В каких значимых частях слова есть орфограмма? (русский язык 3 класс "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Учащиеся тренируются находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём, оценивать результаты выполненного задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока | В каких значимых частях слова есть орфограмма? |
Тип урока | Комбинированный |
Дидактическая цель | Формировать умение находить орфограммы в словах. |
Планируемые результаты | Находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём, оценивать результаты выполненного задания. |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление частей из целого, строят несложные рассуждения, делают выводы. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности |
Основные понятия | Часть слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) |
-Как вы понимаете смысл пословицы - Откройте тетради и запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя. Дети объясняют.
- Пишут в тетради число и классная работа. | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Отгадайте загадки. Запишите отгадки. В жарком лете я стою Шапкой зиму достаю. (гора) В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (вода) За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся. (след) Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (хлеб) Назовите орфограммы в словах-отгадках. -В какой части слова находится орфограммы? (в корне) - Вставьте пропущенные буквы ..делать, мал.нький, из земляник.. - Что вы пока не смогли сделать? -А что мы можем сделать? | Отгадывают слова. Записывают их. Называют орфограммы. Выделяют корень. Я не знаю какие буквы вставлять. Выделить часть слова. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; решать проблемы; передавать информацию устным и письменным спо-собом; развивать следующие мыс-лительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (Сообщение темы и цели урока) | - В чём возникло затруднение. - Но что мы уже знаем? Сформулируйте тему урока. | Не знаем какие буквы пишутся в приставках, суффиксах, окончаниях. Части слова. Орфограммы в значимых частях слова. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; Познавательные: Передавать информацию устным и письменным спо-собом. |
4. Реализация построенного проекта. | Учебник. Стр. 102 упр. 192. -Прочитайте слова с орфограммами - Назовите части слова, в которых выделены буквы. Почему надо проверять написание выделенных букв? -В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный? -Прочитайте ниже. На что надо обратить внимание | Называют части слова. Чтобы писать грамотно. В любой части слова. Читают | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия; Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; адекватно оценивать собственное поведение. |
5. Первичное закрепление | Я предлагаю вам выполнить задание в группе. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы. Вставьте пропущенные буквы, выделите части слова и разбейте слова на группы. Д.лёкий, сапо.ки, пр.ехал, малин.вый, пирожо., из земляник.. Вывод __________________ Таблица стр. 103 (рассматривают) | Ответственный поднимает руку и задаёт вопрос учителю.
Дети работают в группе. Выделяют орфограммы, корень, приставку, суффикс, окончание. Безударный гласный, парный по звонкости-глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова. | |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | У. Прочитайте первую пословицу из №193. Встречай людей не лестью, а честью. Как понимаете эту пословицу? Что такое лесть?
В какой значимой части выделена буква?
-Прочитайте вторую пословицу. Кто ленив, тот и сонлив. - Как вы ее понимаете? - Как называется выделенная орфограмма? -В какой части слова она находится? -Без столбов и забор не стоит. -Как вы ее понимаете? - Как называется выделенная орфограмма? -В какой части слова она находится? -Проверим наш вывод, прочитаем текст вверху с.103. - Что делать, если мы не можем подобрать проверочное слово?
| -Не нужно угождать людям, нужно их встречать с достоинством и уважением. -Неискренняя хвала с какой-то целью. (встречай-приставке) -Кто ничего не делает, тот и не хочет ничего. -Парный по глухости-звонкости согласный звук -В суффиксе. -Всегда нужна опора, на которой все строится. -Парный по глухости-звонкости согласный звук -В суффиксе. -Посмотреть в словарь. Открывают орфографический словарь | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкциями; Развивать следующие мыс-лительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. |
Вставьте пропущенные буквы и запишите слова группами, в каких частях слова находятся орфограммы. (а) в корне, б) в приставке, в) в суффиксе). Улы.ка, б.ксёр, .ер.лить, сырн.к, храбр.сть, х.трец, голу.ь, гвозд.к, п.дземный. -Прочитай ___ первое слово. Какая орфограмма в этом слове? В какой части слова находится орфограмма? Как проверить написание орфограммы? В какую строчку будем записывать это слово? Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, выделите часть слова, в которой она находится. -Самостоятельно выполните задание до конца. -Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, определите, в какой части слова выделена орфограмма. -Проверим. а). Улыбка, боксёр, хитрец, голубь. б). Перелить, подземный. в). Сырник, храбрость, гвоздик. | -Парный по глухости-звонкости согласный. -В корне. -Подобрать проверочное слово улыбаться. -В первую | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкциями; Развивать следующие мыслительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. | |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - Скажите, какая была тема урока? Что нужно сделать, если не знаешь, какая буква пишется? - На столах у вас сигнальные карточки. 1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно на уроке. 2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи; 3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно. | В каких значимых частях слова есть орфограмма? Посмотреть в орфографический словарь Поднимают сигнальные карточки. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкция-ми; развивать следующие мыслительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение. |
8. Домашнее задание | - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 105, упр.196. - Спасибо за урок. |
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. |
Маршрутный лист
1.Используя условные обозначения, напиши алгоритм разбора слова по составу.
______________________________________________________
2. Распределите слова в зависимости от того в какой части слова находится безударный гласный
приставка | корень | суффикс | окончание |
| |||
Синий, полёт, зима, курочка.
3.Допишите свои слова.
Вывод _________________________________________________________________________________
Правописание гласных в значимых частях слова.
Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Поставить ударение и найти орфограмму в слове
Определить способ решения задачи в зависимости от части слова
Определить часть слова в которой встретилась орфограмма
Решить задачу, используя знания
Произнести слово
Этапы решения орфографической задачи
- увидеть орфограмму в слове;
- определить её вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Какие правила произношения слов есть в русском языке?
Справочный материал....
конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"
Русский язык 3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...
Тест по теме "Части слова" 3 класс русский язык УМК "Школа России"
Тест для проверки знаний учащихся по теме "Части слова", 3 класс русский язык УМК "Школа России"...
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока...
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы (презентация к уроку)
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.Презентация...