МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus.yaz_.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 276
Красносельского района
г.Санкт - Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
по русскому языку
на тему:
«Склонение имен прилагательных женского рода»
4 класс
УМК «Школа России»
Овчинникова Анна Андреевна,
учитель начальных класс
Санкт – Петербург
2022 г.
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе
Планируемые предметные результаты:
•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;
•научатся склонять имена прилагательные женского рода;
•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации;
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•синтез
Коммуникативные УУД:
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
•постановка учебной задачи;
•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
•оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД:
•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, средство обратной связи (светофор)
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.
II .Минутка чистописания.
-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Сегодня мы с вами будем писать букву (з) и букву (м).
3
На доске:
1)Зм ззмм зззммм ззззмммм…
-Продолжите цепочку букв.
-Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
-Посмотрите на доску.
На доске:
2) мороз мороз мороз
холод морозу морозный
стужа морозом заморозить
-Сравните слова в каждом столбике.
-Что общего у слов первого столбика? (Значение)
-Как называются эти слова? (Синонимы)
(Синонимы произносятся и пишутся по-разному, имеют одинаковое или близкое значение.)
-Что можно сказать о словах второго столбика? (Это форма одного и того же слова.)
-Что общего у слов в третьем столбике? (Общая часть.)
-Является ли общая часть сходной не только по написанию, но и по смыслу? (Да.)
-Выпишите только тот столбик, где все слова являются родственными. (3)
-Какой столбик выписал Саша? Артем? Егор? (3)
-Молодцы!
-Дополните его другими родственными словами. (Заморозки, морозец, …)
-Выделите в них общую часть.
Устно укажите два признака родственных слов. (Имеют одинаковый корень, одинаковое значение.)
1)-Посмотрите на доску.
2)Прочитайте предложение.
На доске:
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое. (Раиса Кудашёва «Зимняя песенка»)
3)-Подчеркните грамматическую основу.
-Что вы заметили? (В этом предложении однородные сказуемые.)
-Какое это предложение? (Простое, т.к. одна грамматическая основа. Распространенное. Есть второстепенные члены предложения.)
-Обозначьте знакомые части речи.
III. Словарная работа.
Сегодня у нас новое словарное слово
Запишите слово «экскурсия», поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
-Как вы можете объяснить значение слова? (Ответы детей.)
-В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение слова? (В толковом словаре.)
Вывожу на экран значение слова «экскурсия». (1 слайд)
1.Коллективная поездка, коллективное посещение музея, выставки, достопримечательного места с целью ознакомления или изучения его. 2. Группа участников такой поездки. |
-Подберите к слову «экскурсия» однокоренные слова. (Экскурсант- участник экскурсии, экскурсионный автобус, …)
-Составьте предложение с этим словом. (В воскресенье мы с мамой ходили на экскурсию в музей.)
IV. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
-Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
-А какая она, зима? (Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, …)
-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму.
-К какой части речи относятся названные нами слова? (Имена прилагательные.)
-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)
-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)
-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)
-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)
-Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)
-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.
-Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)
-Сформулируйте тему нашего урока. (СЛАЙД 3)
V. Работа над новым материалом.
познакомимся… |
1)-Сегодня на уроке мы
(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)
научимся… |
-Сегодня на уроке мы
(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;
узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)
2)Работа по учебнику.
-Найдите на странице 29, упр.58
-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.
И.п. -ая, - яя Р.п. -ой, -ей Д.п. -ой, -ей В.п. -ую, -юю Т.п. -ой, - ей -ою, -ею П.п. -ой, -ей |
-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)
VI. Работа по теме урока.
-Следующее задание.
1.Нужно просклонять прилагательные «холодная зимняя» (ночь).
-Выделить окончания имен прилагательных.
-Кто пойдет к доске?
-Пожалуйста (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях.)
И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)
Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)
Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)
П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)
-А теперь выполним задание.
Слайд 4
Просклоняйте словосочетание: красивая синяя роза
- Выполните взаимопроверку
2. Следующее упражнение. Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.
-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)
- Работаем у доски, по цепочке:
Беспечную (В.п.) кукушку, шустрой (Р.п.) синички, о пугливой (П.п.) пеночке, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.) чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне, молодой (Р.п.) сойки, строгой (Д.п.) цапле.
-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
VII. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите - ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VIII. Продолжение работы по теме.
3.Выборочный диктант.
-А сейчас мы с вами продолжаем работу по теме. Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода.
Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения.
Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.
-Какие словосочетания выписал Ваня?....?
(толстой коркой, прозрачная вода, в глубокой тишине, мягкую ямку, зубастой щуке, сонную рыбу.
5.Игра «Заказ»
-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное.
На доске:
в синем море
у соседней опушки
по хорошей дороге
поздней осенью
около упавшего дуба
на письменном столе
ранним утром
Требуется
Имя прилагательное ср.р. в Т.п. (ранним утром)
Имя прилагательное ж.р. в Р.п. (у соседней опушки)
Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по хорошей дороге)
Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)
Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)
Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)
Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)
-А теперь откройте учебник.
Прочитай.
Берёзы жёлт(-ой,-ою) резьбой
Блестят в лазури голубой.
Иван Бунин
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмн(-ой,-ою) затуманился?
Алексей Кольцов
IХ. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.
Х. Рефлексия «Лесенка».
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-На какую ступеньку «Лесенки» вы бы поставили себя?
Дети прикрепляют свои фотографии на одну из ступенек.
-У вас на столах лежат снежинки. На них вы поставьте себе оценку, которую, как вы считаете, заслужили. Соберите, пожалуйста, тетради. Положите в них снежинки, карточки. Я проверю их и завтра скажу вам оценки.
Домашнее задание: на карточках.
-Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок!
Прекрасный день! (9 слайд)
Уроку подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"
урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода"
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода" для 4 класса....
Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном. Тест." 2 класс (УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилагательного; развитие умений ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...
Урок русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных женского рода"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияМесто и роль урока в изучаемой темеДанная тема изучается в разделе «Имя прилагательное»Цели урока: Познавательные:познакомить с особенно...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.Задачи:Дидактические:1. Формировать умения ...