Методическая разработка урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Николаева Татьяна Евгеньевна

Методическая разработка урока поможет учителю сформировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам, определять  число имен прилагательных,  устанавливать аналогии, обобщать,  выделять существенные  признаки прилагательного.                                                                       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-a_nikolaeva_t.e._r.yaz_.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №421

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Урок русского языка во 2 –А классе.

Дата проведения: 19.04.2022г.

Учитель: Николаева Татьяна Евгеньевна

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2020г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                                                                                                                

 Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.                                                                                                                

 Цель: создать условия для формирования умения распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.                          

 Планируемые результаты:                                                                                                                                                                

Предметные:

 -  формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;                                                                  

 - определять  число имен прилагательных;                                                                                                                                                        

- развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;                                                 Метапредметные (УУД)                                                                                                                                                                                 Познавательные:                                                                                                                                                                                                  

- устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные  признаки прилагательного.                                                                 Регулятивные:                                                                                                                                                                                                    

- способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; 

оценка: адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников при взаимопроверке.                                                  

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                

- учитывать разные мнения, умение сотрудничать;                                                                                                                                                

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                                  

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.                                                                    

Личностные:                                                                                                                                                                                                        

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре;                                                                                                    

- развитие самостоятельности;                                                                                                                                                                        

 - развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

      

Ресурсы урока:

учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, мультимедийная доска, презентация.

       

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формирование ключевых компетенций

1.Организационный

 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.  

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня прекрасная погода, на дворе весна и я надеюсь, что настроение у вас тоже радостное и вы готовы к уроку.

Запишите число, классная работа

(комментированное письмо)

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.  

Воспринимают на слух речь учителя; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей

Учащиеся настраиваются на работу.

Регулятивные:

контроль

Личностные:

самоопределение к деятельности  Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Цель: подгото -вить  учащихся к последу-ющим шагам учебной деятельности.

3.Мотивация к учебной деятельности постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

4.Открытие нового знания

Словарная работа.

(Работа с электронным приложением к учебнику. Использование мультимедийной доски.)         

                                                                             

Определение темы и постановка цели урока

- Отгадайте загадку:                                                            Без крыльев летит,                                                               Без ног бежит, без паруса плывёт.  (Облако)  

-Прочитайте слово. Сравните его произношение и написание. Что вы заметили?

  -Что обозначает слово «облако»?                                     Работа со словом облако.                                                      - Поставьте ударение.                                                            - Прочитайте слово, выделяя ударный слог.                                                                            - Сколько слогов в данном слове?                                           - Сколько букв?                                                                      - Сколько звуков?                                                                  - Сколько гласных, согласных звуков?                                - Дайте характеристику данному слову (какая ч. речи, число).                                                                

-Образуйте от данного слова множественное число.                          

.Работа с грамматическим заданием

Прочитайте два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

-Сравните эти тексты.

Чем они отличаются?

Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

-Спишите второй текст. В третьем  предложении подчеркните основу (характеристика предложения).  Во всем тексте подчеркните имена прилагательные.

 - Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи?

- Определите число у существительных. Как определяли?

 Что знаем про ед. и мн. число имён существительных?

Какой вывод можно сделать?

-С какими существительными связаны прилагательные в тексте?

-Определите число прилагательных.

Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, какова тема урока?                                     - Чему будем учиться на уроке?

Читают, сравнивают произношение и написание, делают вывод.

-Скопление сгустившихся водяных паров.                                                                                                                                       - Сплошная масса мелких частиц (пыли, дыма)                                                                  

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным

Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число.

Существительные могут быть единственного и множественного числа

- определяют тему и цель урока

-  познакомимся с правилом определения числа имени прил.

- научимся определять число имен прилагательных

- применять правило  на практике

Познавательные:

умение сравнивать, делать выводы

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

оценивание результатов товарищей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: оценивание результатов товарищей

5.Сохранение и укрепление здоровья учащихся

6.Первичное закрепление

Цель: обеспечить усвоение  методики воспроизведения нового материала

 

7.Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: обеспечить усвоение  методики воспроизведения нового материала через монологическое высказывание.

8.Рефлексия учебной деятельности.

9.Итог урока.

Физминутка

Работа с информацией учебника

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Обобщение полученных на уроке знаний

Мультимедийная доска

  Задание «Найди пару»

слепой                  заяц

красивая               лисы

злые                       крот

хитрые                  волки

трусливый            бабочка

неуклюжие           медведи

-Назовите все имена сущуществительные.

