В каких значимых частях слова есть орфограмма? (русский язык 3 класс "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Людмила Викторовна

Учащиеся тренируются  находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём, оценивать результаты выполненного задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

В каких значимых частях слова есть орфограмма?

Тип урока

Комбинированный

Дидактическая цель

 Формировать умение находить орфограммы в словах.

 Планируемые результаты

 Находить в слове значимые части; различать, в какой части слова находится орфограмма, подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём, оценивать результаты выполненного задания.

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление частей из целого, строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Основные понятия

Часть слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

  • Воля и труд дивные всходы дают.

-Как вы понимаете смысл пословицы

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя.

Дети объясняют.

 

- Пишут в тетради число и

классная работа.

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

В жарком лете я стою

Шапкой зиму достаю. (гора)

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (след)

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Назовите орфограммы в словах-отгадках.

-В какой части слова находится орфограммы? (в корне)

 - Вставьте пропущенные буквы

..делать, мал.нький, из земляник..

- Что вы пока не смогли сделать?

-А что мы можем сделать?

 Отгадывают слова.

Записывают их.

Называют орфограммы.

Выделяют корень.

Я не знаю какие буквы вставлять.

Выделить часть слова.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение темы и цели урока)

- В чём возникло затруднение.

- Но что мы уже знаем?

Сформулируйте тему урока.

Не знаем какие буквы пишутся в приставках, суффиксах, окончаниях.

Части слова.

Орфограммы в значимых частях слова.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные:

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

4. Реализация построенного проекта.

Учебник.

Стр. 102 упр. 192.

-Прочитайте слова с орфограммами

- Назовите части слова, в которых выделены буквы.

Почему надо проверять написание выделенных букв?

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

-Прочитайте ниже. На что надо обратить внимание

Называют части слова.

Чтобы писать грамотно.

В любой части слова.

Читают

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия;

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регуляции своего действия;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Коммуникативные:

обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; адекватно оценивать собственное поведение.

5. Первичное закрепление

Я предлагаю   вам выполнить задание в группе.

Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы.

Вставьте пропущенные буквы, выделите части слова и разбейте слова на группы.

Д.лёкий, сапо.ки, пр.ехал, малин.вый, пирожо., из земляник..

Вывод __________________

Таблица стр. 103 (рассматривают)

Ответственный поднимает руку и задаёт вопрос учителю.

 

Дети работают в группе.

Выделяют орфограммы, корень, приставку, суффикс, окончание.

 Безударный гласный, парный по звонкости-глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

У. Прочитайте первую пословицу из №193.

 Встречай людей не лестью, а честью.

Как понимаете эту пословицу?

Что такое лесть?

 

В какой значимой части выделена буква?

 

-Прочитайте вторую пословицу.

Кто ленив, тот и сонлив.

  - Как вы ее понимаете?

 -  Как называется выделенная орфограмма?

-В какой части слова она находится?

-Без столбов и забор не стоит. 

-Как вы ее понимаете?

 -  Как называется выделенная орфограмма?

-В какой части слова она находится?

-Проверим наш вывод, прочитаем текст вверху с.103.

- Что делать, если мы не можем подобрать проверочное слово?

 

-Не нужно угождать людям, нужно их встречать с достоинством и уважением.

-Неискренняя хвала с какой-то целью.

(встречай-приставке)

-Кто ничего не делает, тот и не хочет ничего.

-Парный по глухости-звонкости согласный звук

-В суффиксе.

-Всегда нужна опора, на которой все строится.

-Парный по глухости-звонкости согласный звук

-В суффиксе.

-Посмотреть в словарь.

Открывают орфографический словарь

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Развивать следующие мыс-лительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

 

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова группами, в каких частях слова находятся орфограммы. (а) в корне, б) в приставке, в) в суффиксе).

Улы.ка, б.ксёр, .ер.лить, сырн.к, храбр.сть, х.трец, голу.ь, гвозд.к, п.дземный.

-Прочитай ___ первое слово.

Какая орфограмма в этом слове?

В какой части слова находится орфограмма?

Как проверить написание орфограммы?

В какую строчку будем записывать это слово?

Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, выделите часть слова, в которой она находится.

-Самостоятельно выполните задание до конца.

-Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, определите, в какой части слова выделена орфограмма.

-Проверим.

а). Улыбка, боксёр, хитрец, голубь.

б). Перелить, подземный.

в). Сырник, храбрость, гвоздик.

-Парный по глухости-звонкости согласный.

-В корне.

-Подобрать проверочное слово улыбаться.

 -В первую

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Развивать следующие мыслительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

7.        Подведение итогов. Рефлексия

- Скажите, какая была тема урока?

Что нужно сделать, если не знаешь, какая буква пишется?

- На столах у вас сигнальные карточки.

1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно на уроке.

2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи;

3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно.

В каких значимых частях слова есть орфограмма?

 Посмотреть в орфографический словарь

Поднимают сигнальные

 карточки.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми;

развивать следующие мыслительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение.

8. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 105, упр.196.    

- Спасибо за урок.

 

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

                                                                                                                               

Маршрутный лист

1.Используя условные обозначения, напиши алгоритм разбора слова по составу.

 ______________________________________________________

2. Распределите слова в зависимости от того в какой части слова находится безударный гласный

приставка

корень

суффикс

окончание

 

     Синий,   полёт,   зима,    курочка.

3.Допишите свои слова.

Вывод _________________________________________________________________________________

   

           Правописание гласных в значимых частях слова.

Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Поставить ударение и найти орфограмму в слове

Определить способ решения задачи в зависимости от   части    слова

Определить часть слова в которой встретилась орфограмма

Решить задачу, используя знания

Произнести слово

                                                           

 

Этапы решения орфографической задачи

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить её вид;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
  4. определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;
  5. решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;
  6. написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"

Русский язык  3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...

Тест по теме "Части слова" 3 класс русский язык УМК "Школа России"

Тест для проверки знаний учащихся по теме "Части слова", 3 класс русский язык УМК "Школа России"...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы (презентация к уроку)

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.Презентация...