Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тамара Васильевна Полонова

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Запись числа в тетради.

 

     2. Постановка темы, цели урока. 

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы

- Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)

- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)

 

    3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.

 

Отгадаем загадку: 

- Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Состав слова. Значимые части слова»

Тип урока: обобщение знаний, повторение.

Планируемые результаты:

Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку

Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами

Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор

Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.

Задачи:

1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.

2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.

3. Развитие орфографической зоркости

Ход урока:

  1. Организационный момент. Запись числа в тетради.

     2. Постановка темы, цели урока.  

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы

- Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)

- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)

    3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.

Отгадаем загадку:  

- Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

         

 МОРФЕМИКА – особый раздел науки о языке

                                                                         Разберем слово по составу.

1 шаг.

Окончание (сообщение ученика) значимая  часть слова, которая образует формы слова, а также  служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.

Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.

Задание: выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: в каких частях речи можно обозначить окончание?

2 шаг

Основа (сообщение) – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.

Задание: выделить основы слов.

Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?

3 шаг

Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.  Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.

Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

                              А.С. Пушкин.

Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)

Вопрос повышенной сложности:

4 шаг

Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.

Задание: в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?

березонька - уменьшительно- ласкательное

тараканище - значение преувеличения

футболист - значение лица

5 шаг

Приставка (сообщение) -  значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.

Задание: выделить приставки в словах

убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. ( макс 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?

Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.

Я буду называть вам слова, вы – выделять у них приставки и определять их значение:

Выходить (вы-; движение из чего-либо).

Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).

Перебегать (пере-; движение через что-либо)

Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).

Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).

6 шаг

Выполните морфемный разбор слов

Придорожный, нарисует, книжка, пенал. ( макс 4 балла)

Подведение промежуточных итогов

подсчитаем максимальную сумму баллов

23 баллов – «5»

20-22 балла – «4»

17-19 баллов – «3»

ФИЗМИНУТКА

Работа с текстом:

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

                                _____________________________

Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.

  1. Определите тему текста и озаглавьте его.
  2. Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
  3. Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
  4. Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания

  1. Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом – к-

Творческое задание

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

     Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

     Суффикс возьмите из слова «обращение».

     Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа   (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

 

Итог урока:

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)

Сообщение и объяснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...