Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по русскому языку в 1 классе
Учитель: Черных Н.В.
УМК «Школа России»
Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука» (2 урок)
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная
Цель урока: формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями.
Задачи урока:
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение, развитие образной памяти, логического мышления, речи; -формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
-освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
-устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
-умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
Предметные:
-усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
Личностные:
-формирование нравственно-этических качеств личности;
-воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
-умение реализовывать теоретические познания на практике;умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Регулятивные УУД:
-Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
-умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
-выполнять практические упражнения;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
-определение цели своего обучения;
-устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
-анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:
чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.
Доброе утро всем! (слайд 1)
Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
- Доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.
Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.
II. Актуализация знаний
Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия.
1.Минутка чистописания (слайд 2-3 – напомнить как правильно пишутся буквы н и п)
- Откройте тетради, запишите число.
-Предлагаю сыграть в игру «Правильно - неправильно».
- Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».
1. Пятая буква русского алфавита Д?
2. В русском алфавите 6 гласных букв?
4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?
5. В русском алфавите 32 буквы?
2.Самопроверка (слайд 4)
- Почему в 2 и 4 вопросов поставили «н»?
- Установи закономерность и допиши строчку до конца.
- Подчеркни самую красивую букву.
III. Постановка цели урока.
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели
- Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока (слайд 5)
- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
УЗНАТЬ: -узнать, как образовалось слово «алфавит»,
-для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит.
НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.
IV. Закрепление знаний и способов действий.
Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках.
-Что такое алфавит?
- Как образовалось слово «алфавит»?(слайд 6-7)
- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».
-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.
-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).
-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?
- Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)
-Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).
-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?
- Как вы думаете, зачем нужен алфавит? (слайд 8)
-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.
(Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)
Это интересно!
- А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
- Почему так важно знать порядок букв?
- Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 7 (с. 55).
-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)
-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?
Подготовка руки к письму
Большой пальчик мы потрём
Указательный пожмём
Средний с вами мы погладим
Безымянный пощипаем
А мизинчик разотрём
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
(Выполняем задание коллективно)
VI.Словарная работа ( работа в словариках)
- Что означают слова ученик, ученица?
- Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
VII. Физкультминутка
Цель: снятие утомления.
VIII.Работа в паре.
Упр. 8 (с. 56).
Комментарий для учителя: В учебнике допущена опечатка: пятая буква стоит перед буквой Ё.
- Прочитайте задание. Обсудите его в парах. (правила работы в паре)
Какое слово у вас получилось? (Учитель.)
IX. Работа у доски (Выполняем задания у доски по одному).
-Придумайте предложения с этим словом.
-Запишите: Учитель читает книгу.
1задание — обозначить ударение в словах
2 задание — указать кол-во слогов
3 задание — разделить на слоги
4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения
X.Контроль и проверка знаний.
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий
Самостоятельная работа по карточкам.
1уровень: Расположи слова в алфавитном порядке.
2 уровень: Укажи ударение.
1 вариант: ученик, ворона, деревня, пенал.
2 вариант: заяц, учитель, воробей, молоко.
XI.Работа по электронному приложению к учебнику ( 1-2 задания и проверочная работа)
XII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.
Подведем итог. Закончите фразы:
- Я узнал(а), что алфавит – это…
- Слово «алфавит» можно заменить словом …
- Алфавит поможет…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.
Вы замечательно потрудились. Очень жаль, что путь недолог, И заканчивать пора, Но на следующем уроке Вновь продолжится игра.
Спасибо вам! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.
Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-392301-1391875317.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410313-1393171750.jpg)
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410313-1393171750.jpg)
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549239-1418497277.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...