конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кошлакова Ольга Сергеевна

Русский язык  3 класс

Тема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»

Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.

Деятельностная цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные и парные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУДумение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы.

Познавательные УУДумение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя (если есть необходимость) словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое «орфограмма», «морфемы». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках, суффиксх, окончании).

Уметь находить орфограммы в изученных морфемах, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку, оценку работы товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в форме таблицы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя совари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).

Основные понятия: орфограмма, морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).

 Ход урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kakih_znachimyh_chastyah_slova_est_orfogrammy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  3 класс

Тема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»

Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.

Деятельностная цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные и парные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУДумение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы.

Познавательные УУДумение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя (если есть необходимость) словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое «орфограмма», «морфемы». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках, суффиксх, окончании).

Уметь находить орфограммы в изученных морфемах, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку, оценку работы товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в форме таблицы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя совари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).

Основные понятия: орфограмма, морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).

 Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

- Ребята, почему важно знать и владеть русским языком?

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.»

                                                              В. Г. Белинский

- Как вы понимаете высказывание В. Г. Белинского? ( Русский язык дарит человеку, владеющему им, разные ощущения, понимание жизни.)

  1. Орфографическая минутка.

Р…сунок, п…м…дор, за…ц, ч…рный, в…сок, к…ртоф…ль.

-Записать слова в тетрадь, вставить пропущенные буквы. Проверка в парах.

  1. Самоопределение к деятельности.

 Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не видать её корней, 
Вершина выше тополей.
 
Всё вверх и вверх она идёт,
 
Но не растёт…    (Гора)

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место…. (Вода)

Всему головой его называют,

На пол никогда не бросают.

 В печи подрос и окреп,

Это наш любимый … (Хлеб)

Эта птица не дневная,
Эта - видит в темноте.
Грозный хищник. Мышка знает:
По ночам сиди в норе!  (Сова)

Не шнурок я и не шланг,
Хоть, признаю, что длинна.
Могу веткой притвориться,
Иль в траве надежно скрыться.
А еще могу в клубок,
Я свернуться так легко.
Но опасна я, друзья,
Потому что я – …(Змея) 

- Назовите орфограммы в словах-отгадках.

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне)

-А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?

- Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме

  1. Работа по учебнику на стр. 102-ой,   упр. 192.

 – Что значит «правописание частей слова»?

– Какие гласные и согласные в слове нужно проверять?

- Прочитайте слова с орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради. 

- Почему надо проверять написание выделенных букв? (можно допустить ошибку в написании - орфограммы в корнях слов- «опасные места»)

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

-Прочитайте правило. Ребята, что общего в этих двух правилах?

-Проблема: распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.

 Выполнение задания по учебнику.

-Итак, что мы с вами узнали, выполняя это упражнение? (орфограммы могут быть в любой значимой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании)

2. стр. 102  упр. 193

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Прочитайте слова с орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы.

- Почему надо проверять написание выделенных букв?

- В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?

(Выполнение учениками по очереди у доски с проговариванием орфограмм и подбором проверочных слов, остальные записывают в тетрадь.)

  1. Физминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

  1. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа со словом из словаря.

-Назовите четвёртый день недели (четверг)

- Найдите слово четверг в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. (непроверяемая гласная в корне слова, парный согласный по глухости-звонкости).

- Какую орфограмму можем проверить?

- Какую орфограмму запомнить?

- Составьте со словом четверг предложение. Запишите его.

- Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите таблицу на с. 103.

-В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание)

- Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово)

- А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю)

  1. Рефлексия.

Распознать часть слова, вписать букву, подобрать проверочное слово.

Дв…ры, стр…ла, тр…ва, гн…здо, св…ча, д…жди, шк…фы, ч…жи, в…да.

- Оцените свою работу на уроке.

  1. Итог урока.

В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

Как проверить безударный гласный в корне?

- Что показалось трудным?

Домашнее  задание с. 105 упр. 195


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...