Конспект по русскому языку. 3 класс. В каких значимых частях слова есть орфограммы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Низамова Валерия Радиковна

Конспект 3 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.

Тип урока: ОНЗ

Цель:

Содержательная: знакомство с орфограммами в значимых частях слова;

Деятельностная: формирование умения находить орфограммы в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. Объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
  2. Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов.
  3. Находить в тексте заданную информацию.
  4. Формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения).
  5. Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

Развивающие:

  1. Выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию.
  2. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
  3. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
  4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
  5. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  6. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
  7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  8. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  9. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
  10. Корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

Воспитательные:

1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Признавать индивидуальность каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Объясняет своими словами значение изученных понятий, использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
  2. Правильно списывает слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов.
  3. Находит в тексте заданную информацию.
  4. Формулирует устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения).
  5. Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

Личностные:

  1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
  2. Признаёт индивидуальность каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Выявляет недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулирует запрос на дополнительную информацию.
  2. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы.
  3. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.
  4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  2. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
  3. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
  3. Корректирует свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

Оборудование: слайды презентации, учебник, карточки с заданиями.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – с. 102-104 , [2] л. ил. : ил. – (Школа России).

План урока:

1. Этап мотивации.

Приветствие.

Проверка готовности.

Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Проверка знаний о морфемах

Разбор слова ПОДСНЕЖНИКИ по составу.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Запись слов с подчеркиванием орфограмм.

Проверка по эталону.

Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения выхода из затруднения.

Формулирование темы урока.

Формулирование цели урока.

Планирование деятельности на уроке.

5. Этап реализации построенного проекта.

Нахождение слов с орфограммой. (упр. 192)

Запись пословиц с объяснением (упр.193.)

Словарная работа

Рассматривание таблицы (стр. 103)

ФИЗМИНУТКА

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Запись слов с безударными гласными в корне (Упр. 194)

Работа с правилом

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа по карточке.

Проверка по эталону.

8. Этап включение в систему знаний и повторение.

Работа на карточке в парах.

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Комментирование домашнего задания.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Радиковна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Проверка готовности.

- Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока.

Работа с пословицей

- Сегодняшний урок я предлагаю начать с пословицы.

- Ребята, посмотрите на слайд. Давайте ее прочитаем.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Верно ребята, наши знания, всегда пригодятся.

- Поэтому желаю вам на уроке быть внимательными и активными, что бы сегодняшние знания пригодились в дальнейшем.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Объясняют смысл пословицы.

Ф

Ф

Ф

Л1

ПР5

Л1

К1

К2

К3

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Проверка знаний о морфемах

-Итак, сейчас вам предстоит выполнить задание на сопоставление понятий и их определений. Для этого, вам нужно вспомнить определение этих слов (корень, окончание, форма слова, приставка, суффикс, основа, однокоренные слова)

- На доске вы видите эти понятие и разбросанные определения, нужно соединить их. 1 человек у доски.

- Давайте сверим ответ … со слайдом.

- Поднимите руку, если вы считаете что… выполнила все верно.

Разбор слова ПОДСНЕЖНИКИ по составу.

-А как же найти эти морфемы в словах?

- Сейчас мы будем разбирать с вами слово ПОДСНЕЖНИКИ.

- Выпишите это слово, выделите корень, окончание, приставку, суффикс и основу.

- Сверьте свои ответы со слайдом.

- Поднимите руку, у кого все верно.

- Молодцы.

Сопоставляют понятия и определения.

Разбирают слово по составу.

Ф

И

Пр1

Пр4

Пр5

Л1

П1

П2

К1

К2

К3

Р1

Р2

Р3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Запись слов с подчеркиванием орфограмм.

- Ребята, я загадала слово, которое помогло бы нам определить тему нашего исследования.

На слайде будут появляться слова, в которых будут спрятаны буквы. Вам нужно будет выписать эти слова и подчеркнуть букву, которую я скажу. Если правильно выполните мои указания, то вы справитесь. Будьте внимательны!

Подчеркните: 1. Первое слово - безударную гласную (погода);

2. Второе слово - вторую букву (краски);

3. Третье слово – парные согласные в конце слова (шкаф);

4. Четвертое слово - безударную гласную (погода);

5. Пятое слово – проверяемая согласная в корне слова (мягкий)

6. Шестое слово – первую букву (ранец)

7. Седьмое слово – первый слог (ананас)

8. Восьмое слово – удвоенные согласные (килограмм)

9. Девятое слово – окончание (сказка)

Проверка по эталону.

- Сверьте свои ответы со слайдом.

-Поднимите руку у кого все верно.

Формулирование проблемы урока.

- Но чтобы проверить точно ли вы правильно подчеркнули орфограммы вам нужно, по выделенным (подчёркнутым) буквам читайте полученное слово и запишите с новой строки.

- Какое слово у вас получилось? (орфограмма)

- Знакомо ли вам это слово?

- Что это значит?

- А где в слове может быть орфограмма?

Записывают слова и подчеркивают орфограммы.

Сверяют со слайдом

Читают зашифрованное слово.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции.

Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю

-В корне, окончание, приставке и в суффиксе

Ф

Пр3

Пр4

Пр2

Л1

П2

П4

К1

К2

К3

Р1

Р2

4. Этап построения выхода из затруднения

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формулирование темы урока.

-Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?

- Давайте проверим ваши предположения, открыв учебник на странице 102 й.

- Сегодня нам предстоит разобраться: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Формулирование цели урока.

-Какова цель сегодняшнего урока? (Что мы будем с вами делать?)

Планирование деятельности.

-Что мы будем делать для достижения цели? (работать с правилом, выполнять упражнения и задания)

Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Цель урока: уметь находить орфограмму в слове.

Планируют свою деятельность.

Ф

ПР5

Л1

П1

П3

К1

К2

К3

Р1

5. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Нахождение слов с орфограммой. (упр. 192)

- Сейчас вам нужно на с. 102 в упр. 192 найти слова с орфограммой.

-Прочитайте их.

-Назовите части слова, в которых выделены буквы.

- Запишите эти слова через запятую и подчеркните орфограммы.

-Почему надо проверять написание выделенных букв?

-Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

- Какой мы с вами может сделать вывод? (Буква, обозначающая безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова.)

- Молодцы.

Запись пословиц с объяснением (упр.193.)

- Посмотрите на следующее упражнение.

- … прочитай нам задание.

- Прочитайте 1 пословицу.

- Как вы понимаете ее смысл? (Не нужно занимать достоинство перед человеком и нахваливать просто так.)

- А как вы понимаете смысл 2 пословицы? (Если ты будешь трудолюбив, то будешь выносливее и не будешь маяться, хотеть спать.)

- Давайте теперь поработаем с 3 пословицей. Как вы понимаете ее смысл? (Сказать мы можем всё что угодно, но при этом мы даже не можем этого сделать.)

- А смысл 4 пословицы? (Один ты не справишься с очень тяжелой работой. Тебе нужно работать с другими людьми.)

- И 5 пословица у нас осталась. Ка вы понимаете ее смысл? (Главное, чтобы было чем поживиться, а уж желающие это сделать всегда найдутся.)

- Ребята, запишите любые 2 пословицы.

- Прочитайте слова с орфограммами из записанных вами пословиц.

- Подчеркните эти орфограммы.

-Давайте прочитаем на с. 103, на что надо обратить внимание.

-В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?

- Какой мы может сделать вывод? (Буква, обозначающая парный по звонкости - глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова.)

Словарная работа

- Ребята, назовите четвертый день недели.

- Найдите слово четверг в орфографическом словаре

- Запишите это слово в тетрадь и подчеркните орфограмму.

- Составьте предложение с этим словом и запишите его?

- … какое предложение ты составил(а)?

- Запомните написание этого слова

Рассматривание таблицы (стр. 103)

- давайте теперь подробно рассмотрим таблицу на 103 странице.

- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? (Вспомнить их написание)

- Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочное слово)

- А если это непроверяемая орфограмма7 (Проверить по словарю)

- Верно. Молодцы.

ФИЗМИНУТКА

- А теперь ребята чуть-чуть отдохнем, встаньте, пожалуйста, со своих мест. И так начнём. Повторяйте за мной.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

-Пришел, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами.

-Что бы удостовериться в правильности написания орфограммы

Читают правила

-В приставке, в корне, в суффиксе и в окончании

Объясняют смысл каждой пословицы.

Записывают любый 2 пословицы и подчеркивают в них орфограммы.

Работают со словарным словом, записывают предложение.

Рассматривают таблицу

Ф

Ф

И

Л1

К1

Пр1

Пр4

Пр5

Л1

П2

К1

К2

К3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Запись слов с безударными гласными в корне (Упр. 194)

- Ребята, переверните страницу и посмотрите на 194 упр.

- Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?

- Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова)

- Обратите внимание на образец и запишите любые 4 слова.

- Давайте проверим (По очереди читают слова)

- Молодцы.

Работа с правилом

- Давайте закрепим наши знания с помощью правила. Прочитайте его и в парах задайте вопросы друг другу.

- … какой вопрос ты задала?

- Молодцы. Вам нужно будет выучить это правило

Читают слова, отвечают на вопросы

Записывают слова

Работают с правилом в парах

Ф

П

Пр4

Л1

П1

П4

К1

К2

К3

Р2

Р3

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа по карточке.

-Ребята, а теперь выполните самостоятельно задание на карточке 1.

Проверка по эталону.

- Сверьте свои ответы со слайдом

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки

-У кого есть 1-2 ошибки

- Молодцы. У кого есть ошибки не расстраивайтесь.

Записывают проверочное слово.

Составляют предложение с любым словом.

Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

И

И

Пр1

Пр2

Пр4

Пр5

Л1

П1

П2

К1

К2

К3

Р2

Р3

К2

Р2

Р3

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Работа на карточке в парах.

- Ребята а теперь в парах выполните задание на 2 карточке.

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

С…лить, с…лённый; к…рмить, к…рмушка; б..льной, заб…леть; д…лёкий, д…леко; м…лчать, м…лчун; в…рить, в…ренье; ск…зать, переск…зать; с…сновый, с…сна.

Подберите для каждого однокоренного слова проверочное. Запишите проверочные слова к себе в тетрадь.

- Прочитайте проверочные слова, которые вы записали.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Работают в паре по карточке.

Читают записанные слова.

Ф

Пр4

Л1

Л2

К1

К2

К3

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу.

Какая была его тема?

-Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова?

-Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

-Что показалось трудным?

Рефлексия.

- Продолжите фразу на слайде:

- На уроке я узнал…

- Мне на уроке удалось…

- Мне бы хотелось похвалить…

- Самым интересным на уроке было…

Комментирование домашнего задания.

- Запишите домашнее задание в дневник:

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Подводят итоги. Отвечают на вопросы.

Продолжают фразу на слайде.

Записывают домашнее задание.

Ф

ПР5

Л2

П2

К1

К2

К3

Р2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Слайд 2

Корень -это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Форма слова -это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Приставка -это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования слов. Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Основа слова - это часть слова без окончания. В нем заключено его лексическое значение.

Слайд 4

Погода, краски, шкаф, погода, мягкий, ранец, ананас, килограмм, сказка.

Слайд 5

П о года, к р аски, шка ф , п о года, мя г кий, р анец, а нанас, килогра мм , сказк а .

Слайд 6

Тема урока: В каких значимых частях слова есть орфограммы? Цель урока: уметь находить орфограмму в слове.

Слайд 8

- На уроке я узнал… - Мне на уроке удалось… - Мне бы хотелось похвалить… - Самым интересным на уроке было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"

Русский язык  3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы (презентация к уроку)

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.Презентация...

В каких значимых частях слова есть орфограмма? (русский язык 3 класс "Школа России")

Учащиеся тренируются  находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слов...