Открытый урок русского языка в малокомплектной школе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка, проведённый во 2, 4 классах малокомплектнойи школе.
На уроке обучающиеся 2 класса познакомились с понятием "Глагол" и ролью глагола в речи. Обучающиеся 4 класса закрепили знания о глаголе, как части речи и учились изменять глаголы по временам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Дракинская средняя общеобразовательная школа»
в селе Никольское.
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Фатина Л. Ф.
2022 год.
Тема урока: «Что такое глагол. Роль глаголов в языке». Класс: 2 Тип урока: нетрадиционный урок-путешествие,. Цель урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия осмысления и закрепления обучающимися знаний по теме «Глагол как часть речи». Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: -формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; -высказывать свое предположение (версию). Коммуникативные УУД: -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -уметь высказывать свое мнение; -слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре. Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; -формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; -овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; -осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры; -освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; -формирование умений анализировать основные единицы языка. Оборудование: «Русский язык», часть 2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» Тип урока: нетрадиционный урок-путешествие,. Методы обучения: фронтальная работа, парная работа, , групповая работа, индивидуальная дифференцированная работа. Ход урока. 1.Организационный момент Прозвенел уже звонок Пора начать нам наш урок. Подтянитесь, улыбнитесь И тихонечко садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. 2. Целеполагание Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Сегодня мы, выполнив задание, придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное. Мы научимся распознавать и выделять из текста нужную часть речи по вопросу, роли, значении. Научимся выделять новую часть речи среди других частей речи. 2.Минутка чистописания. А отправляемся мы к мысу Чистописания. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте. -Запишите число, классная работа. -А сейчас представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… Представили? Изобразим морские волны в тетради: ггг Первый элемент пропишите столько раз, сколько согласных звуков в слове море, второй элемент столько, сколько гласных букв е в слове ветер, третий элемент столько, сколько звуков в слове якорь. -Какая буква спряталась в волнах? -Дайте характеристику этой букве. 4. Актуализация знаний Словарная работа К.рабль, вет.р, в.сточный, сев.рный, прич.лить. -Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи жителями какого острова они являются. (Существительное, Прилагательное, Глагол) -Какое слово у вас вызвало затруднение? (причалить) Жителем какого острова является слово причалить? -На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает? Мы с вами оказались в пункте назначения. Можете ли вы сказать, как называется этот остров? Слово – обозначающее ещё одну самостоятельную часть речи. 5.Изучение нового материала. Работа с учебником с. 68 упражнение 116. Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик? -Назовите слова, обозначающие действия мальчика (Мальчик моет, поливает, стирает, читает.) -На какой вопрос отвечают эти слова? -К какой части речи они относятся? -Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета. -Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл. -А как вы помогаете дома? -Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С одним предметом можно проводить разные действия). -Часто ли мы их употребляем? (Да, глагол занимает 2-е место после имени существительного по частоте употребления) 6. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, 7. Упражнения на усвоение новых знаний. Станция «Упражняй-ка». Работа в по карточкам -Продолжаем работу на карточках . Давайте представим, что мы юные учёные и попробуем дать определение глаголу. Заполните пропуски на карточке. -Это ваше определение. Давайте посмотрим, какое определение нам предлагают авторы учебника (с.68). -Сформулируйте правила о глаголе. Проверьте себя по учебнику стр. 68. Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами. Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать - это глаголы. 8. Упражнения для закрепления новых знаний. Станция «Повторяй-ка». Работа по учебнику с. 69 упражнение 118 по вариантам Птицы зажужжали. Лошади заржали. Мухи зачирикали.
Лягушата крякают.
А утята квакают. Поросята хрюкают. -Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского. -Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница») -Что неправильно записал автор? (действия) -Помогите распутать эту путаницу. Работа в паре. -Обсудите с товарищем по парте, кто из животных какие действия выполняет. -Запишите правильный вариант. 1в.- 1отрывок, 2в.- 2отрывок. Проверка. Станция «Помогай-ка». Самостоятельная работа. Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами. Объясни значение данных пословиц. а) Поспешишь - людей ______________. б) Упустишь минуту - ____________ час. в) Тише едешь - дальше ____________. 9.Подведение итога урока. Станция «Думай-ка». - Вот и кончился урок И подводим мы итог! Какова же роль глаголов в речи? -Они делают речь ясной, понятной, богатой. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли. 10.Рефлексия. Станция «Отвечай-ка» У вас на столах анкета, где вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о глаголе. Глагол – это признак предмета; 11. Домашнее задание. Выучить правило на с. 68 и выполнить упр. 122 на с. 71. Оценивание. -Подошло к концу наше путешествие. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо. -Оцените свою работу на уроке | Тема урока «Изменение глаголов по временам» Класс: 4 Тип урока: комбинированный. Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов. Задачи: - повторить временные формы глагола; - научиться определять время глаголов (способствовать развитию умения различать временные формы глагола); - правильно употреблять временные формы глаголов; - воспитывать у учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах. Формируемые УУД: регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы; коммуникативные: умение работать в группе, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Ход урока. 