Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мокроусова Наталья Ивановна

Планируемые достижения учащихся

Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон.

                            Научиться с помощью эталона (алгоритма) определять тему текста и его главную мысль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tema_teksta._glavnaya_mysl_teksta_.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “ Тема текста. Главная мысль текста» (2 класс) (2-ой  урок по теме)

Цели урока:

- организовать учебную деятельность обучающихся по освоению ими определения и значения понятий «Тема текста», «Главная мысль текста», умения пользоваться этими знаниями в устной и письменной речи;

- организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Задачи урока:

обучающие: формировать умение определять тему и заголовок текста,  устанавливать смысловые связи  между предложениями; продолжить обучение  над отличительными признаками текста.

 развивающие: развивать  речь, умение работать в паре; способствовать расширению кругозора.

воспитывающие:  воспитывать трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые достижения учащихся:  

Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон.

                            Научиться с помощью эталона (алгоритма) определять тему текста и его главную мысль

Личностные : повышают  уровень мотивации учебной и творческой деятельности; развивают  умение следовать нравственному аспекту  поведения.

Метапредметные:

Познавательные : развивают способность смыслового восприятия окружающей действительности; осуществляют анализ объектов, выполняют действия по алгоритму.

Регулятивные  :  развивают умение формулировать собственное затруднение, принимают  и сохраняют  творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, вносят  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные  : адекватно используют  коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; договариваются  и приходят  к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивают  свою роль в коллективной творческой деятельности

Методы и приёмы: словесный; объяснительно - иллюстративный;  исследовательский .

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, учебник.

Технологическая карта  урока по русскому языку

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (метапредметные результаты)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок

Встаньте прямо, не шумите

Все ль на парте, посмотрите.

-Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке?

- Вы учитесь учиться. А что это значит? 

(Значит понять, что я не знаю и самому постараться узнать новое)

-  По какой теме работали на прошлом уроке?  (Текст. Виды текста)

Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА? (Показывает)

 - Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень).

- Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая, а без стержня пирамидки вообще не получится.

- Вот и в тексте есть такой стержень. Вы узнаете об этом сегодня на уроке, открыв новые знания.

Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия нового.

Проверяет готовность к уроку

Создаёт  условия для возникнове-ния у учеников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;

обеспечивает мотивацию и организует внимание

Мысленно настраиваются на урок

Отвечают на вопросы  учителя

Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим

Оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что такое текст?  (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу)

  ( на доске или на слайде эталон понятия «текст»)

 - Я предлагаю вам выполнить  упражнение по теме «Текст. Признаки текста»  и попрошу обратить внимание на экран     (загадка)    

Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой!                       

- Определите, является ли эта запись текстом.

- Докажите.    ( Текст, так как состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; загадка, т. к.  описывает предмет, но он не называется)

- Отгадайте загадку (заяц)          

- Что вы узнали из загадки о зайце? (Заяц меняет шерсть с наступлением зимы, он линяет)

Прочитайте второй текст и два задания к нему вверху.

-О ком этот текст?

- Что главное хотел сказать автор?

(Текст на экране)

        Заяц-беляк — это травоядное животное, рацион которого зависит от времени года. Летом беляки едят зелёные части таких травянистых растений, как клевер, одуванчик осока. Начиная с осени и зимой они питаются корой деревьев , ягодами рябины, шиповника  и даже достают из-под снега кедровые шишки.

-О ком этот текст? (О зайце-беляке)

- Что главное хотел сказать автор?  (Как зайцы питаются летом и зимой)

- Итак, что мы с вами повторили?   (экран) 

  • Что такое текст?
  • О чём текст?
  • Что главное хотел сказать автор?

- Какой следующий шаг учебной деятельности?  

Предлагает вспомнить признаки текста

Организует работу по осознанному повторению  

признаков текста

 организует проверку задания

Организует беседу по обобщающему повторению.

Осознанно и произвольно высказываются в устной форме о предметах, изучаемых на уроке

Слушают,   делают выводы

Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя

делают доказательные выводы

Уметь аргументировать свою точкузрения

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Уметь

делать выводы

Уметь

делать выводы

3. Выявление места и причины затруднения.

Проблемное обучение

-Задание для пробного действия записано в карточке №1 после текста. Прочитайте его.      (экран)

  1. Определи тему текста.
  2. Выдели предложение, в котором выражена главная мысль текста.

- Чем эти задания отличаются от предыдущих?  ( Ещё не определяли тему текста, не выделяли предложение, в котором выражена главная мысль текста)

- А где подобные задания могут встретиться вам в учёбе, жизни? 

(На уроках русского языка, литературного чтения, при чтении книг, журналов, газет.)

Карточка №1 (у каждого ребёнка)

    В наших лесах обитают зайцы беляк и русак. Оказывается, не все зайцы одинаковы. Их легко различить даже летом, когда они оба серые. По размерам русак больше беляка, зато уши у беляка заметно меньше, чем у русака и имеют черные точки на кончиках. Задние конечности у русака длиннее, и бегает он быстрее. Беляк белеет на зиму, русак же — только становится более светлым.

(Сам. работа - 3 мин.)

-  Проверяем. Какая у вас получилась тема текста?  А у вас?

