г] в чистоговорке. Автоматизация звука Г. Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу. - Теперь со следующим звуком.. Автоматизация звука ГЬ. Ги - ги - ги - мяч поймал, теперь беги. Ги - ги - ги - Гена, маме помоги. Ги - ги - ги - не забудь про сапоги. -Как вы думаете, почему на карточке две буквы «Г»? Для чего нужна большая буква Г? (написания имен, названия городов, кличек животных). -Откроем тетрадь по печатанию на букве «Г». МНЕ ОТКРЫТЬ ДОСКУ В КЛЕТКУ Подготовим наши руки к письму. Вышли пальцы погулять Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый толстый, Самый сильный и большой. Этот пальчик для того , Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Это пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинец хоть и мал, Очень ловок, да удал. -Пропишем большую и маленькую буквы Гг. Я показываю на доске, а вы смотрите. Большая буква «Г» занимает 2 клетки в высоту и одну клетку вправо. Маленькая буква «г» занимает одну клетку в высоту и чуть дальше середины клетки. Теперь возьмем в руки простой карандаш и в воздухе пропишем. Пропечатайте, пожалуйста, пару букв до конца строки, отступая одну клетку. -Кто задание выполнит поставьте руку на локоток. -А теперь поработаем со слогами. (ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ ВПЕРЕМЕШКУ ПО ОДНОЙ). -Какие нам понадобятся буквы для написания этих слогов? Пропишем слоги отступая 2 клетки вправо. ГА ГИ ГО ГЕ ГУ -Назовите твёрдые слияния. Покажите, какой схемой будете обозначать? Почему именно такое слияние? (потому что гласные обозначают твердость слияния). -Назовите мягкие слияния. Покажите, какой схемой будете обозначать? Почему именно такое слияние? (потому что гласные обозначают мягкость слияния). | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. |
4. Первичное закрепление. Задача: установить правильность и осознанность изученного материала. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | НА ДОСКЕ НАПИСАНЫ Гена и Галя. -Посмотрите на доску. На доске записаны 2 слова и одна схема. Давайте их прочтём. Разделим на слоги. Поставим ударение. -Что между ними общего? (количество слогов и ударение на первом слоге) Определите, какое слово подходит к данной схеме? -Составим устно схему ко второму слову. -Сравним схемы. -В чём разница? -А теперь самостоятельно составьте звуковые схемы к следующим словам: гитара, горох. 1 УЧЕНИКА ЗА ДОСКУ -А теперь, поработаем над ударением. Приготовьте слоговые карточки. Гуси – разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему. Гроза - разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему. Гаражи - разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему. ФИЗМИНУТКА «ОЛЕНЬ» -А теперь поупражняемся. (Галя собирала грибы). НАПЕЧАТАТЬ НА ДОСКЕ -Прочитайте на доске запись про себя. Вслух прочтёт Миша. Что вы сейчас прочитали? -Из скольки слов состоит предложение? Назовите первое слово. Назовите третье слово. Назовите второе слово. -Посмотрите на схемы, которые составили ребята из другого класса. Скажите, какие ошибки допустили, объясните и исправьте? (РАЗБИРАТЬ КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ). ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОРЯДОК СЛОВ, А Я ВЫКЛАДЫВАЮ СХЕМЫ НА ДОСКЕ. -А теперь откроем Азбуку на странице 119. Сейчас поработаем с текстом. СНАЧАЛА ЧИТАЮ Я ПОТОМ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ. -Сколько в тексте предложений и почему? Как звали ребят? Какие они нашли грибы? | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД (структурирование знаний). |
5. Организация самостоятельной работы. Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации. | практические (упражнение); Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | -Найдите в тексте слова с буквой Г. Какие слова с буквой «Г» вы встретили? Почему некоторые слова записаны с большой буквы? -Какой звук обозначен буквой Г в каждом слове? | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Познавательные УУД (структурирование знаний). |
6. Рефлексия учебной деятельности. Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока. | По источнику получения знаний: словесные (беседа). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | -Итак, ребята. Какая сегодня тема урока у нас была? -Кто сможет дать полную характеристику звукам, которые мы сегодня изучили? -Спасибо за урок. - Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, обозначает звуки - [Г], [Г’]. | Личностные УУД (самооценка). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй
В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...