Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Тема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о орфограммах в значимых частях слова;
- создать условия для формирования умения находить орфограммы в словах, писать слова с этой орфограммой, подбирать проверочные слова, группировать слова по типу орфограмм.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русскому языку путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умения слушать других.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать, что такое «орфограмма», «морфемы». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках, суффиксх, окончании).
Уметь находить орфограммы в изученных морфемах, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.
Личностные:
Уметь проводить самооценку, оценку работы товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;высказывать своё предположение
Основные понятия: орфограмма, морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На столах у всех в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
- Орфографическая минутка.
Р…сунок, п…м…дор, за…ц, ч…рный, обл…ко, к…ртоф…ль.
-Записать слова в тетрадь, вставить пропущенные буквы. Проверка в парах.
III. Актуализация знаний.
- Разминка для ума (отвечаем быстро, работает правило поднятой руки)
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …. (окончанием)
- Чтобы найти окончание в слове, надо … (изменить форму слова).
- Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов … (приставка).
- Общая часть родственных слов называется … (корнем).
- Часть слова без окончания называется… (основой).
- Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов называется … (суффикс).
- Работа в группах (разбор слов по составу)
1 группа – перевозка , тропинка
- группа – подорожник , лисенок
- группа – перекличка, охотники
IV.Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Не видать её корней,
Вершина выше тополей.
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт… (Гора)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место…. (Вода)
Всему головой его называют,
На пол никогда не бросают.
В печи подрос и окреп,
Это наш любимый … (Хлеб)
Эта птица не дневная,
Эта - видит в темноте.
Грозный хищник. Мышка знает:
По ночам сиди в норе! (Сова)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- Посмотрите внимательно на слова, в какой части слова находятся орфограммы? (в корне)
-А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
- Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться.
- Сформулируйте тему урока. (В каких значимых частях слова есть орфограмма?)
IV. Работа по теме
- Работа по учебнику на стр. 102-ой, упр. 192.
- Почему в некоторых словах выделены буквы? (можно допустить ошибку в написании - орфограммы в корнях слов- «опасные места»)
- Прочитайте слова с орфограммами, назовите части слова, в которых выделены орфограммы.
-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?
-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Спишите текст, выделите значимые части, в которых выделены буквы. Работаем самостоятельно. Взаимопроверка.
-Итак, что мы с вами узнали, выполняя это упражнение? (орфограммы могут быть в любой значимой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании)
- Физминутка.
Я буду называть вам однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС – вы делаете приседание, если слово с корнем САД – подпрыгиваете.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
2. стр. 102 упр. 193
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Прочитайте слова с орфограммами.
- Назовите части слова, в которых выделены буквы.
- Почему надо проверять написание выделенных букв?
- В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?
- Спишите первые 2 пословицы.
(Выполнение учениками по очереди у доски с проговариванием орфограмм и подбором проверочных слов, остальные записывают в тетрадь.)
- Работа со словом из словаря.
-Назовите четвёртый день недели (четверг)
- Найдите слово четверг в орфографическом словаре.
- Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму. (непроверяемая гласная в корне слова, парный согласный по глухости-звонкости).
- Какую орфограмму можем проверить?
- Какую орфограмму запомнить?
- Составьте со словом четверг предложение. Запишите его.
- Запомните написание этого слова.
- Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу на с. 103.
-В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание)
- Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово)
- А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю)
- Рефлексия.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- В каких значимых частях могут быть орфограммы?
- Как проверить безударный гласный в корне?
- Оцените свою работу на уроке.
У каждого на столе лежат листочки. Давайте нарядим наше деревце листиками. Если было интересно – зеленый листик, если были трудности – желтый, если было не интересно – красный листик.
- Итог урока.
Продолжи предложения:
Я узнал….
Мне понравилось…
Самым интересным было…
Домашнее задание: с. 102,103 выучить правила, с. 100 выполнить все упражнения устно. По желанию: с.100 упр.6 выполнить письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"
Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....
конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"
Русский язык 3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы (презентация к уроку)
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.Презентация...
В каких значимых частях слова есть орфограмма? (русский язык 3 класс "Школа России")
Учащиеся тренируются находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слов...