3 класс. Конспект урока по русскому языку " Составление текста по сюжетным рисункам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Загитова Марина Галимовна

 

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать разнообразные языковые средства,
  • Уметь определять и раскрывать тему текста,
  • Уметь составлять связное высказывание,
  • Уметь использовать разнообразные языковые средства.

 

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

 

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10. 04. 2019

Школа: № 54

Класс: 3 Г

ФИО студента: Загитова Марина Галимовна

ФИО учителя: Сюсина Татьяна Анатольевна__________

ФИО руководителя практики: Кондратьева И. И._____

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Составление текста по сюжетным рисункам»

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать разнообразные языковые средства,
  • Уметь определять и раскрывать тему текста,
  • Уметь составлять связное высказывание,
  • Уметь использовать разнообразные языковые средства.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

1 мин.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Тихо сядут девочки и ещё тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Наглядный:

наблюдения учащихся

Словесный:

рассказ

3 мин.

Ребята, сегодня совушка сочиняла рассказ, но подумал ветер и все картинки перемешал, давайте ей поможем составить картинки в правильном порядке. Я вам рассказываю рассказ, а вы мне говорите последовательность картинок.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать.

Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос.

У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост.

 Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос.

Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как здорово! Вы очень быстро помогли совушке!

https://pp.userapi.com/c850128/v850128353/fcef8/fM4F2Ry-EUo.jpg

Составляют в правильном порядке картинки.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

Иллюстрация

Словесный:

учебный диалог

5 мин.

Посмотрите на доску ещё раз.

https://pp.userapi.com/c850628/v850628268/e182f/d-0rbzQPGNY.jpgВы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять?

- Совершенно верно, мы будем описывать картинки

- Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

- Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Чему вы научитесь?

- А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

- Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Сначала давайте определим план  работы.

- Для чего нужен нам план работы?

- Прочитайте памятку на слайде

- Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

- Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ?

- Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

- Как можно озаглавить рассказ?

- Хорошо

- А какие заголовки отражают тему?

- Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

- Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или описание?

- А почему?

Составлять по картинкам рассказ

- Тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Мы научимся составлять рассказ по картинкам

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Слушают учителя

- План работы отражает нашу работу

Читают памятку на слайде

- Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик

- На всех картинках изображён зонтик

- В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

- Название «Зонтик»

- Наш  текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

Наглядный:

иллюстрация

Наглядный:

Наблюдения учащихся.

 8мин.

- Составление плана.

Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

- Совершенно верно

- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

- Как озаглавим эту часть?

- Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите

 

На доске появляется заголовок части

 - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

- Как напишем слово «порыв»? Докажите

 - Скажите, что почувствовала девочка?

 - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части 

- Что случилось дальше?

- Как напишем слово «ворона»? Почему?

- Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части 

- И что же изображено на четвёртой картинке?

- Как мы озаглавим эту часть?

- Как напишем слово «гнездо»? Почему?

- Молодцы, ребята!

Составляют план вместе с учителем

- План рассказа

- Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок

- Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом

- Озаглавим «Внезапная гроза»

- Напишем грОза, проверочное слово грОзы

- Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

- Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы

- Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик

- Озаглавим «Сильный ветер»

- Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

- Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

- Озаглавим «Ворона и зонт»

- Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

- Озаглавим «Новое гнездо»

- Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Динамическая пауза

1 мин.

Влево, вправо повернитесь, на соседа оглянитесь.

Чтобы стать ещё шустрее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Приседания у нас, приседает целый класс.

Напоследок, всем известно, как всегда, - ходьба на месте.

От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Практический:

учебно-производственный труд

словесный:

разъяснения

5 мин.

- Для чего нам нужен план?

 - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Внезапная гроза

2. Сильный ветер

3. Ворона и зонт

4. Новое гнездо

- Сколько у нас получилось частей по плану?

 - Как отделить одну часть от другой?

- Молодцы.

- Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план

- У нас получилось четыре части

- Писать с красной строки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-выполнение задания

7 мин.

- Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью?

- А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

- Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

- А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

 - Проверьте грамотность написанного текста.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе.  Началась  гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

      Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

      Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

П: структурирование знаний

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Включение в систему знаний

Словесный:рассказ

2 мин.

- Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. - Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

- Соответствие плану.

- Грамотность речи.

- Наличие фактических ошибок.

Вы все большие молодцы!

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы одноклассников

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа

2 мин.

- А теперь подведём итоги.

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы поставленных целей?

-  Было ли сложно? Почему?

- Получился ли рассказ «Зонтик»?

- Что помогло вам составить рассказ?

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

- Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Да, получился

- Картинки помогли нам составить рассказ

Дополняют фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые  результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Составление текста по сюжетным картинкам»

Цели деятельности учителя: формирование и развитие умения составлять тест-рассказ по серии сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные: знать, план составления текста; уметь определять тему...

Конспект урока по русскому языку "Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения составлять текст из предложений, в которых нарушен порядок повествованияПланируемые результаты:Предметные: знать члены предложения и порядок их нахо...

Конспект урока по русскому языку «Составление текста по сюжетным картинкам» (3 класс УМК "Школа России")

Конспект урока русского языкаТема: «Составление текста по сюжетным картинкам» Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст-рассказ по серии сюжетных картинок....

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить  определять и раскрывать тему текста;научить ...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Составление текста по сюжетным рисункам.Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок; развитие объёма слухо-...

Технологическая карта урока по русскому языку «Составление текста по сюжетным рисункам» 3 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование умений составлять рассказ по серии сюжетных картинок.Задачи урокаДидактические:1.Учить  определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказ...