А.С. Пушкин. Зимнее утро
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Развитие литературной культуры младших школьников
- Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Развитие творческого чтения
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Обучение работе над лирическим произведением
- Обучение находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, метафор, сравнения)
- Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
- Развитие языковой и "сердечной "чуткости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnee_utro.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет литературное чтение Класс 3 класс
Тема урока: А.С. Пушкин. Зимнее утро
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Развитие литературной культуры младших школьников
- Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Развитие творческого чтения
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Обучение работе над лирическим произведением
- Обучение находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, метафор, сравнения)
- Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
- Развитие языковой и "сердечной "чуткости
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Проектор, компьютер
- Толковые словари на партах у детей
Ход урока
Этапы урока
- Подготовка к восприятию
- Стихи, каких авторов о зиме, вы знаете? ( А.С. Пушкин «Опрятней модного портрета», И. Суриков «Детство», С. Есенин «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и т.д.)
- Давайте познакомимся с ещё одним стихотворением о зиме, которое написал А.С. Пушкин. Называется оно «Зимнее утро».
2. Первичное восприятие (Аудиозапись из Фонохрестоматии для младших школьников)
3. Выявление первичного восприятия. Создание установки на анализ
- Ваши лица были задумчивы и внимательны. Что вы представили, слушая стихи?
- Словарная работа. В стихотворении есть слова, которые мы сейчас употребляем редко. Какие слова вам были непонятны?
- Нега – наслаждение
- Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек, темнота, мрак
- Нынче – сегодня.
- Аврора – утренняя звезда.
- Вечор – вчера
- Бурый – оттенок коричневого.
- Сомкнуты – закрыты;
- Янтарный - желтый, солнечный
- Предадимся бегу – поедем.
4. Постановка учебной задачи
- Вчитаемся в стихотворение и проследим, почему стихи, написанные так давно близки нам сегодня, как автор нарисовал образ зимы, и какие приемы он для этого использовал.
5. Вторичное восприятие текста. Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)
6. Чтение и анализ текста
- Прочитайте первую строфу про себя. О чем говорится в ней?
- Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)
- Начало стихотворения — радостное восклицание. Найдите эпитеты (чудесный, прелестный). Эти звучные и яркие эпитеты показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
- Составим план стихотворения (в рабочих тетрадях).
- 1.Пробуждение чудесным зимним утром.
- Прочитайте вторую строфу
- Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)
- Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)
- Какие литературные приёмы использует автор (олицетворение, сравнение)
- Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
- 2.Печальный вечер и буря.
- Прочитайте третью строфу (Желающий)
- О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы)
- Найдите описание снега.
- Объясните словосочетание «лес прозрачный».
- В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.
- 3.Красота зимней природы после бури.
- Прочитайте 4 строфу стихотворения (по желанию)
- Объясните «комната янтарным блеском озарена».
- Как выглядит комната в это утро?
- Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит «затопленная печь»?
- Какое чувство испытывает поэт? Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)
- Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг
- Используется еще один прием художественной выразительности …Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).
- 4.Тёплая комната
- Прочитайте последнюю 5 строфу стихотворения. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
- 5.Катание на санках.
- Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?
- (Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)
Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче – погляди в окно.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
7. Обобщение
- Выразительное чтение стихотворения несколькими учениками
- Общая оценка настроения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....
Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.
В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....
А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)
урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...
Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».
- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над репродукциями ...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
в помощь учителю по литературе...