Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий.
Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Задачи:
1. Формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
2. Расширять кругозор о разнообразии профессий.
Цель: узнать с помощью каких суффиксов образуются названия профессии
Предметные результаты: уметь находить в словах суффикс, различать суффикс как часть слова, образующую новые слова, уметь определять значение суффикса.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Личностные УУД: формировать, положительное отношение к процессу обучения
расширить знания учащихся о профессиях
1.Организационный момент
-Настроимся на урок. Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
Какой раздел изучаем?
Вспомним какие части слова мы изучили.
Игра «Крокодил». Дети объясняют слова «приставка», «корень», «окончание», «основа»
Какую часть слова забыли назвать?
Перед вами лист с высказываниями. Вам надо подчеркнуть только верные высказывания.
+ Суффикс – это часть слова.
Суффикс это маленькое слово.
+Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем.
+Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение.
+Суффикс имеет значение.
Взаимопроверка.
Поднимите руку, кто справился без ошибок.
- Что такое суффикс? (Дети дают определение)
- Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. На прошлом уроке мы стали заполнять « ВАГОН ПАРОВОЗИКА» суффиксов русского языка.
- Посмотрите и вспомните суффиксы, которые изучили на прошлых уроках.
-ИШК-, -УШК-, -ОЧК-, -ЕНЬК-, -ИЩ-. Вспомните, какой смысловой оттенок они придают словам?(показывают, большой предмет или маленький, придают уменьшительно ласкательное значение) Приведите примеры (домишко, бабушка, палочка, беленький, ручище)
- -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-. Какие слова образует эта группа суффиксов?
(названия детенышей животных) - Приведите примеры (бельчонок, теленок, медвежата, котята)
- Итак, мы уже успели убедиться, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо и многое может рассказать.
Работаем с облаком слов. Образуйте от словарных слов 5 новых слов, используя изученные суффиксы.
3. Постановка учебной задачи.
- А сегодня мы продолжим разговор об образовании слов с помощью суффиксов и узнаем, как можно образовать с помощью суффиксов новые слова.
На доске ребусы. Отгадайте слова.
100 рож
ак3са
100матолог
100ляр
Как вы думаете, можно ли объединить эти слова в одну группу? Назовите обобщающее слово. (Профессии)
Попробуйте назвать тему нашего урока. (Суффиксы профессий)
Сформулируйте учебную задачу. ( узнать какие суффиксы помогают образовать название профессий)
Расставьте суффиксы по своим местам
барабанист
аптекщик
лётарь
шахматчик
4. «Открытие нового знания»
На доске:
НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ.
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? (каждый человек должен освоить какую-либо профессию).
Что такое профессия? (род деятельности человека)
- Существует множество профессий, и вы, выбрав одну из них, можете принести пользу не только себе и своей семье, но и нашей Родине – России.
Образуйте от слов, обозначающих действие название профессий.
Запишите однокоренные слова парами
водит – водитель
пишет – писатель
учит – учитель
воспитывает – воспитатель
изобретает – изобретатель
строит - строитель
Что общего у слов, которые вы записали? (суффикс – тель-) НА ДОСКУ
Например, вы можете заняться спортом. Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)
- Назовите спортсменов, играющих в перечисленные игры:
Хоккей - хоккеист
Волейбол -волейболист
Футбол -футболист
Баскетбол - баскетболист
Теннис - теннисист
- Что вы заметили? (во всех словах одинаковый суффикс –ист -) НА ДОСКУ
Физкультминутка
Давайте немножко отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете действия, что делает человек той профессии:
- Водитель
- Танцор
- Рыбак
- Футболист
- Баскетболист
- Штангист
- Пловец
- Певец
Молодцы! Очень весело получилось!
- А ещё вы можете стать строителями. Это очень почётное занятие – строить людям дома.
Работа в парах. Задание на листе. Подберите профессию к деятельности.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Слова для справок: |
Самопроверка
- Составьте и запишите предложение о человеке, который работает на кране. (Крановщик поднимает краном тяжёлые грузы). Выделите суффикс.
Какие суффиксы помогли нам образовать название профессий этих людей? ( -щик, ник) НА ДОСКУ
- Дети, а кто любит музыку и сможет от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте? (показываю карточку с изображением музыкального инструмента)
Баян – баянист
Скрипка – скрипач
Пианино-пианист
Гитара- гитарист
Труба - трубач
Выделите «музыкальные» суффиксы ( - ист, ач) НА ДОСКУ
На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом музыкальные профессии, сразу всех объединив? - Музыканты.
5. Самостоятельная работа
Проверим какие вы сегодня были внимательные. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только суффиксы.
Звонарь, связист, дрессировщик, грузчик, испытатель, пианист, фокусник, скрипач.
- Сегодня на уроке мы вспомнили с вами много профессий. Как вы думаете, ребята, какими качествами должны обладать люди этих профессий?
-Устно составьте словосочетания, подобрав синонимы к словам «добросовестный» (порядочный,честный), «известный»(знаменитый, прославленный)
Рефлексия
-Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»
- Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
- С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
- Какие суффиксы нам в этой работе помогли?
Повторите суффиксы имён существительных, которые изучили сегодня. Что они обозначают?
- Послушайте пословицу, объясните её смысл: «Труд человека кормит, а лень портит». Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить, и каждый должен выполнять работу хорошо, ведь любая работа приносит людям пользу. Все профессии нужны, все профессии важны.
- На мой взгляд, вы хорошо потрудились на уроке.
Домашнее задание по выбору:
1. Небольшой рассказ Кем ты хочешь стать?
2. Составить кроссворд по теме «Профессии»
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
Урок русского языка по теме "Суффикс как часть слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Суффикс как часть слова" ...
Презентация к уроку русского языка №60 во 2 классе по теме "Образование слов с помощью суффиксов"
Презентация к УМК 2Начальная школа 21 века"...
Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"
Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"
Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...