А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
план-конспект урока по чтению (3 класс)
в помощь учителю по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Космачева Анна Владимировна
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ.
Место и тип урока в изучаемой теме: 3-ий урок, урок систематизации и обобщения знаний
Цель урока: обучение умению анализировать стихотворный текст, видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные художественные образы.
Задачи:
- создать условия для обучения умению анализировать текст, видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем; выразительно читать стихотворный текст;
- формировать уважительное отношение к иному мнению.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинно-следственные связи в тексте, сравнивать стихотворные тексты, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- Метапредметные: научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова;
- Личностные: научатся успешному сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах, группах; получат возможность научиться понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта.
Дидактические средства:
- для учителя – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013; мультимедийная презентация;
- для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, акустическая система, презентация, таблица для сравнения стихотворений, раскраски для творческой работы.
Методы обучения: исследовательский.
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология оптимального чтения; технология интегрированного обучения.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок Включённость в деловой ритм урока Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Проверим готовность к уроку - Руки? - Ноги? - Локти? - Спинка? - К уроку? - Тело наше готово к уроку, проверьте, всё ли на ваших столах готово к уроку. - А теперь давайте подготовим голову и наши руки к уроку. Делаем вдох-задержка дыхания-выдох на 4-е счёта. Сделаем массаж пальцев, кистей рук. | Дети отвечают на вопросы и выполняют действия, о которых говорят - На месте! - На месте! - У края! - Прямая! - Готовы! Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству |
2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Речевая разминка Эмоциональная включённость в учебную деятельность Проверка д/з – выразительное чтение стихотворений | Прочитайте слова, записанные на доске. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Начните с выделенного слова. ведёт, мраморная, в, парка, аллею, арка. - Что за предложение у вас получилось? - Дома вы должны были выбрать для выразительного чтения одно из стихотворений А.С. Пушкина – “Зимнее утро”, “Зимний вечер”. Сейчас вы будете читать стихи и оценивать друг друга. | Проговаривают скороговорку с разной интонацией, тренируют речевое дыхание Дети читают выразительно. Анализ чтения стихотворений детьми по индивидуальным карточкам. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству |
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - При чтении стихотворений не у всех получилось сделать это выразительно. - Как думаете, почему? - Нужно ли нам продолжить работу в этом направлении? | Дети высказывают предположения. Да. | ||
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. | Беседа. Определение темы, целей урока Резюмирование высказываний детей | - Давайте попробуем определим тему нашего сегодняшнего урока. - Посмотрите на слайд. - Что перед вами? Где утро, где вечер? Как определили? - Они находятся рядом. Зачем? Что будем делать с этими произведениями? - Да, сегодня на уроке мы продолжим работу со стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. - Мы сравним эти произведения, т.е. найдём сходства и различия, чем похожи и чем отличаются. - А для чего мы будем это делать? - Значит, наша цель – учиться сравнивать, анализировать стихотворные тексты; видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания поэта, которыми он делится с читателем. - Итак, мы определили тему и цель нашего урока. | Обучающиеся определяют тему урока. - Чтобы лучше понять содержание стихотворений, настроение, с которым автор их писал, а как итог - чтобы знать, как читать эти произведения. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
6. Физкультурная минутка | - Выполним комплекс упражнений в парах. Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | Дети выполняют упражнения. | Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью | |
4. Анализ произведения Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Учитель раздаёт сравнительные таблицы. | - Давайте определим, как будем достигать поставленную цель, как будем работать. У нас два стихотворения (вспомните два карандаша). Слайд. Презентация. Предлагаю разделиться на группы, так как мы сидим, по рядам. - 1 группа – над стихотворением “Зимнее утро”, - 2 группа – над стихотворением “Зимний вечер”. - Результаты проведённой работы будем записывать в таблицу. - А затем сравним результаты, подведём итоги нашей работы и сделаем вывод. | Дети высказывают предположения. | Познавательные: построение внутренней логической цепи рассуждений. Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью |
6. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. | Работа с учебником | Учитель разъясняет задания. - 1 задание – Укажите, какое время года описывает поэт. - 2 задание – Укажите время суток. - 3 задание – Укажите (подчеркните в тексте), состояние природы. - 4 задание - Найтите в текстах стихотворений слова-обращения. В стихотворениях “Зимний вечер” и “Зимнее утро” встречаются обращения, ваша задача, понять, к кому обращается автор и как он относится к этим людям. - Можете приступать к работе. - Подведём итоги этой работы. - Чем же похожи эти произведения? Учитель обобщает ответы детей. 1. Время года – зима. Описание состояния природы. 2. Обращение к собеседнику. 3. Присутствуют слова - положительно окрашенные и слова - отрицательно окрашенные. - Чем отличаются? Учитель обобщает ответы детей. 1. Разные время суток. 2. Разные собеседники. 3. В стихотворении “Зимнее утро” больше положительно окрашенных слов, а в “Зимнем вечере” больше негативно окрашенных слов. 4. Разное внутреннее состояние автора стихотворений. Учитель поясняет разное состояние поэта. Стихотворение “Зимнее утро” было написано поэтом в селе Павловском (под Петербургом). Там Александр Сергеевич гостил зимой у родственников, общался с друзьями. Стихотворение “Зимний вечер” А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился два года, не имея права выезжать. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа - Арина Родионовна, няня поэта. (Презентация) - Мы закончили сравнительный анализ. | Работа в группах. Делают записи в таблицах. Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения. Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
Физкультурная минутка | Упражнение «Качели» | - Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» - на носки, «два» - на пятки. 10 раз). | Дети выполняют упражнения. | Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью |
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. | Творческая работа | - Перед вами абсолютно одинаковые картинки. Приложение 2. - Предложите задание. Ваша задача – поразному их раскрасить. 1ую – как иллюстрацию к стихотворению “Зимнее утро”, 2ую – как иллюстрацию к стихотворению “Зимний вечер”. Подумайте, какие краски вы выберите для этого. - Чем ваши работы будут отличаться? - Помогла ли в этом проделанная нами сегодня работа по сравнению стихотворений Пушкина? | Дети высказывают предположения. Дети высказывают предположения. - Настроением, цветом. Дети высказывают предположения. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Рефлексия Домашнее задание | - Подведём итоги работы: - Какая перед нами стояла цель? - Удалось нам это? - Почему так считаете? - А теперь оцените свою работу на уроке. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…» (учащимся даётся карточка). Приложение 1. Рефлексия «Благодарю»: - Выберите в классе того ученика (учеников), кому хотите сказать «спасибо» и поясните, за что благодарите. - Я тоже хочу поблагодарить вас за работу! - Закончить рисунки. Выбрать строки из стихотворения, которые больше всего соответствуют картинкам, подписать их под рисунком. - Выучить наизусть (по желанию) одно из стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер» по выбору. | - Сравнить стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер». Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения. Дети анализируют свою работу на уроке, заполняя индивидуальную карточку Записывают домашнее задание. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Самоанализ урока литературного чтения
1. Характеристика класса:
В 3-ем классе шесть человек: …. мальчика, … девочки. … детей в классе 2010 года рождения, … ребёнок – 2009 г.р. Все дети из социально благополучных семей.
