А.С. Пушкин. Зимнее утро
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бариева Сулпан Тахиевна

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие литературной культуры младших школьников
  • Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие творческого чтения

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Обучение работе над лирическим произведением
  • Обучение находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, метафор, сравнения)
  • Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
  • Развитие языковой и "сердечной "чуткости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnee_utro.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет литературное чтение   Класс 3 класс

Тема урока:  А.С. Пушкин. Зимнее утро

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие литературной культуры младших школьников
  • Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие творческого чтения

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Обучение работе над лирическим произведением
  • Обучение находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, метафор, сравнения)
  • Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
  • Развитие языковой и "сердечной "чуткости

 

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • Проектор,  компьютер
  • Толковые словари на партах у детей

Ход урока

Этапы урока

  1. Подготовка к восприятию
  • Стихи, каких авторов о зиме, вы знаете? ( А.С. Пушкин «Опрятней модного портрета», И. Суриков «Детство», С. Есенин «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и т.д.)
  •  Давайте познакомимся с ещё одним стихотворением о зиме, которое написал А.С. Пушкин. Называется оно «Зимнее утро».

 2. Первичное восприятие  (Аудиозапись из Фонохрестоматии для младших школьников)

3. Выявление первичного восприятия. Создание установки на анализ

  • Ваши лица были задумчивы и внимательны. Что вы представили, слушая стихи?
  • Словарная работа. В стихотворении есть слова, которые мы сейчас употребляем редко.  Какие слова вам были непонятны?
  • Нега – наслаждение
  • Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек, темнота, мрак
  • Нынче – сегодня.
  • Аврора – утренняя звезда.
  • Вечор – вчера
  • Бурый – оттенок коричневого.
  • Сомкнуты – закрыты;
  • Янтарный - желтый, солнечный
  • Предадимся бегу – поедем.

4. Постановка учебной задачи

  • Вчитаемся в стихотворение и проследим, почему стихи, написанные так давно близки нам сегодня, как автор нарисовал образ зимы, и какие приемы он для этого использовал.

5. Вторичное восприятие текста.   Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)

6. Чтение и анализ текста

  • Прочитайте первую строфу про себя.  О чем говорится в ней?  
  • Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)
  • Начало стихотворения — радостное восклицание. Найдите эпитеты (чудесный, прелестный).   Эти  звучные и яркие эпитеты   показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
  • Составим план стихотворения (в рабочих тетрадях).
  • 1.Пробуждение чудесным зимним утром.
  • Прочитайте вторую строфу
  •  Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)
  • Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)
  • Какие литературные приёмы использует автор (олицетворение, сравнение)
  • Поэт при описании  природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
  • 2.Печальный вечер и буря.
  • Прочитайте третью строфу (Желающий)
  •  О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы)
  •  Найдите описание снега.
  •  Объясните словосочетание «лес прозрачный».
  • В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В  строфе есть повтор (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”. 
  • 3.Красота зимней природы после бури.
  •  Прочитайте 4 строфу  стихотворения  (по желанию)
  •  Объясните «комната янтарным блеском озарена».
  • Как выглядит комната в это утро?
  • Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит «затопленная печь»?
  • Какое чувство испытывает поэт? Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)
  • Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг
  • Используется еще один прием художественной выразительности  …Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).
  • 4.Тёплая комната
  • Прочитайте последнюю 5 строфу стихотворения.  Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
  • 5.Катание на санках.
  • Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?
  • (Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи  интонаций непринуждённого разговора.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче – погляди в окно.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

7. Обобщение

  • Выразительное чтение стихотворения несколькими учениками
  • Общая оценка настроения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)

урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...

Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над    репродукциями ...