Конспект урока по русскому языку "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку «Приставка»
Цели урока:
- Образовательные цели
- Организовать работу по добыванию новых сведений о существенных признаках приставки как части слова – стоит перед корнем и служит для образования новых слов
- Организовать работу по формированию умения правильно определять, подбирать, различать приставки среди других частей слова
- Развивающие цели
- развитие универсального регулятивного действия «целеполагание» при постановке учебной проблемы
- формирование универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы
- формирование познавательного учебного действия анализа при введении нового материала (выделение признаков приставок)
- формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правил, формулировкой определения родственных слов
- формирование логического действия «обобщения» при проверке дз
- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения, при предъявлении ловушек и т.д.);
- Воспитательные цели
- воспитание интереса к урокам рус.яз. на этапе предъявления занимательного материала
- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_pristavke.docx | 194.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку «Приставка»
Цели урока:
- Образовательные цели
- Организовать работу по добыванию новых сведений о существенных признаках приставки как части слова – стоит перед корнем и служит для образования новых слов
- Организовать работу по формированию умения правильно определять, подбирать, различать приставки среди других частей слова
- Развивающие цели
- развитие универсального регулятивного действия «целеполагание» при постановке учебной проблемы
- формирование универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы
- формирование познавательного учебного действия анализа при введении нового материала (выделение признаков приставок)
- формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правил, формулировкой определения родственных слов
- формирование логического действия «обобщения» при проверке дз
- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения, при предъявлении ловушек и т.д.);
- Воспитательные цели
- воспитание интереса к урокам рус.яз. на этапе предъявления занимательного материала
- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки
План урока:
- Организационный момент (4 мин)
- взаимное приветствие
- проверка готовности к уроку путём предъявления стихотворения
- создание положительного настроя на урок при помощи упражнения «Золотая рыбка»
Физминутка (упражнение «Листья» и «Фрукты») (2 минуты)
- Минутка чистописания (6 мин)
- предъявление новой буквы при помощи схемы
- создание положительной мотивации путём предъявления неправильного образца буквы и в форме видеоролика (заглавной и строчной)
- восстановление правильного способа написания букв Оо
- написание букв Оо
- Словарно-орфографическая работа (6 мин)
- закрепление ранее изученных слов путём предъявления загадок
- введение нового слова
- предъявление нового словарного слова пирог путём предъявления ребуса
- толкование лексического значения слова пирог
- орфографическая проработка нового слова пирог
- введение нового слова пирог в речь и его отработка путём составления словосочетаний с ним
- Составление предложений с новым словарным словом пирог
- Проверка домашнего задания (6 минут)
* проверка теоретического материала по теме «Как найти в слове окончание?» путём фронтального опроса
* проверка письменного домашнего упражнения 151 на стр 83 по аналогии
Физминутка («ах, как долго мы писали») (2 мин)
- Организация учебно-поисковой деятельности ребёнка по добыванию новых знаний (Введение нового материала) (5 мин)
- создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к изучению новой темы «Родственные слова» при помощи лингвистической сказки
- постановка учебной проблемы с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка
- решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний
- Организация работы над правилом или определением в учебнике (4 мин)
- Развёртывание способа действий (составление памятки с использованием конвертов с операциями, одна лишняя) (4 мин)
- Этап овладения способом действия при выполнении упражнений репродуктивного и продуктивного типа (9 мин)
- Этап рефлексивной оценки (3 мин)
- Домашнее задание на индивидуальных карточках (1 мин)
Лингвометодический анализ урока
Что известно детям по данной теме? | Что нового узнают? | Какие трудности испытывают дети при усвоении темы? |
Существуют однокоренные слова с разными лексическими значениями | Узнают, что приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем, | Понимание лексического значения глаголов, образующихся от исходного при помощи приставки |
Узнают, что приставка служит для образования новых слов, вносит новый оттенок значения | Сопоставление однокоренных слов с разными приставками | |
Выделение общего элемента в словах с одной приставкой и разными корнями |
Оборудование урока
- Учебник русского языка В.П.Канакина, В.П.Горецкий 2 класс, УМК «Школа России»
- Презентация к уроку
- Конспект урока
- Коробка (аквариум), вырезанные золотые рыбки, ватман с контуром большой рыбы
- Конверт с операциями памятки «Как выделить приставку в слове?»
Ход урока
- Организационный момент
- взаимное приветствие
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением!
- проверка готовности к уроку
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
Отлично!