1.Организационный момент Прозвенел уже звонок Пора начать нам наш урок. Подтянитесь, улыбнитесь И тихонечко садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. 2.Минутка чистописания. - Для минутки чистописания возьмём первые буквы каждого названия часов и соединим их: нпб и Н П Б. Подчеркните сочетания букв, кот. написаны каллиграфически правильно и аккуратно. - Оцените себя (лист самооценки). 3.Целеполагание -Зачем нужны часы? (Смотреть время) - На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту. -Что такое время? (Варианты детей) Ученик зачитывает значение слова из словаря В.И. Даля. - Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (Слайд 2) - Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике) - Может ли это понятие относится к русскому языку? - Каким образом? (Время глагола). - Назовите тему урока. Т: Изменение глаголов по временам - Чему мы должны научиться? Цель: Научиться …изменять глаголы по временам - Что надо сделать, чтобы достичь цели? Задачи: - Повторить… знания о глаголе, времена глагола - Выяснить, какие глаголы не имеют форму настоящего времени. 4. Актуализация знаний. Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.) - Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная. 1.Глагол – это часть речи. (да ) 2.Глагол обозначает признак предмета. (нет ) 3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( да) 4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (нет ) 5.Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) (да ) 6.Выделяют два времени глагола, которые отличаются вопросами. (нет) 7.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.(да ) - Что нам необходимо выяснить? (Какие глаголы не имеют форму настоящего времени). - Оцените себя (лист самооценки). 5.Изучение нового материала. Работа с учебником с 76. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»
Работа с таблицей. - От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?). - А от каких только две: прошедшее и будущее?(От тех, которые отвечают на вопрос что сделать? ) - Приведите примеры. Вывод: у глаголов, которые в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени. 6. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, 7. Упражнения на усвоение новых знаний. Станция «Упражняй-ка» - Возьмите жёлтую карточку. Прочитайте задание, поясните, что надо сделать. Определите время глаголов: 1) Шумит, прочитает, звонить, летала, позвонить. 2) Шумит, прочитает, дуть, летала, подуть. 3) Шумит, прочитает, петь, летала, спеть. 4) Шумит, прочитает, делать, летала, сделать. - У всех глаголов вы смогли определить время? (Нет, есть глаголы в неопр. форме) - Какие глаголы остались без времени? - Давайте, проверим, что у вас получилось (Во время проверки появляются глаголы н.ф.) 1)Звонить 2) дуть 3) петь 4) делать позвонить подуть спеть сделать - Что общего у этих глаголов? (неопр.ф) - По какому признаку можно разделить эти глаголы на 2 группы? (По вопросу: Что делать? Что сделать? и по виду: совершенный, несовершенный) - Оцените себя (лист самооценки). Работа в по карточкам Познакомьтесь с планом работы. План: 1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? 1)Звонить 2) дуть 3) петь 4) делать позвонить подуть спеть сделать - Проверим работу. Как поработала группа? Какой вывод сделали? (Глагол, который отвечает на вопрос «что сделать?» не имеет форму настоящего времени). - Оцените себя (лист самооценки). 8. Упражнения для закрепления новых знаний. Станция «Повторяй-ка». Работа по учебнику. С.76 Упр. 158 (1 слово разобрать устно, 2 слово у доски, 3 и 4 группа А самостоятельно). Станция «Помогай-ка». Самостоятельная работа. - Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно. - Выполните задание карточки. Запишите в тетрадь. Пользуйтесь таблицей. Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените. - Сверьте с образцом на экране.(Слайд 5) - Какие глаголы не имеют форму наст. времени?( Глаголы сов. вида, которые отвечают на вопрос Что сделать?) - Оцените себя (лист самооценки). - Поставьте итоговую оценку. 9.Подведение итога урока. Станция «Думай-ка». - Вот и кончился урок И подводим мы итог! -А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока. Игра называется «Аккуратный почтальон». 3 человека – 3 почтальона. Для игры необходимы: 1. Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время». 2. Магниты. 3. Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета): Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу. 10.Рефлексия. Станция «Отвечай-ка» Чему научились? (научились правильно изменять глаголы по временам). - Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют) 11. Домашнее задание. с.76, таблица, с.77, упр.159 или160(по вариантам) Оценивание. - Урок окончен. Всем спасибо за активную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Урок русского языка в малокомплектной школе 2 и 4 классы
2 класс Тема: «Распознавание существительных, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?». 4 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»...
Урок русского языка в малокомплектной школе, 3-4 классы
3 класс. Тема: Повторение изученного об имени существительном.4 класс. Тема: Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных....
Открытый урок русского языка 2 класс "Школа 2100".
Отрытый урок по русскому языку "Школы 2100" по теме "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы" во втором классе с использованием мультимедийного экрана, проектора,презентац...
конспект урока русского языка в малокомплектной школе
урок по теме "Глагол" 2-4 класс малокомплектной школы...
Урок русского языка в малокомплектной школе в 1 и 3 классах.
Тема урока по обучению грамоте (письмо) "Написание слов с буквой х" ) (1класс) и русский язык в 3 классе "Части речи.Ознакомление". В конспекте урока видна параллельная работа в двух классах с р...
Урок русского языка в малокомплектной школе (2-й, 4-й классы)
Цели урока:Обобщить знания учащихся об особенностях падежей и склонений имён существительных.Формировать навыки определения падежей и склонений имён существительных.Закрепить умения делить слова ...