Конспект урока по русскому языку, тема: «Множественное число имен существительных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Никонорова Светлана Андреевна

Представлен подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mnozh._chislo_im.sushch.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУСПО педагогический колледж №1 имени Н.А. Некрасова

г. Санкт-Петербурга.

Конспект урока по русскому языку,

тема: «Множественное число имен существительных»

4 класс

Учитель:Никонорова Светлана Андреевна

Тема: Множественное число имен существительных.

Тип урока: Изучение нового материала. 

Цель: изучить лингвистическое понятие «множественное число имен существительных» и проанализировать отличие множественного числа от единственного числа.

Оборудование:  учебник, тетрадь, пенал, иллюстрации(вокзал, троллейбус), раздаточный материал(текст).

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/articles/574599/

http://pedsovet.su/load/238-1-0-9608

Таблица «План урока с эскизом доски и расчетом времени». (45 мин)

План урока

Оформление доски

Время

1. Организационный момент

-представление учителя

-проверка рабочего места

2 мин

2. Сообщение темы и целей урока

2 мин

3 Минутка чистописания

5 мин

4. Словарно- орфографическая работа

                                        вокзал        троллейбус        

7 мин

5. Повторение

10 мин

6. Изучение нового материала

5 мин

7. Физминутка

1 мин

8. Закрепление нового материала

10 мин

9.Итог.

Домашнее задание

2 мин

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, сейчас я у вас проведу урок русского языка. Проверьте готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал. Садитесь

2. Сообщение темы и целей урока

Посмотрите на доску. У меня на доске записаны слова в два столбика.

утенок                         зеркала

кот                               утята

мышонок                    девочки

зеркало                       котята

девочка                       мышата

-Прочитайте их про себя. Какие пары слов можно составить?( дети говорят, а учитель на доске составляет пары)

-Правильно, и тема сегодняшнего урока «Множественное число имен сущ».

Утенок-утята, кот-котята, мышонок-мышата, зеркало- зеркала, девочка-девочки

3 Минутка чистописания

Сегодня на уроке мы с вами изучим новые словарные слова и для того чтобы научиться его правильно писать, нам необходимо повторить технику написания буквы В и ее соединений с другими буквами.

(ву, во, ви, ва, вл, вк, вг, вс)

-Напишите эти соединения в строчку)

- также нам с вами необходимо прописать букву Л, пропишем ее.

(л, лл, л, лл)

1 строчка в тетради

2 строчка в тетради

4. Словарно- орфографическая работа

Запишите число
Классная работа.


А теперь приступим к изучению новых словарных слов. Первое слово – вокзал.( На доске изображение вокзала и картинка со словом вокзал).

-Прочитайте его по слогам.

-Какой слог ударный?

- В корне слова (вокзал) безударная гласная «о» правописание которой нужно запомнить и парный согласный «к».( Выделение корня,  безударной гласной и парного согласного)

- Ребята, а кто мне может объяснить значение слова вокзал?
- Правильно. Вокзал это большая станция на путях сообщения.
- Послушайте, как возникло это слово.
Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ». А звали даму ДЖЕЙН ВОКС, «ВОКСХОЛЛ» в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную станцию назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и парную согласную.

- Составьте предложение с этим словом и запишите его в тетрадь.

-А вот второе словарное слово, которое надо запомнить, это троллейбус. (На доске изображение троллейбуса и картинка со словом троллейбус)

-Прочитайте его по слогам.

-Какой слог ударный?

- В корне слова (троллейбус) безударная гласная «о» написание которой надо запомнить и двойная буква «л», написание которой надо тоже запомнить.

- Ребята, а что такое троллейбус?

- Троллейбус – это средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода.

Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus.  Это название возникло как сочетание trolley «трамвайный вагон» и английского bus «автобус».

-Запишите слово троллейбус в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и двойную букву «л».

- Составьте предложение с новым словом.

Вок-зал

2 слог ударный.

Ответы учеников.

-Дети записывают слово вокзал и выделяют орфограммы.

- Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают.

Тро-ллей-бус

3 слог

Ответы учеников

-Дети записывают слово троллейбус и выделяют орфограммы.

- Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают.

