Урок обучения грамоте 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Материал поможет учителю начальных классов подготовить и провести обобщающий урок по курсу "Обучение грамоте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_bukvarnogo_perioda_20.03.21g.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по курсу "Обучение грамоте"
"Прощай, букварь". 1-й класс
Цели:
обобщить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;
развивать умение сравнивать и группировать звуки;
закреплять навыки звукового анализа слов;
развивать умения творчески подходить к решению различных задач;
прививать навыки культурного общения;
развивать умение работать в парах и группах;
воспитывать дисциплинированность и коллективизм.
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель:
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, т.к. мы сегодня прощаемся с нашей первой школьной книгой – с «Букварем».
Я приглашаю всех в город Букв. Но чтобы открыть ворота, нужно ответить на несколько вопросов.
(БЛИЦ-ОПРОС)
-Что такое буквы? (Буквы – это значки, которые обозначают звуки.)
-Сколько в русском языке букв?
-В чём отличие букв от звуков? (Буквы мы пишем, а звуки произносим. При помощи букв можно записывать слова.)
-Молодцы! Мы входим в город Букв.
На улицах этого волшебного города живут замечательные граждане-буквы.
(Учитель открывает карту города Букв – презентация)
ГОРОД БУКВ
- Ах! Что же случилось? В городе беспорядок! Все буквы перепутались! Смотрите, здесь какое-то письмо. Узнаем, от кого оно.
Учитель открывает конверт и читает письмо:
«Детишки-шалунишки! Ленивые детишки! Радуйтесь, теперь вам можно не учиться в школе, можно никаких книг не читать, потому что я, Королева Ленивия, прогнала буквы из их домиков и всё перепутала в городе Букв!»
Бедные буквы! Ребята, давайте наведём порядок в городе Букв.
-На какие группы можно разбить это множество букв? Во время беседы помещают буквы в свои домики.)
На буквы гласных звуков и буквы согласных звуков. Есть еще две буквы, которые звуков не обозначают.
-А чем гласные звуки отличаются от согласных?
При произношении гласных звуков воздух свободно проходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки произносятся голосом, их можно петь.
А при произношении согласных звуков воздух встречает преграду: зубы, губы, язык. Эти звуки сложно петь или совсем нельзя. Они произносятся с шумом и голосом.
- На какие группы можно поделить это множество букв гласный звуков?
Это буквы гласных звуков, которые обозначают твердость согласного звука: а, о, у, ы, э.
И буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость предшествующего согласного: ё, ю, я, е, и.
- Некоторые буквы гласных звуков загадочно улыбаются. Они думают, что вы знаете, почему на их лицах улыбки.
Это йотированные гласные. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука (согласный [Й] и гласные звуки [Э], [О], [У], [А]) в следующих случаях: а) в начале слова; б) после гласного; в) после разделительного мягкого и твердого знаков. А могут обозначать и один звук, когда стоят после мягкого согласного.
- Мы отправляемся на самый шумный проспект, где живут буквы согласных звуков. Буквы каких звуков подружились и ходят по городу парами? (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с и их мягкие пары)
-Есть такие согласные, которые гуляют в одиночку. Какие это буквы?
Это буквы сонорных звуков: Л, М, Н, Р, Й. У них нет пары по глухости-звонкости. И ещё группа букв согласных звуков, которые не имеют пары по глухости-звонкости: ч, щ, х, ц
- На какие еще группы можно поделить все согласные?
Твердые и мягкие согласные. Большинство имеют пару по твердости-мягкости. Есть такие, которые обозначают всегда твердые звуки: ж,ш, ц. А еще есть такие, которые обозначают всегда мягкие звуки: ч, щ, й.
- А вот Тупик беззвучных букв. Какие буквы там проживают? Там проживают Ъ и Ь.
- Какую работу они выполняют?
Ь обозначает вместе с предшествующей буквой согласного звука мягкий согласный звук. А еще Ь и Ъ могут выполнять разделительную работу.
-Мы прошли по городу, вспомнили про особенности букв нашего «Букваря». Сегодня праздник и буквы должны построиться на парад. Буквы должны встать по порядку. Как называется такой порядок?
Алфавит.
Учитель: Кто может объяснить название?
Название пришло из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА. Из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
- Давайте назовем буквы по порядку.
Стихотворение «Господин учитель Жук» К.Льдов
-Посмотрите, к нам навстречу спешит профессор Алфавит. Он позволит нам заглянуть в тайники и разгадать секреты, которые он в них хранит.
Вот первый тайник:
-Что пропало?
На слайде: АБДЕК, ЧШЩ
Второй тайник
Расположите слова в алфавитном порядке (на слайде картинки).
волк заяц лиса жираф слон
-Профессор Алфавит живет не один, у него есть помощницы-феи: Фея Фонетика и Фея Грамматика. Каждая из них приготовила вам задания.
Фея Грамматика дружит с буквами, поэтому задание такое:
1.Поставьте буквы в правильном порядке, чтобы получились слова
(на слайде):
К Л О Ш А (школа) М У И Н Ч И К (умнички)
2. Составьте предложение из слов. (на слайде)
Дети устно составляют предложение (Слова: классе, умные, учатся, ребята, хорошо, в.)
Учитель: А если нам будет нужно записать предложение, то как на письме оформляем предложение?
Дети (Начало предложения пишем с заглавной буквы, а в конце ставим точку.)
-Назовите опасные места в этом предложении.
- Молодцы!
Задания Феи Фонетики выглядит так:
1. Составь звуковые схемы слов и запиши эти слова.
(Дети получают карточки, на которых изображены ПРЕДМЕТЫ, размещены пустые клеточки – «домики» для звуков и «окошки» для букв).
ЛИСА ЗАЯЦ ЧАСЫ ЁЖИК ЖИРАФ
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково их поставить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
2. «Напиши буквами»: |вйуга|, |йож|.
На слайде и у каждого ребенка.
Учитель: Хорошо! А теперь нужно отдохнуть…
Физминутка
А это задание общее от профессора и его помощниц.
(Составление загадок)
Послушайте загадку-образец:
-Эта буква обозначает согласный, глухой, всегда твердый звук. У нее два соседа по алфавиту, которые обозначают согласные глухие звуки. Что это за буква? (24 по счету)
-Составьте похожую загадку для ребят.
Третий тайник профессора
Профессор Алфавит очень любит играть в игру «Расколдуйте слово».
Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. (вместе, но по группам)
(удостоверение) 21, 5, 16,19, 20, 16, 3, 6, 18, 6, 15, 10, 6
Мы прочли Букварь до корки
Нам по чтению - пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-ДОС-ТО-ВЕ-РЕ-НИ-Я!
Ах! Забыл совсем, друзья, что представить должен Я,
Кто на смену Букварю придёт, дальше вас учить начнёт.
Учитель достает книгу по литературному чтению.
Вам моё почтение, я – книга для чтения,
Полистай мои страницы: здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки, поговорки, даже шутки.
Я от Букваря слыхал, что вы знаете немало.
Любознательных люблю, щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать, хорошо надо читать.
Итог урока
А кто мне скажет, почему так говорят: «Азбука к мудрости ступенька»?
Те люди, которые знают буквы и умеют читать, могут получать знания из книг.
-Ребята, спасибо за активную работу!
Ребята, вам понравился урок?
Какое настроение он вызвал?
Раскрасьте смайлик в цвета, которое отражает ваше настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Урок обучения грамоте (обучению письму) в 1 классе. Сочетания Ча и Чу.
Освоение и закрепление написания сочетаний " ча" и "чу" у учеников 1 класса.Разработка конспекта урока по обучению грамоте....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...