Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов с помощью приставок и суффиксов.

Планируемые результаты

Предметные:

 Знать основные части слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс; алгоритм разбора слова по составу;

 Уметь производить разбор слова по составу.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         13.04.20                                                                                            ФИО учителя: Богданова В.П.

Школа: № 95                                                                                          ФИ студента: Лунькова Дарья

Класс: 2-1                                                                                                     ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 302

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Состав слова. Способы образования слов»

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов с помощью приставок и суффиксов.

Планируемые результаты

Предметные:

 Знать основные части слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс; алгоритм разбора слова по составу;

     Уметь производить разбор слова по составу.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: УМК «ПНШ», Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А.  Чуракова. – 6-е. изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 3 : 160 с.; раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Сл.: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

- Доброе утро! Я рада вас видеть, присаживайтесь.

 - В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

 - Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

 - Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Приветствуют учителя и одноклассников.

Л: самоопределение

II. Актуализация знаний и мотивация

Сл.: повторение языковых понятий

Сл.: учебный диалог

Нагляд.: работа с иллюстрацией.

5 мин

- Сегодня на уроке вас ждёт серьёзная и не менее интересная тема.

- А теперь посмотрите, что у меня есть. Это волшебная коробочка, в ней спрятано слово, которое поможет нам узнать тему урока. Но для того, чтобы коробочка открылась, нужно выполнить задание. Справитесь ли вы?

- Сейчас вы поработаете в паре со своим соседом по парте. Первый вариант рассказывает второму, что такое суффикс; как он обозначается. Второй вариант рассказывает первому, что такое приставка; как она обозначается. У вас есть 1-2 минуты.

- Заканчиваем. Сейчас ваша задача – рассказать мне то, что вы услышали от своего собеседника.

- Итак, кто мне расскажет, что такое суффикс, и как он обозначается?

- Те, кто согласен с ответом, помашите мне.

- Хорошо. Теперь расскажите мне, что же такое приставка, и как она обозначается?

- Те, кто согласен, помашите мне.

- Замечательно, ребята!

- Теперь сыграем в небольшую игру. Я загадала часть слова, с помощью которой образуются новые слова. Какую часть слова я загадала?

- Посмотрите, у нас появились 2 разных ответа. Скажите мне, какой признак нужно добавить, чтобы получился один вариант ответа?

- Верно. Тогда обобщите все знания и скажите, что общего, а что различного в таких частях слова как приставка и суффикс.

- Отлично! Вы справились с заданием. Волшебная коробочка открылась.

- Загляните в неё и прочитайте, какое слово в ней пряталось (подходит к ученику с коробочкой).

- Отлично! Слово поезд (вывешивается на доску изображение поезда).

Анализируют речь учителя.

- Да.

Работают с соседом по парте.

- Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так: .

- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. С помощью приставок образуются новые слова. Приставки обозначаются так: ¬.

- Приставка, суффикс.

- Данная часть слова стоит перед/после корня.

- Общее: с помощью приставки и суффикса образуются новые слова. Различие: приставка стоит перед корнем, суффикс после.

- Поезд.

П: анализ

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: подведение под понятие

III. Постановка учебной задачи

Сл.: учебный диалог

Сл.:

подводящий диалог

Сл.: постановка целей

3-4 мин

- Скажите мне, ребята, вы знаете, что поезд иногда называют составом?

- Кто может мне объяснить, почему его так называют?

- Верно. «Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вместе вагонов», - сказала Анишит Йокоповна. – Он из них состоит.

- А что же такое состав слова? – спрашивает нас Волшебница.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели перед собой поставим?

- Верно. Давайте приступим к работе.

- Да.

- Поезд называют составом, потому что он состоит из ряда вагонов, которые между собой соединены.


- Состав слова – это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово.

- Тема урока «Состав слова».

- Мы повторим, что такое приставка корень, суффикс, окончание; должны научиться разбирать слово по составу.

Р: целеполагание

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

IV.Первичное закрепление во внешней речи

Сл.: учебный диалог, анализ языкового материала

3 мин

- Хорошо. Скажите, что в данных словах является разным?

- Можем ли мы сказать, что приставки придают этим родственным словам что-то общее? Или же наоборот: приставки сообщают каждому из этих слов что-то особенное? Что именно?

- Объясните это на примере тех слов, которые вы разобрали по составу.

- Верно. И давайте повторим ещё раз, что общего придаёт всем этим словам суффикс – ть? На что он указывает?

- Молодцы.

- Давайте немного отдохнем, встаньте все со своих мест.

Физминутка:

Если хочешь строить мост, (Дети идут по кругу.)

Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)

Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе.)

Иль вести машину ввысь - (Расставив руки в стороны, «летают» по группе.)

Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)

Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)

- Разными в словах являются только приставки.

- Приставки сообщают каждому из этих слов особый смысл.

- Благодаря разным приставкам, у данных слов разное значение.

- Объясняют значения слов.

- Суффикс –ть – это суффикс, показывающий, что слово, называющее действие, стоит в начальной форме.

Выполняют физические упражнения.

К: аргументация своего мнения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

V.Самостоятельная работа

Практ.: самостоятельная работа в рабочей тетради

Сл.: учебный диалог, анализ языкового материала

12 мин

- Понятна ли вам тема нашего сегодняшнего урока? А так ли это на самом деле, я сейчас и проверю. Вы поработаете самостоятельно.

- Откройте печатные тетради для самостоятельной работы на странице 39. Найдите упражнение 52. Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать по заданию?

- На странице 40 вы увидите образец, как показать, от каких слов без приставки образовались слова.

- Выполняете только первую часть задания. У вас есть 6 минут.

- Проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на слайд, проверьте работу соседа. Если ошибок нет, на полях поставьте +.

- Верните соседу его тетрадь.

- Хлопните один раз те, у кого нет ошибок.

- Отлично.

- Сделаем небольшой вывод по проделанной работе. Какова роль приставки по?

- В чём особенность состава слова у слов-названий действий в начальной форме?

- Какой суффикс указывает на начальную форму?

- Да.

- Нужно подчеркнуть все слова-действия, стоящие в начальной форме; выписать те, у которых одинаковая приставка, выделить её и показать, от каких слов без приставки они образовались.

- Нет окончания.

- Суффикс –ть.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ

Р: выполнение пробного учебного действия

П: оценка

VI. Включение в

систему знаний,

повторение

Сл.: учебный диалог

Практ.: словообразовательный разбор

 - Отгадайте, кто это:

Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд! И назвали его знающий (ведающий), где мёд. То есть…

- Запишите к слову медведь однокоренные слова. Как образовались эти слова?

 - Медеведь.

 - Медведица, медвежонок.

Рассказывают как образовались данные слова.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Сл.: учебный диалог

2 мин

- Ну что же, давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучали сегодня?

- Достигли целей?

 - Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы, которые находятся на слайде:

 - Что у тебя получилось сегодня лучше всего?

 - Что вызвало затруднения?

 - Над чем еще стоит поработать?

- Состав слова.

- Да.

Отвечают на вопросы.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...

Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...

Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...

Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...