Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов с помощью приставок и суффиксов.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать основные части слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс; алгоритм разбора слова по составу;
Уметь производить разбор слова по составу.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 13.04.20 ФИО учителя: Богданова В.П.
Школа: № 95 ФИ студента: Лунькова Дарья
Класс: 2-1 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 302
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Состав слова. Способы образования слов»
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов с помощью приставок и суффиксов.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать основные части слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс; алгоритм разбора слова по составу;
Уметь производить разбор слова по составу.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Оборудование: УМК «ПНШ», Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А. Чуракова. – 6-е. изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 3 : 160 с.; раздаточный материал, презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Сл.: слово учителя Психологический настрой | 1 мин | - Доброе утро! Я рада вас видеть, присаживайтесь. - В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: - Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день - Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой. | Приветствуют учителя и одноклассников. | Л: самоопределение |
II. Актуализация знаний и мотивация Сл.: повторение языковых понятий Сл.: учебный диалог Нагляд.: работа с иллюстрацией. | 5 мин | - Сегодня на уроке вас ждёт серьёзная и не менее интересная тема. - А теперь посмотрите, что у меня есть. Это волшебная коробочка, в ней спрятано слово, которое поможет нам узнать тему урока. Но для того, чтобы коробочка открылась, нужно выполнить задание. Справитесь ли вы? - Сейчас вы поработаете в паре со своим соседом по парте. Первый вариант рассказывает второму, что такое суффикс; как он обозначается. Второй вариант рассказывает первому, что такое приставка; как она обозначается. У вас есть 1-2 минуты. - Заканчиваем. Сейчас ваша задача – рассказать мне то, что вы услышали от своего собеседника. - Итак, кто мне расскажет, что такое суффикс, и как он обозначается? - Те, кто согласен с ответом, помашите мне. - Хорошо. Теперь расскажите мне, что же такое приставка, и как она обозначается? - Те, кто согласен, помашите мне. - Замечательно, ребята! - Теперь сыграем в небольшую игру. Я загадала часть слова, с помощью которой образуются новые слова. Какую часть слова я загадала? - Посмотрите, у нас появились 2 разных ответа. Скажите мне, какой признак нужно добавить, чтобы получился один вариант ответа? - Верно. Тогда обобщите все знания и скажите, что общего, а что различного в таких частях слова как приставка и суффикс. - Отлично! Вы справились с заданием. Волшебная коробочка открылась. - Загляните в неё и прочитайте, какое слово в ней пряталось (подходит к ученику с коробочкой). - Отлично! Слово поезд (вывешивается на доску изображение поезда). | Анализируют речь учителя. - Да. Работают с соседом по парте. - Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так: ∧. - Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. С помощью приставок образуются новые слова. Приставки обозначаются так: ¬. - Приставка, суффикс. - Данная часть слова стоит перед/после корня. - Общее: с помощью приставки и суффикса образуются новые слова. Различие: приставка стоит перед корнем, суффикс после. - Поезд. | П: анализ К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: подведение под понятие |
III. Постановка учебной задачи Сл.: учебный диалог Сл.: подводящий диалог Сл.: постановка целей | 3-4 мин | - Скажите мне, ребята, вы знаете, что поезд иногда называют составом? - Кто может мне объяснить, почему его так называют? - Верно. «Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вместе вагонов», - сказала Анишит Йокоповна. – Он из них состоит. - А что же такое состав слова? – спрашивает нас Волшебница. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Какие цели перед собой поставим? - Верно. Давайте приступим к работе. | - Да. - Поезд называют составом, потому что он состоит из ряда вагонов, которые между собой соединены. - Состав слова – это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово. - Тема урока «Состав слова». - Мы повторим, что такое приставка корень, суффикс, окончание; должны научиться разбирать слово по составу. | Р: целеполагание К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
IV.Первичное закрепление во внешней речи Сл.: учебный диалог, анализ языкового материала | 3 мин | - Хорошо. Скажите, что в данных словах является разным? - Можем ли мы сказать, что приставки придают этим родственным словам что-то общее? Или же наоборот: приставки сообщают каждому из этих слов что-то особенное? Что именно? - Объясните это на примере тех слов, которые вы разобрали по составу. - Верно. И давайте повторим ещё раз, что общего придаёт всем этим словам суффикс – ть? На что он указывает? - Молодцы. - Давайте немного отдохнем, встаньте все со своих мест. Физминутка: Если хочешь строить мост, (Дети идут по кругу.) Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.) Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе.) Иль вести машину ввысь - (Расставив руки в стороны, «летают» по группе.) Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.) Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.) | - Разными в словах являются только приставки. - Приставки сообщают каждому из этих слов особый смысл. - Благодаря разным приставкам, у данных слов разное значение. - Объясняют значения слов. - Суффикс –ть – это суффикс, показывающий, что слово, называющее действие, стоит в начальной форме. Выполняют физические упражнения. | К: аргументация своего мнения К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
V.Самостоятельная работа Практ.: самостоятельная работа в рабочей тетради Сл.: учебный диалог, анализ языкового материала | 12 мин | - Понятна ли вам тема нашего сегодняшнего урока? А так ли это на самом деле, я сейчас и проверю. Вы поработаете самостоятельно. - Откройте печатные тетради для самостоятельной работы на странице 39. Найдите упражнение 52. Прочитайте задание про себя. - Что нужно сделать по заданию? - На странице 40 вы увидите образец, как показать, от каких слов без приставки образовались слова. - Выполняете только первую часть задания. У вас есть 6 минут. - Проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на слайд, проверьте работу соседа. Если ошибок нет, на полях поставьте +. - Верните соседу его тетрадь. - Хлопните один раз те, у кого нет ошибок. - Отлично. - Сделаем небольшой вывод по проделанной работе. Какова роль приставки по? - В чём особенность состава слова у слов-названий действий в начальной форме? - Какой суффикс указывает на начальную форму? | - Да. - Нужно подчеркнуть все слова-действия, стоящие в начальной форме; выписать те, у которых одинаковая приставка, выделить её и показать, от каких слов без приставки они образовались. - Нет окончания. - Суффикс –ть. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: анализ Р: выполнение пробного учебного действия П: оценка |
VI. Включение в систему знаний, повторение Сл.: учебный диалог Практ.: словообразовательный разбор | - Отгадайте, кто это: Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд! И назвали его знающий (ведающий), где мёд. То есть… - Запишите к слову медведь однокоренные слова. Как образовались эти слова? | - Медеведь. - Медведица, медвежонок. Рассказывают как образовались данные слова. | ||
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Сл.: учебный диалог | 2 мин | - Ну что же, давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучали сегодня? - Достигли целей? - Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы, которые находятся на слайде: - Что у тебя получилось сегодня лучше всего? - Что вызвало затруднения? - Над чем еще стоит поработать? | - Состав слова. - Да. Отвечают на вопросы. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты: Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...
Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)
Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...
Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)
Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...
Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...