- создание положительного настроя на уроке
Ребята, сегодня мы начнём урок с упражнения: «Золотая рыбка»
На столе стоит «аквариум» (коробочка), в нем находятся картонные рыбки разного цвета (лучше золотистого)
Из ватмана вырезан контур одной большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог: «Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку» (дети подходят и берут по одной рыбке). Загадайте над рыбкой желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «Золотую рыбку», которая исполнит все загаданные желания (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Фрукты.
Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
- Минутка чистописания
- предъявление новой буквы
(Упражнение, ориентированное на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности)
Слайд
Ребята, с помощью буквы, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания, образуются все слова данной схемы. Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать по данной схеме?
(Сом, лом, ком, дом, том)
Сегодня мы будем писать букву О. С ее помощью образуются все слова на этой схеме: сом, лом, ком, дом, том.
«Работа по ознакомлению детей с лексическим значением новых слов. Инициатива должна принадлежать учащимся. По просьбе учителя они сами называют непонятное им слово и пытаются объяснять, что оно обозначает.»
по Г.А. Бакулиной
Ребята, если ли среди этих слов, непонятные для вас слова?
Сом - безобидная рыба, зеленоватого цвета, у которой есть усы.
Лом - железная большая палка, которою ломают, разбивают твердые предметы.
Ком - уплотнённый округлый кусок какого-либо мягкого, рыхлого, рассыпающегося вещества.
Том – отдельная, большая, обычно очень толстая книга каких-нибудь сочинений или изданий.
- создание положительной мотивации путём предъявления неправильного образца буквы
Проверяя ваши тетради, я заметила, что некоторые из вас допускают ошибки в написании буквы о.
Давайте рассмотрим эти ошибки.
Слайд (Демонстрация видео с неправильным написанием буквы О заглавной)
- овал очень широкий или очень узкий
- неровный овал: зауженный сверху или снизу
Это касается и о строчной.
- восстановление правильного способа написания буквы
Слайд Ребята, давайте же вспомним правильное написание букв о.
Сравните письменные буквы о с печатными. Чем они отличаются?
Печатные буквы круглые.
Посмотри на колесо
И увидишь букву о.
А вот письменная буква о имеет форму овала.
Буква о всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла,
И теперь овальная.
Итак, печатная кружок, а письменная – овал.
Рассмотрите заглавную букву о. Сколько у неё элементов?
Один – овал.
Слайд Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии. Поднимаемся вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал. А теперь посмотрите внимательно, как заглавная буква о будет написана сразу, быстро. Стрелочки вам показывают направление, куда вести линию.
Давайте напишем такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву о. Она тоже состоит только из одного элемента. Какого? (Овала) Чем отличается эта буква от заглавной? (размером)
Рассмотрим один из способов написания. Так удобно писать букву, если мы её будем соединять в слове со следующей буквой нижним соединением.
Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии. Поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз. Соединяем овал. Рассмотрите направление стрелочек на образце. Посмотрите на быстрое написание буквы. Обведите букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
- написание буквы
Ребята, скажите, а зачем нам нужно правильно писать буквы?
Писать красиво и ровно очень полезно.
- меньше допускаются описки и ошибки, что способствует пониманию написанного
- не вызывает у читающих ваши записи затруднений
- помогает лучше сконцентрироваться при написании
- не стыдно будет подписать открытку дорогим людям
Откройте тетради и пропишите ряд из заглавной и строчной букв «о» и элементов, как показано на слайде.
Подчеркните самый удачный на ваше усмотрение вариант, который больше всего похож на образец.
Молодцы.
- Словарно-орфографическая работа
- закрепление ранее изученных слов
Загадки на словарные слова. Записываем, ставим ударение, подчёркиваем орфограмму. Сверьтесь с доской.
Обед, столица, компьютер, огород, картофель. Слайды
- Вот кастрюля – суп сварился,
В этой миске винегрет.
Чай зелёный заварился,
Приходите на …. (Обе́д)
- С городом этим
Трудно сравниться.
Главный в стране он
Это - … (столи́ца)
- Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой (компью́тер)
- Участок земли,
Где овощ растёт,
Зовётся просто,
Это ведь … (огоро́д)
- Этот овощ — генерал,
Овощам всем командир.
Если вы его сварили,
Не забудьте снять мундир. (карто́фель)
- введение нового слова
- Предъявление нового словарного слова
Слайд Ребята, попробуйте разгадать ребус, какое слово в нём зашифровано?
Верно, это слово пирог.
- Толкование лексического значения слова
Ребята, как вы понимаете значение слова пирог, что это такое?
Пиро́г — изделие из теста с начинкой, которое выпекается или жарится. Начинка для пирогов может быть сладкой (ягоды, фрукты, творог, мак) или несладкой (рыба, мясной фарш, печень, картофель, грибы и т. д.).
- Орфографическая проработка нового слова
Прочитаем слово.
