Технологическая карта и презентация для урока русского языка по теме "Повторение. Корень и орфограммы", 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Здесь представлены технологическая карта и презентация для проведения урока по русскому языку на тему "Повторение. Корень и орфограммы" для 4 класса; УМК Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 28.43 КБ |
Презентация | 789.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока: Повторение. Корень и орфограммы
Класс: 4Б
Цель: повторение и закрепление определения «корень» и орфограмм
Задачи:
Обучающая:
- Вспомнить определение «корень»
- Вспомнить орфограмму «безударная гласная в корне слова»;
- Вспомнить орфограмму «проверяемая согласная в слове»;
- Вспомнить орфограмму «непроизносимая согласная в корне слова».
Развивающая:
- Развивать образное мышление, любознательность учащихся;
- Развивать практические навыки учащихся;
- Развивать навыки самооценивания;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к изучению правил русского языка;
- Воспитывать чувство самоконтроля.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(ФИПГ) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные(ПРК) | Личностные | ||||||||
Орг. этап момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | Методы: словесный Приём: беседа | Приветствие учеников. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учеников к уроку. (Приложение 1) | Приветствие. Положительное отношение к уроку. Демонстрация готовности к уроку. | Фронтальная | - | Контроль учителем, самоконтроль | - | Р - контролировать свою деятельность; К- оформлять свои мысли в устной форме; К - слушать и понимать речь других; | Сотрудничать со взрослыми и сверстникам |
Актуализация знаний | Вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность. Актуализировать опыт учащихся. | Методы: словесный Приемы: беседа | Проводит минутку чистописания и словарный диктант (Приложение 2) | Записывают соединения каллиграфическим почерком и словарные слова. | Фронтальная | Меловая доска | Контроль учителя, самоконтроль | - | Р – контролировать свою деятельность; К- уметь правильно высказывать свою точку зрения П- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в жизни. |
Постановка темы урока | Озвучить совместно с учащимися тему урока и дальнейшую деятельность для достижения цели | Методы: словесный Приемы: беседа | Подводит к теме урока с помощью направляющих вопросов (Приложение 3) | Участвуют в беседе, узнают тему урока | Фронтальная | Контроль учителя | - | Р- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К- оформлять свои мысли в устной форме; | Анализировать свои действия и управлять им, планировать свою дальнейшую деятельность | |
Открытие новых знаний | Создать атмосферу для получения новых знаний. Подготовить учеников к деятельности. | Метод: словесный, практический. | Выполнение номера для закрепления понятия корень (Приложение 4) Физминутка (приложение 5) | Выполнение заданий, участие в беседе | Фронтальная | Учебник, меловая доска | Контроль и самоконтроль | Получение новых знаний, анализ полученной информации. | К: готовность слушать и не отвлекать других Р: адекватно воспринимать оценку учителя; К: слушать и слышать своего товарища при совместной работе, умение договариваться и приходить к общему решению | Анализировать полученный материал, уметь фиксировать его в тетради |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуация | Методы: практический Приемы: творческая работа | Выполнение номера для закрепления трёх орфограмм (Приложение 6) | Выполнение заданий, участие в беседе. | Фронтальная | Учебник | Контроль учителя, самоконтроль | Овладение элементарными навыки применения полученных знаний в процессе работы. | П: Умение работать по предложенному плану; К: Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы. Р: Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Научиться работать в коллективе, уметь выстраивать речь. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Методы: словесный Приемы: беседа | Проведение итога урока, рефлексия и запись домашнего задания (Приложение 7) | Отвечают на вопросы, поднимают карандаши и записывают домашнее задание. | Фронтальная | - | Контроль учителя, самоконтроль | - | Р- контролировать свою деятельность; К – слушать и понимать речь других; П – формулировать свои затруднения, быть готовым адекватно реагировать на нужды других; | Признавать свои ошибки; Анализировать свои действия и управлять ими. |
Приложение 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Подарите друг другу улыбки и хорошее настроение. Садитесь.
Приложение 2
Запишите число и «классная работа». Напишите строчки красивого письма по образцу на доске (Мм Лл) (мя ля).
Внимание, сейчас вы будете записывать словарные слова под диктовку. По одному человеку я буду вызывать к доске. Не забывайте выделить орфограмму и поставить ударение. (Слова для записи: багаж, лопата, морковь, праздник, яблоко, орех, колесо, капуста)
Приложение 3
Ребята, послушайте ряд слов: вода, водяной, водный. Скажите, что объединяет эти слова? (Корень) Кто скажет мне, что же такое корень? (корень – это основная часть слова). Какую орфограмму, связанную с корнем, вы знаете? (безударная гласная в корне слова). Какие ещё орфограммы вы знаете? (проверяемая согласная в слове, непроизносимая согласная, разделительный твёрдый знак и т.д.)
