Конспект по русскому языку 3 класс "Что такое части речи?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект по русскому языку ОНЗ в 3 классе по теме "Что такое части речи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_chto_takoe_chasti_rechi.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Студент: Машина Виктория Андреевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Учитель:

Тема: «Что такое части речи?»

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: вспоминание понятий «части речи»

Деятельностная: формирование умения распознавать части речи.

Задачи:

Дидактические задачи:

  1. Распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  2. Определять значение слова в тексте;
  3. Распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  4. Распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; распознавать глаголы;
  5. Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
  6. Распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки;
  7. Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

Развивающие задачи:

 1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6. Выстраивать последовательность выбранных действий;

7.Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

8. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

9. Ответственно выполнять свою часть работы;

10.Оценивать свой вклад в общий результат;

11. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

12. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

13. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

14. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные задачи:

1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2.Прявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Распознает слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  2. Определяет значение слова в тексте;
  3. Распознает имена существительные;
  4. Распознает имена прилагательные;
  5. Различает глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
  6. Распознает личные местоимения (в начальной форме);
  7. Выявляет в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

Личностные:

 1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2.Прявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

2.С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

 3.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

Регулятивные:

1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2.Выстраивает последовательность выбранных действий;

3.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

4.Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

5.Ответственно выполняет свою часть работы;

6. Оценивает свой вклад в общий результат.

Коммуникативные:

1.Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

2.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;

3.Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;

4.Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Оборудование: учебник; презентация; карточки.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 17-20. – (Школа России)

План урока:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)

2.1. Составление текста из предложений

2.2. Разделение текста на предложения

3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)

3.1. Работа над стихотворением

3.2. Постановка проблемной ситуации

4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

5.1. Работа с таблицей «Части речи»

5.2. Работа над упражнением 90

ФИЗМИНУТКА

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)

7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)

9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал.

- Присаживайтесь на свои места.

1.3. Формула успеха

- Посмотрите на доску. Прочитайте пословицу (Ученью да уменью всегда найдется применение) и скажите, что она означает.

- Желаю вам на нашем уроке узнать что-то новое и интересное.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Объясняют пословицу

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: 

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1.  Составление текста из предложений.

Прочитайте стихотворение и расположите строки так, чтобы получился связный рассказ и запишите его.

И за тучу забежало.

Стало заиньке темно.

Солнце по небу гуляло.

Глянул заинька в окно.

Давайте проверить. Какой текст у вас получился?

  1. Разделение текста на предложения.

- Ребята, перед вами лежат карточки. Разделите текст на предложения и запишите его.

 Осень пришла листьев на улице непочатый край пролетают над городом журавли они пулей летят в теплые края.

- Какой текст у вас получился. Какие фразеологизмы вы заметили в тексте? Что означает фразеологизм «непочатый край», «пулей летят»? (много, быстро)

- Какие еще фразеологизмы вы знаете?

К.2

Л.1

Л.1

П.1

Р.3

Р.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Работа со стихотворением

- Прочитайте стихотворение.

Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас. –
Означено словами.

- О чем говорится в стихотворении?

- Что такое слово? (основная единица речи.)

- Что может обозначать слово? (Словами обозначаются предметы, понятия, чувства)

3.2. Постановка проблемной ситуации

- Прочитайте слова: птица, за, рисует, под, желтая, огромный, у, ветер, учила.

- На какие группы мы можем разделить эти слова?(1 птица, ветер, 2 рисует, учила, 3 желтая, огромный, 4 за, под, у)

- Что обозначают слова в первой группе? На какие вопросы они отвечают? (предмет, кто? Что?)

- Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что? (имя существительное)

- Что обозначают слова во второй группе? На какие вопросы они отвечают? (действие предмета, что делает, что делала)

- Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на п=вопросы что делать, что сделать? (глагол)

- Что обозначают слова в третьей группе? На какие вопросы они отвечают? (признак предмета, какой, какая)

- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая? (имя прилагательное)

- Какие слова у нас остались? (за под у)

- К какой части речи мы можем их отнести? (предлог)

- Мы с вам делали?

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Части речи.)

