конспект урока по русскому языку 3 класс "Начало текста"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект урока по русскому языку 3 класс "Начало текста" содержит в себе план урока и необходимые раздаточные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Начало текста

Тип урока: комбинированный.

Педагогические задачи: создать условия для наблюдения за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся восстанавливать начало предложенного текста; получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: общеучебные – овладение умением восстанавливать начало текста, исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру; логические – осуществление анализа текста.
  • Регулятивные: проводить работу по предложенному плану; оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
  • Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Оборудование: Презентация: ребус с зашифрованным словом «Текст», красные и зеленые карточки

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Организационный момент

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Я хочу начать урок следующими словами: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Ж.Ж.Руссо

Организовывают рабочее место.

Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация опорных знаний

Даёт задание на повторение пройденного материала. Задает вопросы для уточнения понятия Текст. Организует «Мозговой штурм».

- Посмотрите на слайд. Попробуйте расшифровать слово (текст).

- Правильно. Сегодня у нас урок развития речи и ключевое слово будет «Текст». Что вы знаете о тексте? (Дети называют все изученные понятия, связанные с текстом. При затруднении учитель задаёт наводящие вопросы)

-Ребята, поднимите руки у кого есть домашние животные.

- Поднимите руки те, у кого есть забавные истории, связанные с вашими питомцами.

- Расскажите нам эту историю (1-2 ученика)

- Наши сегодняшние тексты тоже будут связаны с домашними животными.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Участвуют в диалоге.

Высказывать свое отношение к услышанному, структурировать знания.

Грамотно и четко выражать свои мысли.

Высказывать свое предположение на основе работы с ранее изученными алгоритмами, принимать и сохранять учебную задачу

Проблемная ситуация. Определение темы и задач урока.

Организует наблюдение за текстом. Создает условия к постановке цели урока и определения его темы.

- У вас на столах лежит листок с текстом. Прочитайте его в группе (Приложение 1)

- Определите тему текста (о щенке)

- Попробуйте предложить заголовок. (…)

- Скажите, что не так с этим текстом? Какая существует проблема? (Отсутствует начало текста)

- Почему вы так решили? (Не сразу понятно какая была кличка, кто хозяин…)

- Может ли текст существовать без начала? (нет)

- Почему? (это важная часть текста, в начале говорится о чем будет текст..)

- Определите тему нашего урока (начало текста)

- Какие задания мы будем с вами выполнять? (подбирать начало, подходящее по смыслу)

- Как нам пригодится это умение в жизни? (научимся правильно строить текст, например письма)

Наблюдают за текстом. Определяют тему. Подбирают заголовок. Устанавливают, что в тексте отсутствует начало.

Определяют тему и цель урока.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществление анализа текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Групповая работа по теме урока

Организует работу в группах. Помогает совместно с детьми составить алгоритм работы. Оказывает помощь при затруднениях. Организует проверку.

-У вас на столах два конверта (Приложение 2). В одном из них будет подходящее начало для нашего текста.

- Откройте один конверт. Внимательно посмотрите на содержимое (в конверте 5 карточек с деформированными предложениями). Подумайте, что нужно сделать.

- Как вы определите, какое начало подойдет к тексту? (должно совпадать по смыслу)

- Приступайте к работе.

Проверка

- На обратной стороне карточек есть буквы. Посмотрите на обратную сторону тех карточек, которые вы выбрали. (Каждая группа по очереди называет букву, а учитель фиксирует на доске. Должно получиться слово «Начало»)

- У нас получилось слово.

- Что помогло вам справиться с заданием и выбрать правильное начало текста? (…)

Составляют алгоритм выполнения задания.

Составление плана работы

А)Составить предложения из слов (индивидуально).

Б) Записать на карточке получившиеся предложение.

В) Составить начало текста из предложений (в группе).

Г) Проделать то же самое со вторым конвертом.

Д) Выбрать подходящее начало.

Выбирают наиболее подходящее начало текста.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Научатся восстанавливать начало предложенного текста. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Осуществление анализа текста.

Закрепление пройденного материала

- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала.(Приложение 3) Как вы думаете, что вам надо сделать? (подобрать начало текста, подходящее по смыслу)

- Что для этого необходимо сделать?

- Приступайте к самостоятельной работе.

Проверка

Один из учеников читает ополчившийся текст

- Почему именно это начало ты выбрал? (…)

-Проверьте свою работу.

Составление плана работы

А) Прочитать текст

Б) Прочитать предложенные начала текста

В) Выбрать подходящее по смыслу

Г) Записать в тетрадь получившийся текст

Самостоятельная работа. Проверка.

Осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи

Высказывают свое мнение в письменном виде. Проводить работу по предложенному плану.

Научатся восстанавливать начало предложенного текста. Осуществление анализа текста. Применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Итог урока. Рефлексия

- О чем говорили на уроке? (начало текста)

- Чему научились (подбирать начало текста)

- Как начало связано с текстом? (по смыслу)

Нарисуйте лесенку из пяти ступенек и поставьте смайлик на верхнюю ступеньку, если вы считаете, что хорошо потрудились и все поняли. Если были затруднения, то поставьте смайлик на среднюю ступеньку.

- Кто поставил смайлик на две верхние ступеньки, поднимите руку?

- У кого были затруднения? В чем причина? (Пояснить, если что-то оказалось непонятным, подбодрить)

- Спасибо за урок.

Высказывания учащихся.

Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Грамотно, четко и точно выражать свои мысли

Приложение 1

Подарок

Щенок стал сразу откликаться на это имя, подавал голос и спешил к хозяину. Пришлось напроситься в гости! Я положил пакет кусок колбасы и плюшевую кошку. Пусть Торопыга погоняется за ней!

Приложение 2

Конверт №1

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

__________________________________________________

подарок, это, дорогой, был, самый

__________________________________________________

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

__________________________________________________

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

__________________________________________________

Торопыгой, назвал, его, он

___________________________________________________

Конверт №2

принесла, однажды, школу, Иванова, в, ежа, Оля

__________________________________________________________

его, положила, на, посреди, пол, девочка, класса

__________________________________________________________

окружили, ребята, всех, его, сторон, со.

_________________________________________________________

лежал, ёжик, неподвижно

_________________________________________________________

встал, под, вдруг, он, и, убежал, лапы, на, шкаф

_________________________________________________________

Приложение 3

Глоток молока

Я присел. Собака подняла голову и завиляла хвостом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

Я подвинул чашку. Лада стала пить молоко. Моя ласка прибавила ей силы. Эти несколько глотков молока спасли ей жизнь.

1) Собака - лучший друг человека. Она всегда очень грустит, когда хозяин уходит, искренне радуется, когда он приходит, и готова ждать его вечно.

2) Так уж получилось, что начав жить самостоятельно, я так ни разу и не смог завести себе собаку. Один раз, правда, была у меня кошка, точнее, даже кот.

3) Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она не пила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Озаглавливание текста" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Озаглавливание текста" 2 класс...

3 класс. Конспект урока по русскому языку " Составление текста по сюжетным рисункам".

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые резул...

Конспект урока по русскому языку "Составление текста-описания"

Тема: Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной формеПланируемые результатыПредметные: уме...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Составление текста по сюжетным картинкам»

Цели деятельности учителя: формирование и развитие умения составлять тест-рассказ по серии сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные: знать, план составления текста; уметь определять тему...

Конспект урока по русскому языку "Типы текстов"

Урок русского языка в 3 классе на тему "Типы текстов", УМК Планета знаний, с презентацией...

Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»

Планируемые достижения учащихся: Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон....