Урок-путешествие во 2 классе по русскому языку по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных на
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цеева Залина Лионовна
  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова;
  • развивать умение распознавать и проверять написание слов с парным согласным на конце слова;
  • закрепить умение находить в предложении главные члены предложения;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_vo_2_klasse.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие во 2 классе

по русскому языку по теме:

"Правописание парных звонких и глухих согласных на                                                                                                                                        

                        конце слова".( Закрепление.)

Учитель: Цеева З.Л.

                                                                    29.01.24

Цели и задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова;
  • развивать умение распознавать и проверять написание слов с парным согласным на конце слова;
  • закрепить умение находить в предложении главные члены предложения;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • рисунки видов транспорта: автобуса, самолета, теплохода, поезда;
  • нарисованный дуб и дубовые листья;
  • аудиозапись музыки;
  • карточки.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Учитель:

- Ребята, нам пришло письмо от Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и, похоже, ему нужна наша помощь.

 Учитель:

-Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (Учитель показывает послание).

«Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать ду.
около которого зарыт кла.
В случае удачи тебя ждёт сюрпри.».

Учитель:

Ребята, вы согласны помочь Буратино?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока .
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему?

(Учащиеся называют букву, которую вставят и объясняют, почему).
- Что за буквы вы вставили? Как они называются?

2. Чистописание.

- Отгадайте загадки.

Берега зелёные,

Вода красная,

Рыбки черные.(арбуз)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост наружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.(морковь)

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую, не дрожа(медведь)

Ушастый зверёк —

Скок на пенёк!

Никого не обижает,

А всех сам боится(заяц)

Две горы по пустыне идут и идут,

И не пьют, не едят, и не устают.

Он может неделю не есть ничего —

Кладовка с едой на спине у него.(верблюд)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.(ёж)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только это кран живой,

С настоящей головой.(жираф)

(Арбуз, морковь, медведь, заяц, верблюд, ёж, жираф)

Учитель:  Посмотрите на слова и скажите, что вы заметили? Все ли отгадки были на одно правило?

Слово "заяц"-лишнее

3. Постановка темы и цели урока.

Учитель:

- Теперь скажите, над какой темой мы будем сегодня работать? (парные согласные)
- А какая задача стоит перед нами? (найти клад для Буратино)
- Сейчас мы отправимся в лес парных согласных)

Учитель:

- Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же, взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.

4. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

- А что мы знаем о парных согласных?

В русском языке некоторые согласные звуки образуют пары по звонкости и глухости: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]. Это парные согласные.

-А что ещё?

Парные согласные могут заменять друг друга на письме. От этого меняется лексическое значение слова.

-Как произносятся парные согласные на конце и в середине слова?

Если парный согласный стоит на конце или в середине слова перед глухой согласной, то он произносится не так, как пишется: гри(б/п).


- Что происходит с парными согласными на конце слова?

Парная согласная на конце слова всегда оглушается.

При этом на конце слова произносятся глухие согласные звуки, даже если само слово написано с буквой, обозначающей звонкий согласный звук.

Например, в слове «дуб» произносится парный глухой согласный звук [п], так как он находится в конце слова.


- Какое стихотворение знаете про парные согласные?

«Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй».

- Как же проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы проверить парный согласный на конце или в середине слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после него стоял гласный или звонкий согласный звук.

Эти процессы в русском языке называются оглушение (когда звонкий согласный заменяется глухим) и озвончение (когда глухой согласный заменяется звонким):
поез
д — пишем , а слышим [т] — оглушение;
про
сьба — пишем -с-, а слышим [з] — озвончение.


-Что мы делаем если нельзя подобрать проверочное слово?

Если нельзя подобрать проверочное слово для проверки парного согласного, то его написание надо проверять по словарю. Такие слова называют словарными.

- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие. (Учитель читает загадку). 

“Что за чудо – синий дом?

Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.” (автобус)

Учитель:

- Ребята, а на чем еще можно отправиться в путешествие.
- Посмотрите на рисунки и назовите виды транспорта? (теплоход, самолет, поезд, автобус).
- Что общего в этих словах? (на конце парный согласный).

Учитель:

- Итак, отправляемся в наше путешествие.

6. Словарная работа (комментированное письмо по цепочке).

- Вот мы и приехали. Дальше пойдем пешком.
- А вот и первое препятствие: надо перейти через ручей.
- Сейчас самый смелый пойдет вперед, а все остальные за ним.

На доске слова в два столбика:

ду.

моро.

ле.

медве..

сне.

заво.

са.

тетра..

- Посмотрите на эти слова и скажите, почему их разделили на два столбика? (ответы детей различные).
- Какие слова записаны во втором столбике? (словарные).
- Почему их называют словарными? Какие гласные надо запомнить в этих словах?
- Найдите в словаре ещё слова с парным согласным на конце.
- Запишите их во второй столбик (город, арбуз).

7. Запись предложений под диктовку.(слов)

- Через ручей мы перешли все, молодцы.
- Ребята, мне кажется, что я  вижу очень красивый пруд, а может это  прут, такой тоненький берёзовый.
- Как вы думаете, это  одно и то же или разное?
- Давайте разберёмся. Где пруд ?
- А какой прут ?