4.2. Формулирование цели урока

- Что мы хотим сделать на этом уроке? (Вспомнить, какие части речи существуют и закрепить умение их определять)

4.3. Формулирование задач урока

- Что нам нужно сделать чтобы достичь нашей цели?

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с таблицей «Части речи»

- Вы сказали, для того чтобы добиться нашей темы нам нужно поработать с учебников. Откройте учебник на странице 53ей и посмотрите на таблице «Части речи».

- Скажите, о какой части речи мы еще не говорили на уроке? (о местоимении)

- Что обозначает местоимение? (оно указывает на предмет, но не называет его)

- На какие вопросы отвечает местоимение? ( кто? Что?)

- Назовите примеры местоимений. ( я, ты, он, она и тд)

- Составьте и запишите в тетрадь предложение с использованием местоимений. ( Я сегодня ела мороженое)

- Давайте проверим, какие предложения вы составили.

5.2. Работа с упражнением 90

- Откройте 54ю страницу учебника и посмотрите на упражнение 90. Прочитайте стихотворение и скажите, что обозначает словосочетание осень на носу (появились признаки осени, осень скоро начнется)

- Как вы можем назвать правильно словосочетание «осень на носу» (фразеологизм)

- Почему это словосочетание является фразеологизмом? (на носу - переносное значение)

- Спишите это стихотворение. Надпишите над словами части речи.

- давайте проверим как вы определили части речи.

ФИЗМИНУТКА

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Посмотрите на упражнение 91. Прочитайте стихотворение внимательно. Кто может рассказать это стихотворение по памяти? Прочитайте его еще раз, запоминая расстановку знаков препинания. Закройте учебник и запишите по памяти данное стихотворение.

- Откройте учебник и сверьте записанное стихотворение со стихотворением в учебнике. Поднимите руку те, кто смог записать стихотворение идеально правильно, правильно расставляя знаки препинания?

 Поднимите руку те, то немного ошибся. Поднимите руку те, кто не смог запомнить стихотворение.

Те кто не смог перепишите стихотворение из учебника. Те кто уже справился укажите над каждым словом второго предложения, какой частью речи он является.

- Давайте проверим вашу работу.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- А сейчас посмотрите на упражнение 93.

- Что в нем нужно сделать?

- Выполните упражнение самостоятельно.

- Как вы озаглавили текст?

- Какое предложение вы выписали? Какое существительное в этом предложении является одушевленным, а какое неодушевленным? Кто выписал другие предложения?

Индивидуальная

Фронтальная

ПР.3

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Скажите, а что такое трактор? Для чего нам нужны трактора?

- Скажите а почему авторы учебника вынесли слово трактор на отдельную строку?

На какую букву падает ударение в слове трактор? (а)

- А какая гласная в этом слове вызывает у вас трудности? (о)

- Как мы можем проверь правильность написания буквы о в слове трактор? Сможем ли мы подобрать проверочное слово? (нет)

- В каком словаре мы сможем проверить правильность написания слова трактор? (орфографическом)

- Откройте орфографический словари на странице 148 и спишите оттуда слово трактор в тетрадь.

- Какие однокоренные слова вы сможете подобрать к слову трактор? (тракторист, тракторный)

- Составьте словосочетание со словом трактор.

- Составьте предложение со словом трактор и запишите в тетрадь.

- .. выйди к доске и запиши свое предложение. Остальные запишите предложение себе в тетрадь. Подчеркни основу предложения и надпиши над всеми словами какой частью речи они являются.

Фронтальная

Фронтальная

 

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- каковы была тема нашего урока?

- Какую цель мы поставили с вам? Удалось ли нам ее добиться?

- Какие части речи вы знаете?

9.2. Рефлексия

- Поставьте лайк если вы выполнили все задания правильно и не допустили не одной ошибки.

Поставьте дизлайк если почти все задания вызвали у вас трудности.

 

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"

В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....

Конспект урока русского языка "Что такое ударение?"

На уроке учащиеся повторяют и углубляют свои знания об ударении: о его месте в слове, о его роли; знакомятся с орфоэпическим словарём....

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока русского языка «Что такое части речи» (УМК «Перспектива» 2 класс Л.Ф. Климанова)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о частях речи; ознакомление обучающихся с именем существительным, глаголом и именем прилагательным, посредством указания основных их признаков....