Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка "Однородные члены предложения" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тавченкова Ольга Николаевна

Данный материал может быть полезен учителям 3 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 

МАОУ СОШ № 5

Тип урока: ОНЗ

              Тема:        Однородные члены предложения.

Планируемый результат

Предметные: 

  • сформулировать признаки однородных членов предложения
  • научиться находить в предложении однородные члены предложения
  • научиться строить схемы предложений с однородными членами предложения

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Метапредметные: 

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с представленным материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основные понятия

Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. Термин: «однородные».

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в  группах, индивидуальная работа

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. К нам в гости пришли ваши родители и учителя. Давайте поприветствуем наших гостей. И до конца урока не будем ни на кого отвлекаться, а будем активно и плодотворно работать. Садитесь, пожалуйста.

Мы начинаем урок русского языка. И мне бы хотелось, чтобы в конце урока каждый из вас мог сказать:

«Сегодня я искал, творил и знания новые открыл».

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила

Ребята, разгадайте ключевое слово нашего урока:

ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИ-Е

Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу)

Что вы знаете о предложении? (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов)

А какое предложение мы называем распространенным? (в котором, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

2.Регулятивные: 

контроль, коррекция.

3.Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявление из предметной области необходимых компетенций

И здесь мне хотелось бы вам рассказать одну историю. Но сначала ответьте: любите ли вы иногда поспорить? Вот и члены предложения собрались как-то всей дружною семьёй и стали спорить.

– Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.

-Какие члены предложения могли так о себе говорить? (главные)

- Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.

- Какие это члены предложения? (второстепенные)

- Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени.

- Так могли сказать какие члены предложения?  ???

- Образуйте из слияния двух слов прилагательное, которое характеризует эту группу ОДНОГО РОДА

- Так говорят о себе однородные члены предложения

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящего звука на конце имени существительного, согласовать тему и цель урока

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Однородные члены предложения).

А что мы для этого должны с вами знать?

- что такое однородные члены (то есть знать их признаки)

- уметь находить однородные члены

- уметь обозначать (строить схемы)

Итак, составим с вами план нашей работы:

  1. сформулировать признаки однородных членов
  2. научиться находить однородные члены
  3. научиться строить схемы предложений с однородными членами

Регулятивные: целеполагание как поста-новка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

5.  Реализация построенного проекта.

Цель:

Сформулировать признаки однородных членов предложения

Чтобы решить первую задачу, вы проведёте исследование в группах.  Давайте повторим правила работы в группах. Группы работают по плану исследования. У каждой группы разные предложения. Свои наблюдения вы записываете в рабочий лист.

1 группа: В годы войны воевали взрослые и дети.

2 группа: Солдаты смело шли в бой и сражались за Родину!

3 группа: Мы никогда не забудем наших защитников и героев!

План исследования.

  1. Запишите предложение
  2. Выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения
  3. Заполните рабочий лист.

Рабочий лист

  1. В предложении может быть несколько _________________
  2. Они  отвечают на вопрос _____________________
  3. В предложении они связаны со словом ____________________
  4. В нашем предложении однородными членами предложения являются _____________________________.

Проверим работу групп. Какие же выводы вы сделали?

Дети защищают свои проекты.

Вы хорошо поработали, нашли много интересных фактов. Попробуем с вами объединить все ваши выводы и сформулировать признаки однородных членов предложения

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Относятся к одному и тому же члену предложения
  3. Являются одним и тем же членом предложения

А с какой интонацией вы произносили ваши однородные члены?

  1. Произносятся с интонацией перечисления. Это еще один признак однородных членов предлодения

1 группа, у вас какие члены предложения являются однородными? (подлежащие)

2 группа? (сказуемые)

3 группа? (дополнения)

Давайте сделаем еще один вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (и главные, и второстепенные).

Молодцы! Вернемся к нашему плану действий. Какую задачу вы уже решили? (1)

Что вам предстоит сделать дальше? (научиться находить однородные члены предложения).

Но прежде чем мы перейдем с вами к решению этой задачи, ответьте мне на вопрос: Что есть общего в предложениях, с которыми вы только что работали? (они посвящены ВОВ). 

И нашу следующую задачу вы попробуете решить, работая с рассказом Владимира Богомолова «Необычное утро», который вы читали дома.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепить знание признаков однородных членов предложения, научиться находить однородные члены предложения в тексте.

Внимательно прочитайте несколько первых предложений и попробуйте найти предложение, в котором есть однородные члены предложения.

Дедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами.

Мальчик быстро открыл глаза и посмотрел на деда.

Зеленые погоны и медали на разноцветных лентах украшали его китель.

Дети с комментированием разбирают предложение по членам.

Молодцы! Какую задачу мы с вами еще не выполнили? (научиться строить схемы к предложениям с однородными членами).

