Русский язык. Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значимые части слова
Цель урока: обобщение и систематизирование знаний учащихся о частях слова; развитие умения правильно определять и графически обозначать части слова.
Задачи:
- Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
упражняться в составлении слов по схемам;
- Развивающая:
развивать в процессе урока коммуникативные, творческие
способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
-Воспитательная:
воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
-Оздоровительная:
чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Методы
• Иллюстративный (с использованием мультимедиа).
• Диалог.
• Самоконтроль с поощрением.
Оборудование:
наглядный материал по теме «Части слова»: слайды, раздаточный материал – «Дневник путешественника», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь. Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Всё у вас уже в порядке:
И учебники есть, и тетрадки.
Я приветствую вас на уроке русского языка.
Урок у нас сегодня необычный, поэтому работать вы будете не в тетрадях. У каждого есть «Дневник путешественника», в котором есть задания для вас. Подпишите их. Откройте эти «Дневники», запишите число, классная работа.
Так же с нами в путешествие отправляется известный вам всем герой. Отгадайте по описанию, кто это. (Незнайка)
II Актуализация знаний
Для начала, повторим то, что мы уже знаем. Отгадайте загадки и запишите отгадки в свой дневник путешествий.
Словарная работа.
Отгадайте и запишите отгадки.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней … (помидор)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …. (капуста)
В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дернешь за косу плутовку
И увидишь ты … (морковь)
Составьте предложение с однородными членами, пользуясь данными словами.
Хорошо, знания свои немного освежили, пора отправляться в путешествие.
III этап. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. Нас ждёт удивительная страна – Морфемика. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Мы отправляемся в город, жители которого ни секунды не сидят на месте. Они всё время трудятся, строят, помогают нам создавать…..А вот что они нам помогают создавать, вы мне сейчас скажете сами. Внимание на доску. Что перед вами? (части слова)
Тогда, жители этой страны помогают нам что создавать? (новые слова).
Как вы думаете, а почему страна называется Морфемика?
Части слова называются по-научному морфемы.
Какие морфемы мы с вами знаем? (приставки, корни, суффиксы, окончание, основа)
Да, ребята, сегодня вы вновь встретитесь с известными вам частями слова.
-Какие цели и задачи мы поставим на этом уроке?
Добро пожаловать в город, где живут морфемы!
III. Работа по теме урока.
Итак, начнём наше путешествие. Посмотрите внимательно на доску. В правильном ли порядке располагаются части слова?
Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка, основа перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.
Вспомним, что скрывается за этими обозначениями. Какую роль играет каждая часть? Какое место она занимает в слове?
– Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Корень – это часть слова, в которой заключён главный смысл слова.
– Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
– Окончание – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
- Основа – это все слово, без окончания.
Молодцы! Части слова рады, что вы так много о них знаете.
Скажите, ребята, пожалуйста, а нужны ли слову эти части слова? Значимы ли они для слова?
– Это значимые части слова.
Задание 1. Придумайте слова, подходящие под данные схемы. Запишите по одному слову каждого вида к себе в тетрадь.
- корень, окончание - мама, дорога, дома.
- приставка, корень – подъезд, переезд.
- корень, суффикс – дождик, садик.
Задание 2. При выполнении какого разбора, мы находим морфемы? (Разбор по составу). Давайте вспомнил алгоритм выполнения данного разбора.
Выполните разбор слова.
Задание по рядам: 1 ряд - подружка, 2 ряд - поездка, 3 ряд – подросток.
Физкультминутка для глаз
Посмотрите на экран, Незнайка задумался. Какое отношение имеет дерево и его корень к нашему сегодняшнему уроку. Вы можете ему объяснить?
– Из корня вырастает дерево, а из корня слова – однокоренные слова.
– Без корня не может существовать ни растение, ни слово.
Давайте поближе рассмотрим листочки, которые растут на этом чудо - дереве. Слова на листочках:
– Лесок, перелесок, лесной, лесник, лесоруб. Найдите лишнее слово.
Почему эти листочки находятся на нашем дереве? (потому что эти слова однокоренные).
Задание 3. «Чудо-дерево»
А сейчас выполните задание. В «Дневнике путешественника» у каждого есть своё дерево. Попробуйте «украсить» его однокоренными словами.
1 ряд – корень –гор- (в слове «гора»).
2 ряд – корень –рек- (в слове «река»)
3 ряд – корень –лист (в слове «лист»)
Помните о значении слова, когда будете подбирать однокоренные слова!
Как известно, одна голова хорошо, а две – лучше, поэтому выполняйте работу вместе с соседом по парте. Кто быстрее всех «вырастит» дерево?
Чтение слов.
Незнайка выполнял задания вместе с вами. Послушайте, что у него получилось.
– Слово с корнем -гор- «горе», потому что если я упаду с горы, у меня будет горе.
– Слово с корнем -рек- «реклама», потому что рекламы вокруг так же много, как воды в реке.
– Слово с корнем -лист- « журналист», потому что журналист пишет на листе бумаги»
Вы согласны с Незнайкой? Какое главное правило он забыл?
– Корень в однокоренных словах не только одинаково пишется, но и имеет одно и то же значение. Чтобы увидеть предмет, который скрывается за словом, надо знать, какой смысл заложен в его корне.
Что мы должны знать о корне?
– Корень – значимая часть слова, в которой заключён смысл слова. У родственных слов общий корень.
Посмотрите на слайд. Все ли данные слова являются однокоренными?
IV. Физкультминутка
Молодцы, ребята, мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём. Давайте выполним несколько упражнений.
V. Закрепление знаний.
Задание 4.
серебристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник
-Это предложение? (Набор слов.)
-Давайте составим предложение. Все ли слова можно объединить в этом предложении? Получится ли составить предложение из данных слов, не меняя их формы? Измените формы некоторых слов и составьте предложение.
Запишите предложение в тетрадь.
Выделите окончания. Найди грамматическую основу.
На земле лежит серебристый снег.
Задание 5. Самостоятельная работа.
Мороз, лёд, снеговик, вьюга,
шубка, снежки, след, новый,
прокатили, заморозки, год.
Задание: Выпишите сначала слова, которые состоят из одного корня. Потом слова, в которых кроме корня есть и другие части слова.
Мороз, лёд, год , след, снеговик,
вьюга, шубка, снежки, новый,
прокатили, заморозки.
VI. Итог урока
1.Какова была тема урока?
2.Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.)
VII. Рефлексия
Давайте воспользуемся своими лестницами успеха. Покажите мне, пожалуйста, на какую ступеньку вы поставите себя после данного урока,
Домашнее задание: сделать запись в свою теорию о частях словах и порядке разбора слова по составу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
Методическая разработка...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....
Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"
Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...
Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»
Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради. 2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...
Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...
Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)
Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...