Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.
Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Ученики делают необходимые записи в тетради
Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус.
Ответ: летопись
Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ
Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.
Учитель: Что такое история?
Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.
Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.
II. Актуализация знаний.
- Ассоциации (СЛАЙД №3)
Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.
Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?
Учащиеся: Пётр Первый.
Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.
Дети подбирают ассоциации к словам на слайде: золотая, ледовое, златоглавая, смутное, грозный, книгопечатник
Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров
Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.
Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)
Убрать слайд.
Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.
Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.
Проверка
В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.
- Повторение понятий простые и сложные слова.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.
Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ)
Учитель: В какую группу отнесём слово летопись?
Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.
Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.
Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.
3. Работа с толковым словарем.
Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?
Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.
Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.
Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.
III. Применение знаний.
- Работа в парах.
а) Инструктаж.
Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?
На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.
б) Самостоятельная работа.
в) Проверка (СЛАЙД №7)
По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.
2. Разбор слов по составу
Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.
а) Разбор слов по составу:
Золотая
Ледовое
Златоглавая
Смутное
Грозный
Книгопечатник
Летопись
Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.
Работа с электронными словарями
Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово.
б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.
Учитель: Какие словари нам могут помочь?
Учащиеся: Словообразовательный словарь.
Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.
Учащиеся: Летописец.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.
Учащиеся: Летописный.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
3. Работа в группах.
а) Инструктаж. Работа с таблицами (Слайд №9).
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | |
налетели | ученик | куст | молчит | |
коньки | мудрец | старость | домик |
б) Самостоятельная работа.
Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.
в) Проверка.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
- Установление связи между словами в предложении.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?
Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.
Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.
- Работа с высказыванием А.Суворова.
Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:
Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ •, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ •.
Ответ: походе
Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?
Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.
Проверка Слайд № 10
Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?
Ответы детей.
Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.
Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.
- Тест
Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
Ученики знакомятся с содержанием теста
№ | Вопрос | А | Б | В |
1 | В какой из строчек все слова являются однокоренными? А. Горка, гористый, горячий. Б. Ужалить, жалко, жалоба. В. Дом, домашний, домишко. | |||
2 | В какой из строчек все слова имеют приставку по-? А. Подумать, побежать, поезд. Б. Потеплеть, поверх, полк. В. Покатить, подержать, покой. | |||
3 | В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ? А. Дворик, столик, облик. Б. Носик, мячик, карандашик. В. Стульчик, ключик, сникнуть. | |||
4 | В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание? А. Орёл, хлеб, подарок. Б. Загар, улов, страна. В. Стол, соль, озеро. | |||
5 | В какой из строчек все слова построены по схеме ¬͡ ^ •? А. Пригородный, подарки, корзинка. Б. Дошкольный, переходный, подъезд. В. Перелётные, прохладный, простудный. | |||
6 | В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание? А. Лужок, морозец, пригород. Б. Румянец, шкаф, поле. В. Доплата, звёзды, полесье. |
Ученики отвечают на вопросы теста.
Проверка теста (Слайд №11)
Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.
Ответ: состав
Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)
Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.
IV. Итог
Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.
Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.
Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
Рефлексия (Слайд №13)
Сегодня на уроке
- Я не знал (а)… Теперь я знаю…
- Мне было трудно…
- Теперь я могу…
- Мне было легко, потому что…
- Мне захотелось…
Домашнее задание.
Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
Учитель: Спасибо за урок.
Список использованной литературы
1. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение 2008.
2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.
Интернет-ресурсы
- Электронные словари http://slovari.yandex.ru/летопись/значение/
- Пословицы http://posloviz.ru
Иллюстративный материал
- Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg
- Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg
- Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg
- Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg
- Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg
- Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg
- Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg
- Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg
- А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg
- Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ", 3 КЛАСС...
Упражнения в разборе слов по составу
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...
Упражнение в разборе слов по составу
Аттестуемый педагог Щукина Виктория ВасильевнаОбразовательная область...
Упражнения в разборе слов по составу 3 класс
Поэтапная презентация урока...
Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"
Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"...