Ребята, произнесите слово с ударением, отметьте его в слове у себя в тетрадках.
Назовите безударные гласные в этом слове, подчеркните.
Покажите, где находится орфограмма в данном слове. Давайте попробуем выяснить, в этом слове безударный гласный проверяемый или нет. Что мы должны для этого сделать? Давайте попробуем изменить слово так, чтобы безударный оказался под ударением, сможем ли мы подобрать такое слово? (нет). Значит какой вывод сделаем, какой гласный перед нами? (перед нами непроверяемый безударный гласный, его нужно запомнить) слайд
- Введение в речь нового слова и его проработка
Ребята, составьте словосочетания со словом пирог.
Какой бывает пирог? (вкусный, клубничный, горячий)
Что делает пирог? (пирог лежит, печётся, остывает)
- Составление предложений с новым словарным словом
Ребята, а теперь составьте развёрнутое предложение со словарным словом. Давайте послушаем несколько ваших предложений и определим, какое из них лучшее, наиболее полное, развёрнутое и красивое.
На всякий случай:
Ароматный пирог с малиной красовался в середине стола.
Поставьте ударение в словарном слове, подчеркните непроверяемую орфограмму.
- Проверка домашнего задания
- проверка теоретического материала
- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Как найти в слове окончание?)
- Что нужно сделать, чтобы найти окончание в слове?
- Какое окончание называют нулевым?
- Каким знаком мы обозначаем нулевое окончание?
- Когда мы меняем окончание в слове, меняется ли его лексическое значение? (нет)
- А что изменяется в таком случае? (формы слова)
- Для чего мы меняем форму слова? (чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу)
- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
- Ребята, все ли слова имеют окончание?
- проверка письменного домашнего упражнения
Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слова. слайд
- Душистая, луг, на, трава.
- Вера, карандаши, у, новые.
- Книги, малыши, читали, интересные.
Ребята, для чего мы изменяли формы слов, выполняя это задание? (чтобы предложения были связными)
Физминутка
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
5. Организация учебно-поисковой деятельности ребёнка по добыванию новых знаний (Введение нового материала)
- создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к изучению новой темы
Слайд
На доске написаны слова: добренький, предобрый, добряк, добро
Что это за слова? (однокоренные)
Какой у них будет общий корень? (корень – добр – общая часть родственных слов)
Давайте разберём слово предобрый по составу. С чего начнём? Ответы детей. Ученик у доски разбирает слова:
(- С окончания: предобрый, добрая – изменяемая часть слова –ый
- Корень: добр – общая часть родственных слов.)
- Дальше что мы называем? (Дальше сомнения. Затруднения).
(Часть, которая стоит перед корнем.)
- Вы можете выполнить задание?
- В чем затруднение? Что вызывает затруднение?
- Так что нам надо исследовать? Слайд Как называется новая часть слова?
- постановка учебной проблемы с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка
- решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний
Слайд
Ребята, прочитайте слова, которые вы видите на доске: ходит, приходит, уходит, выходит.
Что общего в составе этих словах? (корень ход) слайд
Если слова перед нами с одним и тем же корнем, то какие они? (однокоренные)
Ребята, перед нами одно и тоже слово или всё таки разные? (разные)
А теперь давайте подумаем и докажем, что это действительно новые слова. Объясним значение слов.
Ходит – передвигается.
Прочитаем слово. Приходит. Не просто передвигается, а приближается. Ребята, вот подумайте, перед нами новое слово, какая же часть этого слова принесла новый смысл? Было ходит, а стало приходит. (часть слова при). Она привнесла новое значение. Значит при помощи этой части образовалось новое слово.
А теперь прочитайте следующее слово. Ходит – уходит. Это одно слово или разные слова. Покажите. Что значит, слово уходит – отдаляется. Какая же часть слово внесла это значение – удаляется. (часть у).
Значит, при помощи какой части слова образовалось новое слово? (при помощи части у).
Прочитаем следующее слово. Ребята, при помощи какой части слова у нас добавился новый смысл? (при помощи части вы). Докажите это.
Что обозначает слово выходит. Не просто передвигается, а передвигается изнутри наружу. При помощи какой же части слова, у нас образовалось новое слово, добавилась новая смыслиночка (вы).
Итак, ребята, мы установили, что есть новая часть слова (при, у, вы) и можем мы её даже показать значком (знак приставки). А теперь ребята, скажите, для чего она нужна слову, какую работу она выполняет? (для образования новых слов). Вот мы узнали работу этой части слова. Скажите ребята, где же в слове находится эта новая часть слова, какое место занимает (перед корнем).
Мы познакомились с новой частью слова, какие же у неё признаки, для чего она служит? Где она находится?
