Конспект урока обучения грамоте "Буква и звук "Гг".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Галяминских Дарья Евгеньевна

Отличная практическая работа на изучение каждой новой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_g.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [г], [гь], буква «Гг».

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Обучение грамоте», понимают важность изучения звуков и букв.
  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение); регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
  • Предметный: обучающиеся знают звуки [г] и [гь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [г] и [гь] обозначаются буквой «Г».  

Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [гь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.
  • Развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение, самооценка); регулятивные УУД (целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). 
  • Образовательная: познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь].

Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.
  • Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

  • Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

  • Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение:

  • Демонстративные: карточки с буквой, со слогами и схема предложения; работа с звуковой лентой.
  • Индивидуальные: карточки – схемы слогов и места ударения.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.

3. Решение проблемы. 10 мин

4. Первичное закрепление. 8 мин.

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.

6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
  2. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.
  3. Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Ход урока

Этапы урока, задачи этапов

Методы и приёмы воспитания и обучения

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учётом формируемых УУД

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача: сконцентрировать  внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.

- Проверим готовность к уроку. (дети проверяют, всё ли лежит на парте)

Личностные УУД (самоопределение)

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа).

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные,

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.

-  Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, отгадайте загадки.

В воде купался, сух остался. (Гусь)

-Какой мы слышим первый звук?

-Дайте хар-ку? (согл, ТВ, звонкий – уши закрыть) ЗАГИБАТЬ НА ПАЛЬЦАХ, А ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ.

-На схеме твёрдый звук каким цветом обозначим? (синим)

-Придумайте слова, в которых отчётливо слышен звук «Г».

-Кто даст полную характеристику звуку «Г»? (Звук «Г» согласный, твёрдый, звонкий).

Я смотрю — у чемпиона,
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире,
Поднимать большие … (Гири)

-Какой мы слышим первый звук?

-Дайте хар-ку? (согл, мяг., звонкий – уши закрыть) ЗАГИБАТЬ НА ПАЛЬЦАХ, А ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ.

-На схеме мягкий звук каким цветом обозначим? (зелёным)

-Придумайте слова, в которых отчётливо слышен звук «Гь».

-Кто даст полную характеристику звуку «Г»? (Звук «Г» согласный, мягкий, звонкий).

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы перед собой поставим? (Научиться распознавать звуки «Г, Гь». Познакомиться с буквой «Г» и научиться её печатать. Находить слова со звуком «Г, Гь».)

Личностные УУД (самоопределение);

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция); Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

3.Решение проблемы.

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь].

объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,

частично поисковые,

создание ситуаций успеха, поощрение.

-Данные звуки «Г и Гь» мы обозначаем на письме печатными буквами «Г и г». (карточку на доску).

-А теперь произнесём хором эти звуки. (Г, гь)

- Проговорим звук [г] в чистоговорке.

Автоматизация звука Г.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

- Теперь со следующим звуком..

Автоматизация звука ГЬ.

Ги - ги - ги - мяч поймал, теперь беги.

Ги - ги - ги - Гена, маме помоги.

Ги - ги - ги - не забудь про сапоги.

-Как вы думаете, почему на карточке две буквы «Г»? Для чего нужна большая буква Г? (написания имен, названия городов, кличек животных).
-На что похожа буква Г?

-Откроем тетрадь по печатанию на букве «Г». МНЕ ОТКРЫТЬ ДОСКУ В КЛЕТКУ 

Подготовим наши руки к письму.

Вышли пальцы погулять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый толстый,

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того ,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

-Пропишем большую и маленькую буквы Гг. Я показываю на доске, а вы смотрите. Большая буква «Г» занимает 2 клетки в высоту и одну клетку вправо. Маленькая буква «г» занимает одну клетку в высоту и чуть дальше середины клетки. Теперь возьмем в руки простой карандаш и в воздухе пропишем. Пропечатайте, пожалуйста, пару букв до конца строки, отступая одну клетку.

-Кто задание выполнит поставьте руку на локоток.

-А теперь поработаем со слогами. (ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ ВПЕРЕМЕШКУ ПО ОДНОЙ).

-Какие нам понадобятся буквы для написания этих слогов? Пропишем слоги отступая 2 клетки вправо.

ГА ГИ ГО ГЕ ГУ

-Назовите твёрдые слияния. Покажите, какой схемой будете обозначать? Почему именно такое слияние? (потому что гласные обозначают твердость слияния).

-Назовите мягкие слияния. Покажите, какой схемой будете обозначать? Почему именно такое слияние? (потому что гласные обозначают мягкость слияния).

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.

4. Первичное закрепление.

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

НА ДОСКЕ НАПИСАНЫ Гена и Галя.

-Посмотрите на доску. На доске записаны 2 слова и одна схема. Давайте их прочтём. Разделим на слоги. Поставим ударение.

-Что между ними общего? (количество слогов и ударение на первом слоге)

Определите, какое слово подходит к данной схеме?

-Составим устно схему ко второму слову.

-Сравним схемы.

-В чём разница?

-А теперь самостоятельно составьте звуковые схемы к следующим словам: гитара, горох.

1 УЧЕНИКА ЗА ДОСКУ

-А теперь, поработаем над ударением. Приготовьте слоговые карточки.

Гуси – разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему.

Гроза - разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему.

Гаражи - разделим на слоги; позовём слово; ударение падает на какой слог? покажите схему.

ФИЗМИНУТКА «ОЛЕНЬ»

-А теперь поупражняемся. (Галя собирала грибы). НАПЕЧАТАТЬ НА ДОСКЕ

-Прочитайте на доске запись про себя. Вслух прочтёт Миша. Что вы сейчас прочитали?

-Из скольки слов состоит предложение? Назовите первое слово. Назовите третье слово. Назовите второе слово.

-Посмотрите на схемы, которые составили ребята из другого класса. Скажите, какие ошибки допустили, объясните и исправьте? (РАЗБИРАТЬ КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ). ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОРЯДОК СЛОВ, А Я ВЫКЛАДЫВАЮ СХЕМЫ НА ДОСКЕ.

-А теперь откроем Азбуку на странице 119. Сейчас поработаем с текстом.

СНАЧАЛА ЧИТАЮ Я ПОТОМ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ.

-Сколько в тексте предложений и почему? Как звали ребят? Какие они нашли грибы?

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД (структурирование знаний).

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации.

практические (упражнение);

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

 -Найдите в тексте слова с буквой Г. Какие слова с буквой «Г» вы встретили? Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

-Какой звук обозначен буквой Г в каждом слове?

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Познавательные УУД (структурирование знаний).

6. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

По источнику получения знаний: словесные (беседа).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

-Итак, ребята. Какая сегодня тема урока у нас была?

-Кто сможет дать полную характеристику звукам, которые мы сегодня изучили?

-Спасибо за урок.

- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, обозначает звуки - [Г], [Г’].

Личностные УУД (самооценка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...