Открытый урок русского языка 2 класс "Школа 2100".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Отрытый урок по русскому языку "Школы 2100" по теме "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы" во втором классе с использованием мультимедийного экрана, проектора,презентации "Одушевленные и неодушевленные предметы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 836.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь Васильевна Вегерова
Урок русского языка во 2 классе
(система «Школа 2100», учебник под редакцией Бунеевых)
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Задачи:
- Содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини – высказывание);
- смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых предметов;
- формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты:
Личностные:
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые предметы»
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков предметов;
- добывать новые знания, находить знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» - 2класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
2. Презентация к уроку.
3. Схемы – опоры.
4. Карточки с заданиями для групповой работы и самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Установка психологического комфорта.
-У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, подарите своё хорошее настроение гостям.
-А теперь посмотрите на меня.
-Дети, вам тепло? да
-В классе светло? да
- Прозвенел уже звонок? да
- Уже закончился урок? нет
- Только начался урок? да
- Хотите учиться? да
- Хотите успеха добиться? да
- Значит можно всем садиться.
2.Актуализация знаний.
- А что нужно для того, чтобы добиться УСПЕХА?
( трудиться: отвечать, активно работать, внимательно слушать и т.д.)
- Я думаю, что у вас всё получится, и вы будете стремиться к успеху на сегодняшнем уроке.
Работать будем под девизом: БЕЗ УСИЛИЙ НЕТ УСПЕХА!
- Откройте тетради, сядьте правильно. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на «опасные» места, подчеркните их.
3. Минутка чистописания.
- Посмотрите на слово УСПЕХ. Сколько гласных в этом слове?
- Сегодня мы напишем заглавную У и строчную у.( показ на доске)
-На следующей строке запишем слово успех. Подберите однокоренные слова.
(успешный, успешно) - Запишите эти слова.(обращаю внимание на чередующую согласную – х /ш)
4. Словарная работа.
- Ребята, кто может быть успешным? (дети называют)
А я вам предлагаю такие слова: . ртист
т . атр
ч . ловек
мальч . к
дев . чка
- Прочитайте. Что это за слова? (словарные)
- Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву, и поставьте ударение.
Проверка.
(один ученик читает и объясняет, остальные проверяют у себя в тетрадях)
(Ударение падает на букву И ,а безударная гласная А)
- Поднимите руку, у кого не было ошибок?
-Поставьте на полях себе оценку 5, вы успешно справились с этим заданием.
-Как вы считаете какое слово «лишнее»? Почему? (Отвечает на вопрос: что? Остальные слова на вопрос: кто?)
- Какие слова отвечают на вопрос : кто?
- А какие на вопрос: что?
Сегодня мы на уроке расширим свои знания о словах, которые отвечают на вопросы: кто? что?
СЛОВА - ПРЕДМЕТЫ
/ \
КТО? ЧТО?
Люди, животные растения, явления природы,
неживые предметы
одушевлённые предметы неодушевлённые предметы
Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации. Работа в парах.
На партах у детей лежат карточки со словами:
врач автомобиль
дети луна
лягушка ветер
заяц ромашка
- Подумайте к какой группе относится ваше слово? (КТО? ЧТО?)
- Кто готов? Прикрепите на доску. Почему?
- Прочитайте слова первой группы. Почему эти слова вы отнесли к первой группе?( они означают людей и животных)
- Прочитайте слова второй группы. Почему эти слова вы отнесли к этой группе?(это те предметы, которые не обозначают ни людей и животных).
-Подумайте, а что объединяет животных и людей? ( это живые существа, они растут, питаются, двигаются, дышат)
-А как называются слова 1-й группы одним словом?
- В русском языке принято называть слова 1-й группы одушевлённые.
-А почему их назвали одушевлёнными?
-Подумайте, как можно назвать одним словом 2-ю группу? (неодушевлённые)
-А слова 2-й группы принято называть неодушевлёнными.
- Почему их так назвали?
-Наши предположения давайте сравним со словарной статьёй Ожегова.
(Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова): определение и примеры.
- Прочитаем толкование из словаря.(2 ученика читают)
-Назовите тему нашего урока. ( одушевлённые и неодушевлённые слова –предметы)
-Чему мы будем учиться на уроке?(ответы детей)
Обобщим.
