Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Планируемые достижения учащихся:
Предметные: Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон.
Научиться с помощью эталона (алгоритма) определять тему текста и его главную мысль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tema_teksta._glavnaya_mysl_teksta_.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “ Тема текста. Главная мысль текста» (2 класс) (2-ой урок по теме)
Цели урока:
- организовать учебную деятельность обучающихся по освоению ими определения и значения понятий «Тема текста», «Главная мысль текста», умения пользоваться этими знаниями в устной и письменной речи;
- организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Задачи урока:
обучающие: формировать умение определять тему и заголовок текста, устанавливать смысловые связи между предложениями; продолжить обучение над отличительными признаками текста.
развивающие: развивать речь, умение работать в паре; способствовать расширению кругозора.
воспитывающие: воспитывать трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Планируемые достижения учащихся:
Предметные: Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон.
Научиться с помощью эталона (алгоритма) определять тему текста и его главную мысль
Личностные : повышают уровень мотивации учебной и творческой деятельности; развивают умение следовать нравственному аспекту поведения.
Метапредметные:
Познавательные : развивают способность смыслового восприятия окружающей действительности; осуществляют анализ объектов, выполняют действия по алгоритму.
Регулятивные : развивают умение формулировать собственное затруднение, принимают и сохраняют творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные : адекватно используют коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивают свою роль в коллективной творческой деятельности
Методы и приёмы: словесный; объяснительно - иллюстративный; исследовательский .
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, учебник.
Технологическая карта урока по русскому языку
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (метапредметные результаты) | ||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. | Звонкий прозвенел звонок, Начинается урок Встаньте прямо, не шумите Все ль на парте, посмотрите. -Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке? - Вы учитесь учиться. А что это значит? (Значит понять, что я не знаю и самому постараться узнать новое) - По какой теме работали на прошлом уроке? (Текст. Виды текста) Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА? (Показывает) - Как она устроена? (Колечки насаживаются на стержень). - Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая, а без стержня пирамидки вообще не получится. - Вот и в тексте есть такой стержень. Вы узнаете об этом сегодня на уроке, открыв новые знания. Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия нового. | Проверяет готовность к уроку Создаёт условия для возникнове-ния у учеников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность; обеспечивает мотивацию и организует внимание | Мысленно настраиваются на урок Отвечают на вопросы учителя | Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим Оформлять свои мысли в устной форме | ||||||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - Что такое текст? (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу) ( на доске или на слайде эталон понятия «текст») - Я предлагаю вам выполнить упражнение по теме «Текст. Признаки текста» и попрошу обратить внимание на экран (загадка) Был он рус, но выпал снег, - Определите, является ли эта запись текстом. - Докажите. ( Текст, так как состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; загадка, т. к. описывает предмет, но он не называется) - Отгадайте загадку (заяц) - Что вы узнали из загадки о зайце? (Заяц меняет шерсть с наступлением зимы, он линяет) Прочитайте второй текст и два задания к нему вверху. -О ком этот текст? - Что главное хотел сказать автор? (Текст на экране) Заяц-беляк — это травоядное животное, рацион которого зависит от времени года. Летом беляки едят зелёные части таких травянистых растений, как клевер, одуванчик осока. Начиная с осени и зимой они питаются корой деревьев , ягодами рябины, шиповника и даже достают из-под снега кедровые шишки. -О ком этот текст? (О зайце-беляке) - Что главное хотел сказать автор? (Как зайцы питаются летом и зимой) - Итак, что мы с вами повторили? (экран)
- Какой следующий шаг учебной деятельности? | Предлагает вспомнить признаки текста Организует работу по осознанному повторению признаков текста организует проверку задания Организует беседу по обобщающему повторению. | Осознанно и произвольно высказываются в устной форме о предметах, изучаемых на уроке Слушают, делают выводы Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя делают доказательные выводы | Уметь аргументировать свою точкузрения Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь делать выводы Уметь делать выводы | ||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Проблемное обучение | -Задание для пробного действия записано в карточке №1 после текста. Прочитайте его. (экран)