Перед вами три схемы предложения. Попробуйте определить какая схема к какому из записанных предложений относится?

Каким же образом в схемах показываются однородные члены предложения? (в кружочках). Удалось вам решить третью задачу?

Познавательные УУД  Составлять алгоритм действия.  

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)проверить навык усвоения новых знаний

Ну а сейчас я предлагаю вам на несколько минут превратиться в настоящих поэтов и сочинить небольшое стихотворение.

Перед вами несколько предложений.

Попробуйте объединить эти предложения и составить одно, чтобы в нем были однородные члены предложения.

Мы благодарим, солдаты, вас за жизнь.

Мы благодарим, солдаты, вас за детство.

Мы благодарим, солдаты, вас за весну.

Мы благодарим, солдаты, вас за тишину.

Мы благодарим, солдаты, вас за мирный дом.

Мы благодарим, солдаты, вас за мир, в котором мы живем.

Первая строка – это слова, выделенные жирным шрифтом.

Мы благодарим, солдаты, вас 

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом, 

За мир, в котором мы живем!

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8.  Рефлексия. Домашнее задание.

Цели:

оценить результаты учебной деятельности

Ребята, вернемся к нашему плану. Все задачи, которые вы ставили перед собой, вам  удалось решить?

А кто из  вас теперь может сказать, что он искал, творил, и знания новые открыл?

Ну, тогда вам не составит никакого труда сказать, почему именно это предложение стало девизом нашего сегодняшнего урока? (в нем есть однородные члены предложения).

Молодцы!

Что же сегодня на уроке вам больше всего запомнилось, чем бы вы хотели поделиться с одноклассниками и родителями?

Д/з: выписать из рассказа «Необыкновенное утро» 2-3 предложения с однородными членами, разобрать по членам и построить схемы предложений.

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сегодня я искал, творил и знания новые открыл. Урок русского языка

Слайд 2

ПРЕД ЛО ЖЕ НИ Е ПРЕД ЛО ЖЕ НИ Е Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 3

Предложение По цели высказывания повествовательные вопросительные побудительные По интонации восклицательные невосклицательные По наличию второстепенных членов распространенные нераспространенные Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 4

главные второстепенные Члены предложения ? Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 5

главные второстепенные Члены предложения ? однородные одного рода Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 6

Тема урока: Однородные члены предложения Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 7

План: Сформулировать признаки однородных членов предложения. 2. Научиться находить однородные члены предложения. 3. Научиться строить схемы предложений с однородными членами. Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 8

План исследования: Запишите предложение. Выделите грамматическую основу и второстепенные члены. 3. Заполните рабочий лист. Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 9

1 группа В годы войны воевали взрослые и дети. Сегодня я искал, творил и знания новые открыл. В предложении может быть несколько подлежащих. Они отвечают на вопрос кто? В предложении они связаны со сказуемым . В этом предложении однородные подлежащие.

Слайд 10

2 группа Солдаты смело шли в бой и сражались за Родину! Сегодня я искал, творил и знания новые открыл. В предложении может быть несколько сказуемых. Они отвечают на вопрос что делали? В предложении они связаны с подлежащим. В этом предложении однородные сказуемые.

Слайд 11

3 группа Мы никогда не забудем наших защитников и героев! Сегодня я искал, творил и знания новые открыл. В предложении может быть несколько дополнений. Они отвечают на вопрос кого? В предложении они связаны со сказуемым. 4. В этом предложении однородные дополнения.

Слайд 12

с интонацией перечисления Однородными называются члены предложения, которые: 1. Отвечают 2. Относятся 3. Являются Вывод: к одному и тому же члену предложения одним и тем же членом предложения 4. Произносятся на один и тот же вопрос Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 13

План: Сформулировать признаки однородных членов предложения. 2. Научиться находить однородные члены предложения. 3. Научиться строить схемы предложений с однородными членами. Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 14

1. 2. 3.

Слайд 15

Мы благодарим, солдаты, вас за жизнь. Мы благодарим, солдаты, вас за детство. Мы благодарим, солдаты, вас за весну. Мы благодарим, солдаты, вас за тишину. Мы благодарим, солдаты, вас за мирный дом. Мы благодарим, солдаты, вас за мир, в котором мы живем! Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 16

Мы благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство, за весну, За тишину, за мирный дом, За мир, в котором мы живем! Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 17

План: Сформулировать признаки однородных членов предложения. 2. Научиться находить однородные члены предложения. 3. Научиться строить схемы предложений с однородными членами. Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 18

Сегодня я искал, творил и знания новые открыл.

Слайд 19

мне было интересно… было трудно… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 20

Домашнее задание: выписать из рассказа «Необычное утро» 2 или 3 предложения с однородными членами, разобрать их по членам предложения и построить схемы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"

Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  зара...

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по родам"

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по родам" к УМК Школа России...