Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Стародубова Надежда Константиновна

Цели урока:

Учебно-познавательные: Познакомить с признаками имён существительных

3-го склонения; учить распознавать имена существительные 3-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Учебно-познавательные: Познакомить с признаками имён существительных

3-го склонения; учить распознавать имена существительные 3-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.

Формируемые УУД

Личностные результаты :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре;

Формы организации познавательной деятельности:  (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, компьютер, презентация, карточки.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись, улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке!

2. Минутка чистописания.

Зз  Ззз  Зззз

Соня Зине прин.сла бузину в корзине.

Что такое бузина? ( Кустарник. У него ядовиты листья, цветки и незрелые плоды. Препараты применяют в медицине в виде настоев, отваров, в косметологии)

Спишите предложение в тетрадь.

Проверка. Учащиеся объясняют, какие буквы они вставили.

Работа с предложением.(Нахождение главных и второстепенных членов предложения).

Что называется склонением имен существительных?

Определите падежи имен существительных.

3. Актуализация знаний
1. Игра  «Узнай падеж»    

Форма какого падежа является начальной?            И.п.

Без предлога не употребляется какой падеж?       П.п.

Вопрос кому?                                                             Д.п.

Предлоги   без, для, до, из, у, от.                              Р.п.                    

Вспомогательное слово нет                                      Р.п.

Предлоги  к, по                                                           Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …                     И.п.

Вопрос кого?                                                              Р.п.

Вопрос что?                                                                И.п. В.п.

Предлоги о, об                                                           П.п.

2,Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в группах. Карточка №1 со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 3 слова лишних (3 склонения).

 Улыбка,  сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,

храбрость, Витя, ладонь, бабочка. 

-У каких слов не определили склонение?

Почему?

Как вы  думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?

К какому?

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.

Значит, что мы сегодня узнаем на уроке?

Чему будем учиться?

Как вы думаете, какие существительные относятся к 3-му склонению?

4.Физминутка для глаз 

Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз!

5.Формирование новых знаний

-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.

Откройте учебники на стр. __

Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

6.Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания

Учебник упр.172 самостоятельно(1 у доски)

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?

Какое окончание имеют  имена существительные третьего склонения?

7. Первичное закрепление. Взаимопроверка

Найди и запомни. Игра «Молчанка»

Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.

Ваша задача : из каждой цепочки слов выписать только существительное 3-го склонения.

КАРТОЧКА:

8. Физминутка (Слайд 11)

 Игра «Продолжи строчку»:

 Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – присесть; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – прыжок.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               (хлопок)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       (два притопа)

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                   (два притопа)

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                    (присесть)

5. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                                (хлопок)

6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)            (присесть)

9.Закрепление изученного материала.

– А теперь мы с вами проверим, как же вы усвоили материал. Возьмите карточку и решите задание.

Вариант 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Вариант 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Вариант 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

10. Итог урока. 

- С чем познакомились сегодня на уроке?

(Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению?

(Имена существительные ж.р.  имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения

11. Рефлексия.

Если вам было спокойно и комфортно, нарисуйте солнышко, а если не совсем , тогда нарисуйте облачко.

А теперь скажите, за что вы можете похвалить себя или своего товарища.

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...

Урок по русскому языку. Раздел: «Склонение имён существительных»

Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён   существительных второго склонения»...

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....

Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"

Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...