- Чем эти задания отличаются от предыдущих? ( Ещё не определяли тему текста, не выделяли предложение, в котором выражена главная мысль текста) - А где подобные задания могут встретиться вам в учёбе, жизни? (На уроках русского языка, литературного чтения, при чтении книг, журналов, газет.) Карточка №1 (у каждого ребёнка) В наших лесах обитают зайцы беляк и русак. Оказывается, не все зайцы одинаковы. Их легко различить даже летом, когда они оба серые. По размерам русак больше беляка, зато уши у беляка заметно меньше, чем у русака и имеют черные точки на кончиках. Задние конечности у русака длиннее, и бегает он быстрее. Беляк белеет на зиму, русак же — только становится более светлым. (Сам. работа - 3 мин.) - Проверяем. Какая у вас получилась тема текста? А у вас? (О зайце. Как заяц бегает и т. д) - Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста. - Посмотрите, сколько у вас мнений. Кто же из вас прав? -Почему в начале урока вы легко определили, что перед вами текст? ( Знаем правило) - В чём сейчас причина затруднения? ( Мы не знаем что такое тема текста и главная мысль текста) (Ещё не учили) -Значит, какая у нас будет цель урока? ( Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста. А потом научиться определять тему текста и главную мысль) -Сформулируйте тему урока. (Тема текста. Главная мысль текста.) | Подводит учащихся к нахождению затруднения Организует беседу о практической значимости новой темы Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели урока | формулируют собственное затруднение определяют практическую значимость данной темы Выполняют задания по тексту Отвечают на вопросы учителя С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. | Уметь формулировать собственное затруднение Уметь аргументировать свою точку зрения Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. | ||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения Проблемное обучение | Давайте составим план работы. (На доске пункты плана в произвольном порядке. ) -Что будем определять в первую очередь – тему или главную мысль? Что потом? И т.д. (План работы на экране ) 1. Определить , о чём текст 2. Определить, что главное хотел сказать автор. -Работать будете в парах. (3минуты) | Организует работу по составлению алгоритма действий | составляют алгоритм действий Обсуждают в парах возможные варианты ответов. | Уметь составлять алгоритм действий Строить понятные для собеседника высказывания | ||||||
5. Реализация построенного проекта. Проблемное обучение | - Проверим работу. - О чём текст? ( О зайцах беляке и русаке) Это и будет тема текста. -Что главное хотел сказать автор? (Беляка надо отличать от русака) Это и есть главная мысль текста. - Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль автора и прочитайте. (Оказывается, не все зайцы одинаковы) - Теперь я предлагаю вывести правило в общем виде. Работать будете в парах. Карточка №2 (у каждого ребёнка) Соотнесите формулировки и соедините стрелочками.
- Кто готов представить работу в паре? - У кого из вас другое мнение? - Вы получили один общий результат. Где вы можете проверить правильность своих выводов? Ну, конечно, в учебнике! (Проверили, сравнили) - Молодцы! Я вас поздравляю с открытием нового знания. | Организует работу по выяснению темы текста и его главной мысли в данном рассказе и в общем виде. Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом | Обсуждают в парах способы выполнения задания Высказывают свои предположения, зафиксированные на карточках. | Уметь принять и сохранить учебную задачу Уметь выполнять действия по плану Строить рассуждения, понятные для собеседника. Осуществлять самоконтроль | ||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Проблемное обучение | -Что теперь будем делать? (потренируемся его применять) Перейдём к следующему этапу урока (экран) и выполним это задание (экран) - Прочитайте заглавие текста ( От добра добра не ищут) -Можно ли по такому заглавию определить тему, то, что речь пойдёт о зайце? (нет) Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге, и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал» Л. Толстой - Прочитайте текст и найдите предложение, по которому можно определить тему (Бежал заяц от собак и ушёл в лес) - Определите основную мысль.(Хотел получше спрятаться, а попал волку в пасть. От добра добра не ищут) - Так что же выражает заглавие рассказа, который написал Л. Н. Толстой? ( Главную мысль текста) - В каком предложении текста она повторяется? ( Видно, правда, - подумал заяц, от добра добра не ищут) | организует работу над текстом по первичному закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задания учителя Строят речевые высказывания, | Уметь принять и сохранить учебную задачу Уметь строить речевые высказывания Оценивать правильность выполнения заданий. | ||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка. | «Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста, с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас, как обычно, есть карточки трех цветов. Поднимите ту, которая вам сейчас подходит». • Красная карточка – я не знаю; • Желтая карточка – я сомневаюсь; • Зеленая карточка – я знаю и могу ответить Текст на карточке Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года! Спишите предложение, в котором выражена главная мысль. (Дети списывают последнее предложение) . – Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.) Зажгите светофор еще раз. Этот этап урока обязателен, т. к. на нём дети проверяют, насколько они усвоили новое знание, корректируют свои ошибки, сверяя выполненное задание с образцом. | Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу | ||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | На этом этапе выполняются задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным. | |||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности | На этом этапе цели соотносятся с результатами, проводится самооценка деятельности каждого ученика и коллектива в целом, проводится инструктаж по домашнему заданию. Д/з Детям, которые хорошо усвоили материал, задать творческое задание, например – составить упражнения для определения темы текста, а ребятам, у которых остались вопросы по теме – выучить правило и выполнить упражнение из учебника. | Адекватная оценка деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку " Тема и основная мысль текста"
Конспект по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения"
Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языко...
Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....
Конспект урока по русскому языку на тему "Главные члены предложения"
Цель урока: учить находить основу предложения....
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст. Типы текстов" 3 класс
Урок открытия нового знания....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения
Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...
Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...