Итак, ребята, мы с вами познакомились с новой частью слова.
Эта часть слова получила название – приставка.
Итак, ребята, давайте попробуем сформулировать определение приставки.
Приставка это что? чем является? (часть слова)
Назовите признаки приставки.
Итак, ребята, мы с вами вывели определение приставки. Приставка - часть слова …
6. Организация работы над правилом или определением в учебнике
Итак, ребята, мы сформулировали с вами определение приставки. А теперь проверим, совпал ли наш вывод с выводом автора в учебнике.
Предлагаем прочитать определение в учебнике. Прочитайте формулировку про себя, а потом вслух.
Скажите, о чём говорится в определении приставки?
Сколько частей можно выделить в определении/правиле? Приставка –3 части. 1 – чем является приставка (часть слова), 2 – существенные признаки, 3 – примеры (примеры слов с приставкой).
Чем является приставка? (частью слова)
Ребята, скажите, сколько признаков приставки названо в определении (2)
Найдите в определении первый признак приставки (служит для образования новых слов)
Найдите и прочитайте второй признак приставки (стоит перед корнем).
Приведите примеры слов с приставкой (приводят по 3-ей части).
Согласны ли вы со мной, что слово обязательно содержит приставку (нет, в каком месте она находится). Приведите такие примеры.
7. Развёртывание способа действий
А теперь, ребята, мы будем учиться рассуждать, применяя правила, будем составлять памятку. Сл
- Посмотрите на доску. Прочитайте слово. Убегать
- Объясните значение этого слова. Убегать – удаляться от куда-нибудь при помощи бега.
- Какой корень у этого слова? Бег
- Найдите часть слова перед корнем? У
- От какого слова образовано наше слово? Бег
- Какая приставка будет у этого слова? У¬
Сейчас я раздам вам конвертики. В них полоски из операций. Среди них есть одна лишняя операция. Разложите операции в нужном порядке и определите, какая операция лишняя, отложите эту полоску в сторону.
Ребята, сверьтесь с доской. Поднимите руки, кто допустил ошибки. В каком месте ты ошибся-лась? Почему? (выясняем причину ошибки)
Какая операция оказалась лишней? Почему?
Памятка: «Как выделить приставку в слове»
1. Читаем слово
2. Выделяем корень слова, для этого подбираем однокоренные слова
3. Находим часть слова перед корнем (приставку)
4. Определяем, от какого слова образовано наше слово при помощи этой приставки
5. Выделяем приставку в слове
Лишняя операция: Находим в слове окончание
- Этап овладения способом действия при выполнении упражнений
Задания репродуктивного типа:
Ребята, откройте учебник на странице 85. Выполните упражнение 155. Сл Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите в загадке глаголы. Определите, в каких из них есть приставки, опираясь на памятку.
Задания продуктивного типа:
На странице 86 выполните упражнение 156. Сл
2. Сл Есть ли среди данных слов слова, имеющие приставку?
Бег, ходить, улетать, смеяться, ель, прибегать, высохнуть.
Какие приставки вы выделили? Приведите по одному своему примеру на каждую выделенную приставку.
У – убегать.
При – прилететь.
Вы – выбежать.
3. Проанализируй состав данных слов. Укажи лишнее слово. Объясни, почему.
Подходить, задобрить, пересадить, голубь, выбежать.
(Все слова с приставкой, кроме слова голубь.)
Самостоятельная работа:
- Прочитай предложения. Найди слова с приставкой. Раздели их на два столбика: существительные с приставкой, глаголы с приставкой. Подбери к этим словам по одному слову с другой приставкой.
Написать письмо было сложно. (написать-выписать, переписать)
Подпись директора была длинной. (подпись – перепись, запись)
Мне нужно добежать до магазина. (добежать – выбежать, перебежать)
Проезд был запрещён. (проезд – выезд)
Учительница попросила вырезать снежинки. (вырезать – отрезать)
- Этап рефлексивной оценки
Молодцы ребята.
Наш урок подходит к концу.
Прошу вас посмотреть на доску и продолжить предложения.
Сегодня я узнал/узнала …
На уроке я научился\научилась …
Мне было трудно …
Мне было непонятно …
Теперь я знаю, что …
Я бы хотел/хотела узнать, почему …
Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке. До новых встреч.
- Домашнее задание
В каждом ряду найди слово без приставки. Подчеркни его. В остальных словах выдели приставку.
Простой, прояснить, продавать, проглотить.
Находка, накидка, нарцисс, наездник.
Надпись, надстроить, надежда, надломить.
Добавить, доктор, догореть, догадаться.
Обед, обрезать, облизать, облаять.
Сделать, сварить, смех, спрыгнуть.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...