 (О зайце.  Как заяц бегает и т. д)

- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста.

- Посмотрите, сколько у вас мнений. Кто же из вас прав?

  -Почему в начале урока вы легко определили, что перед вами текст?

 ( Знаем правило)

- В чём сейчас причина затруднения? ( Мы не знаем что такое тема текста и главная мысль текста)            (Ещё не учили)

-Значит, какая у нас будет цель урока?     ( Узнать, что такое  тема текста и главная мысль текста.  А потом  научиться  определять тему текста и главную мысль)

-Сформулируйте  тему  урока.  

(Тема текста.  Главная мысль текста.)

Подводит учащихся к нахождению затруднения

Организует беседу о

практической значимости новой темы

Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом

подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели  урока

формулируют собственное

затруднение

определяют практическую значимость данной темы

Выполняют задания по тексту

Отвечают на вопросы учителя

С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

Уметь формулировать собственное

затруднение

Уметь аргументировать свою точку зрения

Уметь отличать

новое от уже известного с помощью

учителя

Уметь формулировать  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Проблемное обучение

Давайте составим план работы.

(На доске пункты плана в произвольном порядке. )

-Что будем определять в первую очередь – тему или главную мысль? Что потом? И т.д.

      (План работы на экране )

1. Определить , о чём текст

2. Определить, что главное хотел сказать автор.

-Работать будете в парах.  (3минуты)

Организует работу по составлению алгоритма действий

составляют алгоритм действий

Обсуждают в парах возможные варианты ответов.

Уметь составлять алгоритм  действий

Строить понятные для собеседника высказывания

5. Реализация построенного проекта.

Проблемное обучение

- Проверим работу.

- О чём текст?   ( О зайцах беляке и русаке) Это и будет тема текста.

-Что главное хотел сказать автор?   (Беляка надо отличать от русака)

Это и есть главная мысль текста.

- Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль автора и прочитайте. (Оказывается, не все зайцы одинаковы)

- Теперь я предлагаю  вывести правило в общем виде.

 Работать будете в парах.

 Карточка №2  (у каждого ребёнка)

Соотнесите формулировки и соедините стрелочками.

То, о чём говорится в тексте

главная мысль текста

То, что об этом хочет сказать автор

стержень текста

Тема и главная мысль

Тема текста

- Кто готов представить работу в паре?

- У кого из вас другое мнение?

- Вы получили один общий результат. Где вы можете проверить правильность своих выводов? Ну, конечно, в учебнике! (Проверили, сравнили)

- Молодцы! Я вас поздравляю с открытием нового знания.

Организует работу по выяснению темы текста и его главной мысли в данном рассказе и в общем виде.

Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре

Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом

Обсуждают в парах способы выполнения задания

Высказывают свои предположения, зафиксированные на карточках.

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Уметь выполнять действия по плану

Строить рассуждения, понятные для собеседника.

Осуществлять самоконтроль

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проблемное обучение

-Что теперь будем делать? (потренируемся его применять)

Перейдём к следующему этапу урока (экран) и выполним  это  задание (экран)

- Прочитайте заглавие текста ( От добра добра не ищут)

-Можно ли по такому заглавию определить тему, то, что речь пойдёт о зайце? (нет)

   Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге, и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал»

Л. Толстой

- Прочитайте текст и найдите предложение, по которому можно определить тему   (Бежал заяц от собак и ушёл в лес)

- Определите основную мысль.(Хотел получше спрятаться, а попал волку в пасть. От добра добра не ищут)

- Так что же выражает заглавие рассказа, который написал Л. Н. Толстой?

 ( Главную мысль текста)

- В каком предложении  текста она повторяется? ( Видно, правда, - подумал заяц, от добра добра не ищут)

организует работу над текстом по первичному закреплению нового знания

с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания учителя

Строят речевые высказывания,

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Уметь строить речевые высказывания

Оценивать правильность выполнения заданий.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самооценка.

«Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста, с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас, как обычно, есть карточки трех цветов. Поднимите ту, которая вам сейчас подходит».

•        Красная карточка – я не знаю;

•        Желтая карточка – я сомневаюсь;

•        Зеленая карточка – я знаю и могу ответить

Текст на карточке

Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года!

Спишите предложение, в котором выражена главная мысль. (Дети списывают последнее предложение)

. – Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

Зажгите  светофор еще раз.

Этот этап урока обязателен, т. к. на нём дети проверяют, насколько они усвоили новое знание, корректируют свои ошибки, сверяя выполненное задание с образцом.

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

8.  Включение в систему знаний и повторение.

На этом этапе выполняются задания, в которых новое  знание связывается с ранее изученным.

9.Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе цели  соотносятся с результатами, проводится самооценка деятельности каждого ученика и коллектива в целом, проводится инструктаж по домашнему заданию.

 Д/з

Детям, которые хорошо усвоили материал, задать творческое задание, например – составить упражнения для определения темы текста, а ребятам, у которых остались вопросы по теме – выучить правило и выполнить упражнение из учебника.

Адекватная оценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения"

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языко...

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....

Конспект урока по русскому языку на тему "Главные члены предложения"

Цель урока: учить находить основу предложения....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...