5. Повторение

- Начертите в тетради табличку.

Учащимся раздается текст.

Тень на дороге.

Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил её и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

- Прочитайте его(читает ученик)

-Все ли вам понятно в этом тексте?

- Выпишите из этого текста в тетрадь им. сущ. ед.ч. в табличку через запятую

- Как определить какие существительные относятся к ед.ч?

(на доске заполняется табличка и параллельно в тетради)

- Сейчас выполним морфологический разбор слова вокзал. Вы составляли с этим словом предложение. И теперь опираясь на это предложение выполните разбор.

Пр:

Мы с мамой пришли на вокзал.

  1. Вокзал- сущ. (куда?)
  2. Н.ф.- вокзал
  3. м.р.,2 скл.
  4. В Р.п.,в ед.ч.
  5. Вт.чл.

День, брат, поле, дорога, тень, птица, коршун, добыча, хищник, небо, случай.

Те, которые обозначают один предмет.

Дети выполняют разбор самостоятельно со своим предложением.

6. Изучение нового материала

-  На доске записаны слова: город, тюльпаны, загадки, ребус, задача, дома. 

Какой частью речи являются данные слова?

- Выберите слова, которые относятся к ед.ч. (на доске заполняется табличка и параллельно в тетради)

 

- Прочитайте оставшиеся слова

- Мы с вами знаем что ед.ч. обозначает один предмет, а когда два или несколько предметов, это какое число?

 - Правильно, значит эти слова относятся ко мн.ч.(заполняется табличка и параллельно в тетради)

 

-Выделите окончания в данных словах.

 

 

Что меняется в словах при изменении по числам?

Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

Правильно, откройте учебники на стр. 122 и прочитайте правило.

- Итак, сколько предметов обозначает им.суш. во мн.ч.?

- Посмотрите на окончания у сущ. во мн.ч. Назовите мне их.

- В И.п. мн.ч.  им. сущ. имеют окончания –а, -я, -ы, -и.

-Прочитайте правило на стр 123.

 

 

 

 Имена существительные.

 

 

город, ребус, задача;

тюльпаны, загадки, дома.

Множественное

 

 

 

 

 Учащиеся выделяют окончания в словах: город□, ребус□, задача, тюльпаны, загадки, дома.

 

Окончания.

 

По значению: существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном – два или несколько, и по окончанию.

Ученики читают правило в учебнике.

Два или несколько предметов.

а, ы, и

Ученики читают правило про себя.

7. Физминутка

Руки в стороны поставим,
Право-левую достанем,
А потом – наоборот,
Будет влево поворот.
Раз - хлопок,
Два - хлопок.
Повернись ещё разок.
Наклонись, потянись,
И  за парты вновь садись.

8. Закрепление нового материала

- Посмотрите на стр. 122, упр. 241.      

- Прочитайте задание.

- Молодец, давайте дополним это задание. Мы будем записывать в нашу с вами табличку, разделяя слова ед.ч. и мн.ч.

- Вспомните и напишите еще 3 сущ. мн. ч. и ед. ч.

-Прочитайте по одному существительному мн.ч. и ед.ч, которое вы записали.(дети читают по цепочке)

- Замечательно. Теперь прочитайте задание к упр. 242. Что нужно в нем сделать?

- Выполните самостоятельно это упражнение

Сейчас мы с вами поиграем  в игру с мячом «Один - много».

Учитель бросает мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенок должен вернут мяч, поставив это существительное во множественное число.

Лампа, сказка, тетрадь

- Молодцы.

Ученик читает задание вслух.

Ученик вместе с учителем выполняют упражнение. (дети записывают, учитель контролирует)

Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю:

Лампы, сказки, тетради

.

9.Итог.

Домашнее задание

Что мы нового сегодня узнали о им. сущ?

Как мы узнаем им.сущ. во мн.ч.?

Открываем дневники и записываем д/з упр 243.(объяснение)

Спасибо за урок, до свиданья.

Им. сущ. может быть во мн.ч.

По значению, им.сущ.во мн.ч. обозначают два или несколько предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Род и число имени существительного"

Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса Урок контроля, оценки и коррекции знанийУМК "Школа России"...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...

Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...