Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яньшина Вера Викторовна

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  3 класс

Тема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о орфограммах в значимых частях слова;

- создать условия для формирования умения находить орфограммы в словах, писать слова с этой орфограммой, подбирать проверочные слова, группировать слова по типу орфограмм.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русскому языку путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умения слушать других.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое «орфограмма», «морфемы». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках, суффиксх, окончании).

Уметь находить орфограммы в изученных морфемах, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку, оценку работы товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;высказывать своё предположение

Основные понятия: орфограмма, морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

На столах у всех в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

  1. Орфографическая минутка.

Р…сунок, п…м…дор, за…ц, ч…рный, обл…ко, к…ртоф…ль.

-Записать слова в тетрадь, вставить пропущенные буквы. Проверка в парах.

III. Актуализация знаний.

  1. Разминка для ума (отвечаем быстро, работает правило поднятой руки)
  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …. (окончанием)
  2. Чтобы найти окончание в слове, надо … (изменить форму слова).
  3. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов … (приставка).
  4. Общая часть родственных слов называется … (корнем).
  5. Часть слова без окончания называется… (основой).
  6. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов называется … (суффикс).
  1. Работа в группах  (разбор слов по составу)

1 группа – перевозка , тропинка

  1. группа – подорожник , лисенок
  2. группа – перекличка, охотники

IV.Самоопределение к деятельности.

 Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не видать её корней, 
Вершина выше тополей.
 
Всё вверх и вверх она идёт,
 
Но не растёт…    (Гора)

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место…. (Вода)

Всему головой его называют,

На пол никогда не бросают.

 В печи подрос и окреп,

Это наш любимый … (Хлеб)

Эта птица не дневная,
Эта - видит в темноте.
Грозный хищник. Мышка знает:
По ночам сиди в норе!  (Сова)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

- Посмотрите внимательно на слова, в какой части слова находятся орфограммы? (в корне)

-А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?

- Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться.

- Сформулируйте тему урока. (В каких значимых частях слова есть орфограмма?)

IV. Работа по теме

  1. Работа по учебнику на стр. 102-ой,   упр. 192.

 

- Почему в некоторых словах выделены буквы? (можно допустить ошибку в написании - орфограммы в корнях слов- «опасные места»)

- Прочитайте слова с орфограммами, назовите части слова, в которых выделены орфограммы.

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Спишите текст, выделите значимые части, в которых выделены буквы. Работаем самостоятельно. Взаимопроверка.

-Итак, что мы с вами узнали, выполняя это упражнение? (орфограммы могут быть в любой значимой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании)

  1. Физминутка.

Я буду называть вам однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС – вы делаете приседание, если слово с корнем САД – подпрыгиваете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

   2. стр. 102  упр. 193

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Прочитайте слова с орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы.

- Почему надо проверять написание выделенных букв?

- В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?

- Спишите первые 2 пословицы.

(Выполнение учениками по очереди у доски с проговариванием орфограмм и подбором проверочных слов, остальные записывают в тетрадь.)

  1. Работа со словом из словаря.

-Назовите четвёртый день недели (четверг)

- Найдите слово четверг в орфографическом словаре.

- Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму. (непроверяемая гласная в корне слова, парный согласный по глухости-звонкости).

- Какую орфограмму можем проверить?

- Какую орфограмму запомнить?

- Составьте со словом четверг предложение. Запишите его.

- Запомните написание этого слова.

  1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу на с. 103.

-В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание)

- Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово)

- А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю)

  1. Рефлексия.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- В каких значимых частях могут быть орфограммы?

- Как проверить безударный гласный в корне?

- Оцените свою работу на уроке.

У каждого на столе лежат листочки. Давайте нарядим наше деревце листиками. Если было интересно – зеленый листик, если были трудности – желтый, если было не интересно – красный листик.

  1. Итог урока.

Продолжи предложения:

Я узнал….

Мне понравилось…

Самым интересным было…

Домашнее  задание: с. 102,103 выучить правила,  с. 100 выполнить все упражнения устно. По желанию: с.100 упр.6 выполнить письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"

Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....

конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"

Русский язык  3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы (презентация к уроку)

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.Презентация...

В каких значимых частях слова есть орфограмма? (русский язык 3 класс "Школа России")

Учащиеся тренируются  находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слов...