Уровень развития обучающихся:
- хороший – 33 % .. человека),
- средний – 33 % (… человека),
- низкий – 17 % (..человек).
Один ребёнок (……) обучается по адаптированной образовательной программе для детей с УО.
Высокий уровень учебной мотивации имеют – 33 % (… человека), средний –
33 % (… человека), низкий – 34 % (…. человека).
2.
Учитель: Космачева Анна Владимировна
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ.
Место и тип урока в изучаемой теме: 3-ий урок, урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: обучение умению видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные художественные образы.
Задачи:
- создать условия для обучения умению видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем; выразительно читать стихотворный текст;
- создать условия для выявления сходства и различий стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”;
- содействовать активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать уважительное отношение к иному мнению.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинно-следственные связи в тексте, сравнивать стихотворные тексты, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- Метапредметные: научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова;
- Личностные: научатся успешному сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах, группах; получат возможность научиться понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта.
Дидактические средства:
- для учителя – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013; мультимедийная презентация;
- для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, акустическая система, презентация, таблица для сравнения стихотворений, раскраски для творческой работы.
Методы обучения: исследовательский.
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология оптимального чтения; технология интегрированного обучения.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
3. Анализ содержания и организации учебного процесса на уроке
«Поэтапный» анализ
Первый этап (самоопределение к учебной деятельности) способствовал быстрому включению всех обучающихся в деловой ритм урока, что обеспечило необходимую положительную мотивацию. На этапе речевой разминки, проговаривая скороговорку с разной интонацией, тренируя речевое дыхание, дети эмоционально включились в учебную деятельность.
Плавному "вхождению" в тему урока способствовал следующий этап, где при помощи иллюстративного материала, дети вышли на тему и цель урока в сотворчестве с учителем. Учебные задачи обучающиеся определили при направляющей помощи учителя.
Обучающиеся показали хорошие навыки работы с речевым материалом 9скороговорка), литературным текстом, умение выразительно читать стихотворения, находить сходства и различия в поэтических текстах. Проблемные ситуации разрешались путём практической работы со словом, вопросов и заданий учителя, способствующих актуализации жизненного опыта обучающихся.
Интеграция с изобразительным искусством на заключительном этапе урока способствовала первичному закреплению с применением нового знания.
Время урока использовалось рационально. Учитывая возрастные особенности детей, в урок включены две динамические паузы: упражнения для туловища, шеи, рук, ног; дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика.
Этап актуализации знаний и этап рефлексии показали, что у обучающихся сформирована оценочная самостоятельность.
Общий анализ
В основе урока лежит системно-деятельностный подход к обучению. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, технология активного обучения и соответствующие методы, приёмы: обучение через деятельность, метод удивления, диалог, полилог. Задания, упражнения подобраны согласно индивидуальным особенностям детей и класса в целом.
В ходе урока я опираюсь на опыт обучающихся через пропедевтические задания, через работу в малых группах. Все виды заданий соответствуют теме, цели, учебным задачам урока и направлены на формирование УУД (см. выше).
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная работа, работа в малых группах постоянного состава.
Обучающиеся в ходе урока выступали в разных ролях, в разных позициях. Позиция учителя также менялась: эксперт, координатор, консультант, собеседник.
Взаимоотношения с обучающимися на уроке можно охарактеризовать как сотрудничество и сотворчество.
Обратная связь происходила на основе диалога, знаковых обозначений.
Домашнее задание носит дифференцированный характер.
Общие выводы
- Считаю, что я точно и конкретно сформулировала цель и определила задачи учебной деятельности; подобрала оптимальную структуру деятельности для достижения запланированных результатов; применяла как традиционные, так и интерактивные методы, приёмы и формы обучения. Считаю, что результаты урока свидетельствуют о достижении поставленной цели.
- Продолжить работу в данном направлении, чтобы совершенствовать умение проводить сравнительный анализ литературных произведений.
Создавать и в дальнейшем условия для развития у обучающихся умений планировать учебное сотрудничество, осуществлять взаимодействие и управлять коммуникацией в группах как постоянного, так и сменного состава, чётко распределяя роли, формулируя собственное мнение и позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимнее утро. Зимний вечер.
Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...
Раздаточный материал к уроку музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Раздаточный материал к уроку музыки...
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
Карточки к уроку " Зимнее утро и вечер".
Карточки к уроку...