Конспект урока по русскому языку, тема: «Множественное число имен существительных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Представлен подробный конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mnozh._chislo_im.sushch.doc | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУСПО педагогический колледж №1 имени Н.А. Некрасова
г. Санкт-Петербурга.
Конспект урока по русскому языку,
тема: «Множественное число имен существительных»
4 класс
Учитель:Никонорова Светлана Андреевна
Тема: Множественное число имен существительных.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: изучить лингвистическое понятие «множественное число имен существительных» и проанализировать отличие множественного числа от единственного числа.
Оборудование: учебник, тетрадь, пенал, иллюстрации(вокзал, троллейбус), раздаточный материал(текст).
Использованная литература:
http://festival.1september.ru/articles/574599/
http://pedsovet.su/load/238-1-0-9608
Таблица «План урока с эскизом доски и расчетом времени». (45 мин)
План урока | Оформление доски | Время |
1. Организационный момент -представление учителя -проверка рабочего места | 2 мин | |
2. Сообщение темы и целей урока | 2 мин | |
3 Минутка чистописания | 5 мин | |
4. Словарно- орфографическая работа | вокзал троллейбус | 7 мин |
5. Повторение | 10 мин | |
6. Изучение нового материала | 5 мин | |
7. Физминутка | 1 мин | |
8. Закрепление нового материала | 10 мин | |
9.Итог. Домашнее задание | 2 мин |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, сейчас я у вас проведу урок русского языка. Проверьте готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал. Садитесь | |
2. Сообщение темы и целей урока | Посмотрите на доску. У меня на доске записаны слова в два столбика. утенок зеркала кот утята мышонок девочки зеркало котята девочка мышата -Прочитайте их про себя. Какие пары слов можно составить?( дети говорят, а учитель на доске составляет пары) -Правильно, и тема сегодняшнего урока «Множественное число имен сущ». | Утенок-утята, кот-котята, мышонок-мышата, зеркало- зеркала, девочка-девочки |
3 Минутка чистописания | Сегодня на уроке мы с вами изучим новые словарные слова и для того чтобы научиться его правильно писать, нам необходимо повторить технику написания буквы В и ее соединений с другими буквами. (ву, во, ви, ва, вл, вк, вг, вс) -Напишите эти соединения в строчку) - также нам с вами необходимо прописать букву Л, пропишем ее. (л, лл, л, лл) | 1 строчка в тетради 2 строчка в тетради |
4. Словарно- орфографическая работа | Запишите число
-Прочитайте его по слогам. -Какой слог ударный? - В корне слова (вокзал) безударная гласная «о» правописание которой нужно запомнить и парный согласный «к».( Выделение корня, безударной гласной и парного согласного) - Ребята, а кто мне может объяснить значение слова вокзал? Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и парную согласную. - Составьте предложение с этим словом и запишите его в тетрадь. -А вот второе словарное слово, которое надо запомнить, это троллейбус. (На доске изображение троллейбуса и картинка со словом троллейбус) -Прочитайте его по слогам. -Какой слог ударный? - В корне слова (троллейбус) безударная гласная «о» написание которой надо запомнить и двойная буква «л», написание которой надо тоже запомнить. - Ребята, а что такое троллейбус? - Троллейбус – это средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это название возникло как сочетание trolley «трамвайный вагон» и английского bus «автобус». -Запишите слово троллейбус в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и двойную букву «л». - Составьте предложение с новым словом. | Вок-зал 2 слог ударный. Ответы учеников. -Дети записывают слово вокзал и выделяют орфограммы. - Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают. Тро-ллей-бус 3 слог Ответы учеников -Дети записывают слово троллейбус и выделяют орфограммы. - Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают. |
5. Повторение | - Начертите в тетради табличку. Учащимся раздается текст. Тень на дороге. Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил её и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго. - Прочитайте его(читает ученик) -Все ли вам понятно в этом тексте? - Выпишите из этого текста в тетрадь им. сущ. ед.ч. в табличку через запятую - Как определить какие существительные относятся к ед.ч? (на доске заполняется табличка и параллельно в тетради) - Сейчас выполним морфологический разбор слова вокзал. Вы составляли с этим словом предложение. И теперь опираясь на это предложение выполните разбор. Пр: Мы с мамой пришли на вокзал.
| День, брат, поле, дорога, тень, птица, коршун, добыча, хищник, небо, случай. Те, которые обозначают один предмет. Дети выполняют разбор самостоятельно со своим предложением. |
6. Изучение нового материала | - На доске записаны слова: город, тюльпаны, загадки, ребус, задача, дома. Какой частью речи являются данные слова? - Выберите слова, которые относятся к ед.ч. (на доске заполняется табличка и параллельно в тетради)
- Прочитайте оставшиеся слова - Мы с вами знаем что ед.ч. обозначает один предмет, а когда два или несколько предметов, это какое число? - Правильно, значит эти слова относятся ко мн.ч.(заполняется табличка и параллельно в тетради)
-Выделите окончания в данных словах.
Что меняется в словах при изменении по числам? Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? Правильно, откройте учебники на стр. 122 и прочитайте правило. - Итак, сколько предметов обозначает им.суш. во мн.ч.? - Посмотрите на окончания у сущ. во мн.ч. Назовите мне их. - В И.п. мн.ч. им. сущ. имеют окончания –а, -я, -ы, -и. -Прочитайте правило на стр 123. |
Имена существительные.
город, ребус, задача; тюльпаны, загадки, дома. Множественное
Учащиеся выделяют окончания в словах: город□, ребус□, задача, тюльпаны, загадки, дома.
Окончания.
По значению: существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном – два или несколько, и по окончанию. Ученики читают правило в учебнике. Два или несколько предметов. а, ы, и Ученики читают правило про себя. |
7. Физминутка | Руки в стороны поставим, | |
8. Закрепление нового материала | - Посмотрите на стр. 122, упр. 241. - Прочитайте задание. - Молодец, давайте дополним это задание. Мы будем записывать в нашу с вами табличку, разделяя слова ед.ч. и мн.ч. - Вспомните и напишите еще 3 сущ. мн. ч. и ед. ч. -Прочитайте по одному существительному мн.ч. и ед.ч, которое вы записали.(дети читают по цепочке) - Замечательно. Теперь прочитайте задание к упр. 242. Что нужно в нем сделать? - Выполните самостоятельно это упражнение Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Один - много». Учитель бросает мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенок должен вернут мяч, поставив это существительное во множественное число. Лампа, сказка, тетрадь - Молодцы. | Ученик читает задание вслух. Ученик вместе с учителем выполняют упражнение. (дети записывают, учитель контролирует) Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю: Лампы, сказки, тетради . |
9.Итог. Домашнее задание | Что мы нового сегодня узнали о им. сущ? Как мы узнаем им.сущ. во мн.ч.? Открываем дневники и записываем д/з упр 243.(объяснение) Спасибо за урок, до свиданья. | Им. сущ. может быть во мн.ч. По значению, им.сущ.во мн.ч. обозначают два или несколько предметов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.Тема "Множественное число имён существительных 1 склонения"-3 класс .Система Занкова
Интегрированный урок (русский язык- английский язык)...
конспект урока по русскому языку "Род и число имени существительного"
Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса Урок контроля, оценки и коррекции знанийУМК "Школа России"...
Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc
Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...
Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....
Конспект урока по русскому языку "Упражнения в склонении имени существительного и распознавание падежей" 3 класс, УМК Школа России
Дата: 12.04.21....
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...