Конспект урока
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Родственные слова Конспект урока русского языка для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova.konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 «б" классе. 23.10.2024
Тема урока: Родственные (однокоренные) слова.
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся .
Задачи:
формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.
создавать благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.
способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в группе
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные УУД:
умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Оборудование:
- учебник русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради
- компьютер
- презентация
- мультимедийный проектор
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации: индивидуальная, работа в группах.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Сегодня, как и всегда потребуется ваше внимание и умение.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Чистописание. Чтобы узнать, какая буква пришла к нам в гости, надо отгадать загадку.
У мохнатых хулиганок неуемный аппетит: Раз листочек, два листочек, третий в дырочку висит. (Гусеница)
Какой вред приносит гусеница насаждениям? А о том, что гусеница приносит пользу, вы знаете?
Слайд
Есть на свете гусеницы, способные спасти человека и животных от смерти. Гусеница медведицы крестовниковой питаются токсичным растением и сами становятся ядовитыми. Они настолько сильно любят это растение, что в некоторых странах их специально разводят для борьбы с этим опасным для жизни всего живого растением.
Тутовый шелкопряд - пример абсолютного служения людям: эти бабочки в природе уже не встречаются и даже разучились летать. Каждый кокон состоит примерно из 3,5км нити, но размотать удается не более 1 км. Сам шелк настолько легок и прочен, что из него делают парашюты, по прочности шелк не уступает стали.
- А теперь проверим свою посадку. Что необходимо помнить?
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я ,друзья ,от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Назовите первую букву слова.(г)
Какой звук она обозначает? (согласный ,парный по глухости-звонкости, твердости-мягкости)
Напишем букву 5 раз,
напишем 2 слога, в которых буква будет обозначать мягкий звук,
твердый звук. (Проверка)
Зарядка для пальчиков
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков?
Кого называем семьей? А как еще называют близких родных людей?
Слайд
Что общего у родственников? Прочитайте, что сказал об этом писатель К.Д. Паустовский.
Родник родит речку, а речка льется- течет через всю нашу матушку землю. Через всю Родину. Вы глядите, как это складно выходит ,- родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.
Внимательно посмотрите на слова, есть в них что-то общее, как у родственников?
Назовите тему урока
Поставим цели нашего урока, в этом вам помогут наши волшебные слова: понять, уметь
Открытие новых знаний
А чтобы понять, какие слова называются родственными ,вспомним про гусеницу:
Слайд
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница
- О! Здравствуйте! Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
Как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?
Почему?
-Кого можно здесь назвать родственниками?
Значит, какой первый признак можно выделить у родственных слов? ( Они должны быть близки по смыслу)
Запишите слова : дом, домик , изба.
Можно ли назвать их родственными? Почему? Какой же еще признак должен быть у родственных слов?( Они должны иметь общую часть)
Слайд
Признаки родственных слов
Близки по смыслу
Имеют общую(одинаковую) часть
Первичное закрепление
Как мы можем проверить, правильный ли сделали вывод?
Стр.57 учебника, прочитать информацию про родственные слова
Упр.80.Прочитайте,будут ли слова первого столбика родственными? Почему? А слова второго столбика можно назвать родственными? Почему? Спишем только родственные слова, выделим общую часть. Какие 2 признака указали нам, что эти слова можно назвать родственными?
Взаимопроверка
Кто затруднился в определении родственных слов?
5. Физкультминутка.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова побежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Прозвучали ли родственные слова в физминутке?
Закрепление изученного материала. Разноуровневая самостоятельная работа.
1.Найти родственные слова, обозначить общую часть
Холод, холмик, холодный
2. Найти родственные слова , вставить пропущенную букву ,обозначить общую часть
Водный, в.да, в.дяной, в.дить.
3.Подобрать родстенные слова, отвечающие на вопрос какой? , обозначить общую часть
Гриб, лес
Проверка (дети объясняют правильность выбора)
1 Холод, холмик, холодный
2.Водный, вода, водяной, водить.
3.Гриб – грибной, лес – лесной
О каких признаках родственных слов вы помнили, выполняя задание?
Могут ли родственные слова помогать друг другу? В каких случаях?
Самостоятельная работа
Упр.80 (вторая часть)
Проверка с помощью смайликов
Рефлексия (продолжить предложения)
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Я научился…
Я понял, что…
Домашнее задание
Упр.79.Кому будет легко справиться с заданием, подумайте, что объединяет картинки.
Вы хорошо поработали, ребята. Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....