-Разделите их на 2 группы. Дайте название каждой группе.

 -Теперь назовите все имена прилагательные.

-Найдите к каждому слову в левой колонке пару в правой и соедините их стрелочками.   

-Подумайте, на какие 2 группы можно разделить прилагательные. Как вы догадались?

 -На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч. и  обозначает признак скольких предметов?

-Прилагательные  во мн.ч. обозначает признак скольких предметов? На какой вопрос отвечают?

Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового.

Прилагательное

Ед.ч.

Мн.ч.

Признак одного предмета

Признак нескольких предметов

Какой? Какая? Какое?

Какие?

Двигательная активность под музыкальное сопровождение.

-Предлагаю сравнить наши рассуждения  с учебником на с. 92.

Упр. 158.  Определите число имён существительных и имён прилагательных в каждой группе словосочетаний.

 колокольчик (какой?) синий

 колокольчики (какие?) синие

облако (какое?) белое

облака (какие?) белые

бабочка (какая?) красивая

 бабочки (какие?) красивые

- Спишите словосочетания. Укажите над именами существительными и именами прилагательными число.

-Какой вывод можно сделать?

упр. 161. Соедини линиями прилагательные с существительными,   к которым они относятся, и надпиши  число над  прилагательными.

  Вариант 1.                                                                                                                                                                             чёрный                          мышь                                                           серая                             фамилия                                                    известная                      шампунь                                                  яблочный                      кофе  

Вариант 2.                                                                                       вкусный                             лебедь                                                     белый                                 облако                                                  зимнее                                пальто                                                  дождевое                            йогурт  

- Какой вывод можно сделать?                                                 - Оцените свою работу  

Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении и определите число имён прилагательных. Объясните значение данных словосочетаний.

длинный пояс  -  длинный язык

золотые руки  -  золотые серьги

свежая рыба  -  свежая рубашка

-Из предложенного текста выпишите 2 предложения с прилагательными в ед.ч. и мн.ч. Укажите число имён прилагательных.

В этом году ранняя весна. Светит яркое солнышко.                                             Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи.                                           Чирикают весёлые воробьи. На деревьях набухли почки.

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как определить число имен прилагательных?

Продолжите фразы:                                                            - Сегодня на уроке я научился определять … имён прилагательных.                                                                               - Имена прилагательные бывают  …                                                        - Прилагательные в ед.ч. обозначают…, и отвечают на вопросы  …,  …,  … .                                                                                 - Прилагательные во мн.ч. обозначают …, отвечают  на вопрос   ….                                                                                                  - Сегодня  на  уроке  я понял, что могу  …                                        -Я работал в полную силу                                                                     -Я мог работать лучше                                                                          - Я доволен своей работой на уроке

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.                                                        

   - Как вы считаете, мы достигли поставленной цели, научиться определять число имён прилагательных?                                                                  - Почему вы так считаете?

Объясняет домашнее задание

с. 92 , упр.159              

- отвечают на вопросы

 

- оценивают уровень знаний

- признак одного предмета

Какой? Какая? Какое?

- признак нескольких предметов

Какие?

- сравнивают, делают вывод

-Обобщают, делают выводы

- выполняют задание в паре,

 

- взаимопроверка  по эталону,

- оценивают  работу друг друга

- устно выполняют работу с проговариванием

- выполняют упражнения

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

- выполняют задание

- проверяют по эталону,

- оценивают  результаты

 

- использует приобретенные знания в практической деятельности,

-  самооценка.

- с именем существительным.

- по имени существительному.

Вывод: имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с  которыми они связаны по смыслу.  

- анализируют деятельность,

- оценивают свою работу на уроке (в тетради на полях +;-)

- записывают домашнее задание

Познавательные:

 постановка и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 Регулятивные:

 постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 Личностные:

 развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здоровьесберегающие компетенции

Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.  

Личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

умение сравнивать, выделять существенные признаки прилагательного

Регулятивные:

 оценка своих достижений на уроке.

Личностные: развитие самостоятельности.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

Личностные:

анализ личностного изменения в процессе учения.

рефлексия мотивации, способов деятельности общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике на тему: «Угол. Виды углов» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся об угле,  видах углов, умения строить и различать углы....

план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"

Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...

Конспект урока по русскому языку на тему "Число глаголов" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Число глаголовКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 2 часть, учебная презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Закрепление. Единственное и множественное число глагола" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе глагола Задачи урока:Дидактические 1. Знать, как изменяются глаголы, ...