Ребята, сегодня мы с вами повторим и закрепим понятие корень и три орфограммы, но какие, узнаете позже.
Приложение 4
Откройте учебник на странице 105 и прочитайте задание. Попробуйте прочитать стихотворение, вставив слова. Вы вставили слова «ёж», «ежиха» и «ёжик». Это слова какие? (однокоренные) Какой корень у этих слов? (ёж) запишите стихотворение вместе со ставленными словами, в однокоренных выделите корень.
Задание: Запишите строки из сказки С. Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.
Жили-были серый … (ёж)
И его … (ежиха).
Серый … (ёж) был очень тих,
И … (ежиха) тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий … (ёжик).
Ребята, в этом же упражнении вас просят преобразовать слова так, чтобы получить название детёныша животного. Я буду называть животных, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ, выйдет к доске, остальные работают в тетрадях. Не забудьте выделить корень. (олень – оленёнок, мамонт – мамонтёнок, жираф – жирафёнок, страус - страусёнок) Ребята, скажите, можно ли сейчас встретить мамонта? (нет) Почему? (потому что они вымерли много лет назад) Знали ли вы, сто ребёнка жирафа можно назвать по другому? Жирафы относятся к парнокопытным животным, а у всех парнокопытных детёнышей называют телятами. Если у вас кто-то спросит про жирафа, вы можете ответить как и жирафёнок, так и телёнок, ошибки не будет.
Приложение 5
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Приложение 6
Продолжаем работу. На этой же странице найдите номер 179. Мы с вами вспоминали орфограммы в начале урока. Самое время проверить, как хорошо вы в них разбираетесь. Работать вы будете по вариантам. Первому варианту достанется ряд словосочетаний под цифрой один, второму – два, третьему – три. Вам нужно будет списать словосочетания, вставить пропущенные буквы в нужных словах, подчеркнуть их и в конце написать в скобках, какая орфограмма у ряда ваших слов. (учитель распределяет варианты) На выполнение задания даю 5 минут, время пошло.
1 в.: вокруг т(и)шина, надо т(е)рпеть, пром(е)лькнул мотылёк, уметь г(о)в(о)рить, пл(о)хая оценка, уц(е)пился за соломинку, пахнет см(о)лой, птицы хл(о)почут. (безударная гласная в корне слова)
2 в.: вер(ш)ки и коре(ш)ки, белая берё(з)ка, красивая ука(з)ка, ре(зь)ба по дереву, принё(с) обе(д), ни(з)кая скамейка, звериные пова(д)ки, сла(д)кий при(з), делать заря(д)ку, нарядная блу(з)ка. (проверяемая согласная)
3 в.: ярос(т)ная схватка, гиган(т)ские шары, высокая лес(т)ница, боевая колес( )ница, грус(т)ный вечер, перекрёс(т)ный огонь, хвас(т)ливая речь, жалос(т)ливая песня, чес(т)ная игра, умес(т)ный вопрос, съес(т)ные припасы. (непроизносимая согласная)
(после выполнения задания организуется проверка, каждый вариант по цепочке объясняет, какая буква была вставлена и почему, а в конце называет орфограмму)
Приложение 7
Вот и подходит к концу наш урок. Ответьте, что же всё-таки такое корень? Назовите примеры однокоренных слов. Какие орфограммы вы повторили?
Оцените свою работу. Если задания дались вам легко, вы были активными на уроке, поднимите зелёный карандаш, а если было сложно и остались какие-то вопросы – красный.
Вашим домашним заданием будет номер 176 на странице 103.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жили-были серый … И его … . Серый … был очень тих, И … тоже. И ребёнок был у них Очень тихий … . Запишите строки из сказки С. Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.
Жили-были серый ёж И его ежиха . Серый ёж был очень тих, И ежиха тоже. И ребёнок был у них Очень тихий ёжик . Проверь себя
Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного. Олень
Олень Оленёнок Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Мамонт Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Мамонт Мамонтёнок Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Жираф Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Жираф Жирафёнок Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Страус Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Страус Страусёнок Преобразуйте слова так, чтобы получить название детёныша животного.
Работа с учебником
Что такое корень? Назовите примеры однокоренных слов. Какие орфограммы вы повторили? Подведём итоги
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"
Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...
технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих
Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после ш...
Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка "Однородные члены предложения" (3 класс)
Данный материал может быть полезен учителям 3 классов....
Технологическая карта+ конспект +презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме « Правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двухсложных словах».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Презентация к уроку русского языка " Что такое корень слова?", 3 класс
Презентация к уроку русского языка " Что такое корень слова?", 3 класс...
Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"
Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"...