Задачи урока:
- Ставить вопросы к словам;
- Распознавать одушевлённый или неодушевлённый предмет;
- Правильно употреблять их в речи.
Физкультминутка для глаз.
Приобретение новых знаний.
-Продолжаем нашу работу. Прочитайте стихотворение на экране.
(читает Полина)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет слова, которые выделены красным цветом?( предметы)
- Чем отличаются эти слова? (вопросами)
Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами? (делить слова на две группы).
-По какому признаку? (одушев. и неодушев. предметы)
- Запишите в тетради в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?
А во второй – на вопрос что?
(Работают самостоятельно)
Проверка.
- Прочитайте слова первого столбика.
- Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос кто?)
Они называют какие предметы? ( одушевлённые предметы)
-Прочитайте слова второго столбика. А что их объединяет?(отвечают на вопрос что?)
- А эти слова какие предметы называют?(неодушевлённые предметы)
-Проверили, у кого нет ошибок, поднимите руку. Вы успешно выполнили задание. Поставьте карандашиком 5 на полях.
-А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило.
Слова- предметы, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто, называются одушевлёнными.
Слова-предметы, которые обозначают неживые предметы или явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике.( читает вывод ученик, учитель добавляет: и такие слова называются одушевлёнными и неодушевлёнными)
-Соответствует (или совпадает) ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике?
Физкультминутка
Если я называю одушевлённый предмет, то вы шагаете, если я произношу неодушевлённый предмет, то вы приседаете. Если встречается «ловушка», то скрещиваете руки.
(Мартышка, бабочка, камень, акула, солнце, жёлтый, сестра, одуванчик, лететь, книга, ученик.)
РАБОТА В ГРУППАХ
- Продолжим работать над новым материалом в группах.
-Чтобы успешно поработать, что нам нужно помнить? Обратимся к памятке.
(Выбор ответственного в группах, раздача заданий.)
1 группа.
Прочитать слова и распределить их по столбикам:
Москва, Пушкин, Петрова, Белорецк, Ирина, Найда, Россия;
- Что общего вы заметили у этих слов? (пишутся с заглавной буквы);
- Уточните: к каким словам можно задать вопрос КТО? ( на вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных.)
-А к каким словам вопрос ЧТО?
2 группа
«Придумай слово»
Напишите однокоренные слова обозначающие одушевлённый предмет по образцу:
Что? Кто?
сила силач
гриб ____________
лыжи _____________
пожар _____________
музыка _____________
3 группа
«Найди лишнее»
Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его.
Объясните свой выбор.
- стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода;
- гнездо, птица, комар, собака, бабочка;
- дом, берёза, машина, мальчик, цветок;
- друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
ИТОГ УРОКА.-Что мы узнали нового на уроке? ( Одушевлённые и неодушевлённые)
- На какие вопросы они отвечают?(Одушевлённые - кто? Неодушевлённые – что?)
-Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?
- Для чего нам нужны эти знания?
Домашнее задание: с 44, упр. 51
Рефлексия.
- С каким настроением заканчивается наш урок?
-Оцените свою работу.(Самооценка детей при помощи смайликов)
-Почему ты выбрал этот смайлик?
-А вам, друзья, хочу сказать:
Себе ведь надо доверять
И сильно верить в свой успех
И добрым другом быть для всех.
Идите, думайте, дерзайте
И о мечте не забывайте
Мечта, как птица, сквозь года
К успеху путь найдёт всегда!
Дополнительно.
1)Найди слова и поставь к ним вопросы.
Юмребятафйврачхдевочкар
Прклисаубетигрфэяволкчуг
Ютьмячбдычашкачьпргрибч
2)Разделите слова на две группы. Соедините стрелочками.
- корова
- стул
- груша одушевлённое(кто?)
- петух
- снег
- пенал неодушевлённое (что?)
- пчела
- повар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...

Урок русского языка УМК 2100 "Запятая в сложном предложении с союзами И,А,НО"
Урок открытия новых знаний....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"
Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Урок русского языка "Школа 2100", 4 класс
Изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...