Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 114.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Снежногорская СОШ
Проблемный урок в 4 классе
Учитель Александрикова Г.Г.
Тема: Три склонения имён существительных
Цель: Ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.
Задачи: 1.Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и
роду.
2.Развивать умения: анализировать, сравнивать, наблюдать,
делать выводы.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение вести
диалог.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Зима, река
сугробы, снега
лед, скольжение
радость, движение.
- Какова тема данного четверостишия?
( ответ: зима)
- Что интересного вы заметили в данном четверостишии?
( ответ: все слова выражены именем существительным)
- Что такое существительное?
- Как изменяются имена существительные?
( ответ: по родам, числам и падежам)
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имени существительного? ( ответ: подставить слова он, мой, она, моя)
- У вас на партах лежат листочки со словами, прочтем их.
заяц, река, солнце, песня, конь, поле
- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?
река конь солнце
песня заяц поле
ж.р. м.р. ср. р.
2. Новая тема
Создание проблемной ситуации
- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.
Вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имен существительных в предложении…..
( на доске записано:) Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
….. и очень удивились, в каком падеже стоят существительные по площади и по улице? (Д.п.)
- С какими предлогами употребляют оба существительных?
- Так что же могло вызвать их удивление? ( ответ: оба в Д.п., один и тот же предлог, а окончания разные).
- А почему же они разные? (дети высказывают версии)
- Давайте попробуем ответить на этот вопрос:
Проблемный вопрос!!!
- Так почему окончания разные?
3. Решение проблемы
Подводящий диалог:
1. – У вас на партах лежат карточки со словами:
конь, вода, Юра, земля, дочь, море, окно, дядя, стол, степь
а)давайте разделим существительные на 3 группы, ориентируясь на указания
Назовите существительные Ж.р. с окончаниями -а, -я
1 2 3
Ж..р. М. р. М.р. Ср.р. Ж.р.
вода Юра конь окно дочь
земля дядя стол море степь
- Прочитайте оставшиеся существительные М.р.
- Назовите существительные Ср.р. и выделите в них окончания.
- Определите род и выделите окончания у оставшихся имен существительных
( Ж.р. с ь на конце)
б)- Так, на сколько групп мы разбили существительные?(три)
- По каким признакам мы группировали существительные? ( ответ: по роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1,2 и 3 склонения.
2.Вывод правила:
-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:
- Какие существительные относятся к 1склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
ФИЗМИНУТКА
3.Воспроизведение знаний
в) На доске слова:
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.
- Определите склонение существительных: если 1 склонение – руки вперед, 2 склонение – руки вверх, 3 склонение – руки в стороны;
г) Стр. 88( чтение правила и сравнение с выведенным)
д) Теперь давайте вернемся к нашему предложению и попробуем ответить, почему разные окончания
улица – 1 склонение, площадь – 3 склонение
- Зачем надо хорошо уметь определять склонения существительных?
( ответ: чтобы правильно писать окончания)
е) Стр. 88, Упр. 166
Петя и Алена индивидуально (задание на карточках).
ж) игра «лишнее слово» (даны цепочки слов 1, 2,3скл, в каждой цепочке дано слово другого склонения
Итог урока:
-Закончите, пожалуйста, предложения:
Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).
Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).
Домашнее задание: Стр. 88 правило;
Стр. 89 Упр. 167;
Индивидуально: Сочинить сказку о склонении и определить склонение имён существительных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён существительных"в 4 классе
В игровой форме легко можно усвоить эту тему...
Урок русского языка " Склонение имён существительных"
Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....
Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".
Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....
Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку - Склонение имён существительных - 4 класс!
Программа "Школа России"...