- Слова «пруд» и «прут» пишутся по-разному. Они имеют совершенно разное значение, но звучат практически одинаково — в конце у обоих слов слышится звук «т».

Различить, где какое слово, можно только в предложении, ориентируясь по смыслу.

Для запоминания правильного написания слов можно подбирать проверочное слово, изменяя неизвестное слово так, чтобы было чётко слышно, какая буква должна быть в конце: «д» или «т».

Например:

  • пруд — в пруду, около пруда;
  • прут — прутья, прутиком.


- Слова звучат одинаково? А писать мы их будем тоже одинаково?
- Что будем писать на конце каждого из этих слов и почему?
- От чего зависит парный согласный на конце в данных словах? (от значения слов).
- Напишем под диктовку предложения:

Мы отправились на пруд.
На тропе валялся прут.

- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и буквы на конце пишутся разные.

-Кто приведет примеры слов которые также звучат одинаково?

плот – плод

лук – луг

- Объясните значение каждого слова и проверьте парный согласный на конце слов.
8. Физкультминутка.

Выполнение упражнения по учебнику с.26,упр.43

- Итак, нам пора отправляться дальше.
9. Выборочное письмо.

- Ребята, а вы любите собирать грибы?
- А какие грибы вы собираете в лесу? Как их можно назвать одним словом? (съедобные)
- - А вы хотите набрать грибов?
- А пока мы будем собирать грибы, один из вас отправится к пруду и тихонечко понаблюдает за тем, что там происходит, а потом нам расскажет, что он увидел.

Индивидуальная работа на доске.

(исправить ошибки в текст).

“На пруду плавал белый лебеть. У вады рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. Влису раздался криг птицы.”

Индивидуальная работа по карточкам. 

Хорош наш ле. (с,з). Там много сочных тра. (ф, в). Вот ду. (п, б).Под дубом рос белый гри. (б, п). Рядом частый ельни. (г, к). В кустах пел дроз. (т, д).

Учитель:

- Ну, а мы вперёд, за грибами. Только нашими грибами будут слова с парными согласными.
- Я буду зачитывать вам отрывки из знакомых произведений. А вы будете называть и записывать только те слова, у которых на конце стоит парный согласный, требующий проверки. “Кто первый найдет грибок, тот и положит его в кузовок”

(Ученик, который первый нашёл (услышал) слово с парным  согласным, кладет гриб в корзину. Все учащиеся записывают слова в тетрадь)

Учитель зачитывает отрывки:

“Осень! Осыпается весь наш бедный сад”
“Лучше б
снег да вьюгу встретить грудью рад”
“У лукоморья
дуб зелёный, златая цепь на дубе том”
“Где бодрый
серп гулял и падал колос
Теперь
уж пусто все – простор везде”
“Однажды
Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей
воз взялись”

Проверка индивидуальной работы, выполненной на доске.

10. Самостоятельная работа .

(классификация слов) 

- Ребята, вдали виднеется домик. Давайте подойдем ближе.

Внутри домика слова:

шка., дру., кру., моро., тру., коло., шар., автобу., пру. .

- Что-то шумно в этом домике, слова о чёт-то спорят.
- Сейчас выясним,  в чем там дело?
- Оказывается, слова не могут разобраться, кому за какой стол садиться.
- Вы сможете помочь им? Вам нужно распределить слова в два столбика: в первый - слова , на конце которых пишется звонкий согласный, во второй – слова, на конце которых пишется глухой согласный.

11. Работа с деформированным предложением.

- Продолжим наше путешествие по лесу. Ой, ребята, смотрите, дуб на поляне стоит. Уж не об этом ли дубе , Буратино говорил в своем послании? Давайте проверим!

(на доске прикреплен нарисованный дуб. Около дуба разбросаны листья, на которых написаны слова: дуб, осенний, наряд, могучий, сбросил)

 - Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (надо собрать листочки и составить из слов предложение).

(Один ученик запис. составленное предложение)Могучий дуб сбросил осенний наряд.

- В каких словах имеется парный согласный на конце? Как его проверить?
- Подберите к слову “могучий” слово, близкое по значению.
- Как понимаете выражение “сбросил наряд”?
- Разберите предложение по членам.

Итог урока.

- Если это тот дуб, который мы ищем, - то здесь должен находиться клад.
- А вот, кажется, и он (
Учитель достает спрятанную шкатулку )
- Только здесь написано что-то непонятное-
“далк”. Наверное, это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот – клад)
- Но коробочка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз скажем правило проверки парных согласных на конце слова
(чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный).
- Вот и открылась наша коробочка. Здесь лежит какой-то листок.

Учитель читает:

“ Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания- это самое ценное богатство.

Царица Грамматика”

- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке. А сейчас возвращаемся из леса в класс.

12. Рефлексия.

13.Д.з с.26,упр.43

14.Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Урок русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных", школа 2100 с презентацией....

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе ОП "Школа 2100" по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе 2100, тема:Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова....

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных  в конце слова" 1  класс...

Конспект урока русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Очень подробный конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС. Разные виды работ, которые активизирует работу детей на уроке....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...