Конспект урока по русскому языку "Составление текста-описания"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка"
Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной форме
Планируемые результаты
Предметные: уметь отбирать речевые средства, работать с синонимами и антонимами; уметь воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_teksta-opisaniya_f.p._tolstoy_buket_tsvetov_babochka_i_ptichka.docx | 78.27 КБ |
sochinenie-opisanie.ppt | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2019 Школа: 27 Класс: 2 а Кабинет: 211 | ФИО учителя: Теплякова Н.М. ФИ студента: Савинова А. ФИО методиста: Солопова Т.В. |
КОНСПЕКТ УРОКАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной форме
Планируемые результаты
Предметные: уметь отбирать речевые средства, работать с синонимами и антонимами; уметь воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русскй язык», 2 класс, часть 2, презентация
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Рифмованное начало | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята! -В стране родного языка Не все известно нам пока. Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. -Как вы понимаете это высказывание? -А сейчас в тетради запишем число и классная работа (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит). | -Приветствовать учителя Записывают число и классная работа | Р.:саморегуляция:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
II. Актуализация знаний и мотивация М: словесный, практический метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5 мин | -Сегодня мы с вами погрузимся в сказочный и волшебный мир, где откроем очередную тайну русского языка. -И для начала я предлагаю вам прослушать сочинение. После моего прочтения, вы ответите на вопрос: что это за текст. Перед собой я вижу картину "Грачи прилетели". Написал ее замечательный русский художник А. М. Саврасов. На картине изображена земля, все еще укутанная снежным покровом. Вокруг стоят голые, сбросившие свою листву деревья, словно сгорбившиеся от зимней стужи. Вдали за забором виднеются серые дома, которые прячутся от холодного ветра. Вокруг все еще чувствуется морозный воздух. Небо затянуто серыми зимними тучами. Природа словно застыла после продолжительного холода. Но если присмотреться, то можно увидеть, что на небе пробиваются первые лучики солнца, освещая теплыми бликами крышу небольшой церквушки. Церковь местами сильно повреждена, от неоднократных пожаров. Рядом с ней стоит небольшая рабочая часовня. Около нее понемногу начинает таять снег, словно предвкушает скорейшее появление весны. Мрачные тучи расступаются и становятся более прозрачными.Вдали еще правит хозяйка - зима, а тут уже чувствуется приход первого тепла. Скоро совсем зима уступит свои права. Картина мне очень понравилась. Смотришь на нее и понимаешь, что после суровой зимы вот-вот начнется весна. Природа в ожидании тепла, а его предвестниками являются прилетевшие домой грачи. | Внимательно слушают -Сочинение описания предмета | П:поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации | |
III. Постановка учебной задачи М: словесный (беседа) Практический: классификация Игровой ребус | 4-5 мин | -Посмотрите на слайд и разгадайте ребус: -Молодцы, ребята. -Теперь назовите мне тему нашего урока. -А теперь разгадайте следующий ребус: -Скажите, о чем же будет наше сочинение? -Назовите цели нашего урока. | -Сочинение -Сочинение -Цветы -Наше сочинение будет о цветах. -Тема: «Букет цветов, бабочка и птичка» -Написать сочинение. | П:структурирование знаний | |
IV. Открытие нового знания М: словесный Репродуктивный | 7-8 мин | -Откройте учебники на странице 98 и найдите упражнение 170. Прочитайте задание. -Найдите эту картину в «Картиной галерее» на странице 81. -Всмотритесь в картину. Как вы думаете, что должен увидеть человек, которому адресовали её? Когда мы рассматриваем картину, нужно стремиться понять замысел художника, какую идею он хотел передать нам в этом произведении искусства. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом и напишем сочинение-описание картины. -Какой жанр вы услышали? -Как вы думаете, что такое натюрморт? Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Какие предметы изобразил художник? -Что поместил художник в центре своей картины? -Как художник показывает прозрачность воды в вазе? -Опишите птичку -Опишите бабочку -Что еще на картине привлекает ваше внимание? -Какой фон выбрал для своего натюрморта художник?Почему? -Как вы думаете, а почему художник выбрал именно эти предметы для своего натюрморта? - Художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою .красоту -Что вы видите на листочках цветов? -Как вы думаете, откуда появились там эти капельки? -Как вы думаете, откуда на картине появилась птичка? -Мы можем сделать вывод, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному, как он относится к природе. -Определите основную мысль автора натюрморта. | -Рассмотрите в «Картиной галерее» учебника репродукцию картины русского художника Фёдора Петровича Толстого. Свой натюрморт он назвал «Букет цветов, бабочка и птичка» Внимательно слушают Отвечают на вопросы -натюрморт -Вазу, цветы, птицу, бабочку -В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев -Виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины -Птичка привлекает своим разнообразным окрасом. -Бабочка очень яркая, жёлтая, похожая на солнышко -Разнообразие цветов -Коричневато-зеленоватый фон Отвечают на вопросы Внимательно слушают -Две мухи, капельки воды -Цветы аккуратно срезали после дождя -Возможно птичку заманил аромат цветов, или гусеница, а может быть, эта птичка живет у художника -Прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь | Р:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | |
V. Первичное закрепление во внешней речи М: частично поисковый | 4-5 мин | -А сейчас давайте поиграем в игру. Игра «Подбери слово» ( на слайде появятся пары слов, учащимся необходимо подобрать подходящие слова для картины) -Скажите, ребята, какая это картина? Радостная, унылая Красивая, не очень красивая Интересная, скучная Тревожная, спокойная Загадочная, обычная | -Радостная, интересная, спокойная, загадочная | П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 8-10 мин | -Прежде чем вы напишите сочинение-описание, Я прочитаю вам свое сочинение и задам вам вопросы и по ходу работы у вас получится свое сочинение. Фёдор Петрович Толстой – талантливый русский художник. В каждой его картине чётко прорисованы детали, поэтому они кажутся очень реалистичными. Настоящим произведением искусства является натюрморт под названием: «Букет цветов, бабочка и птичка». На однотонном фоне художник изобразил прозрачную, стеклянную вазу, в которой видно количество налитой воды. А также в вазе стоит букет полевых цветов, он очень простой и скромный, но всё же завораживает и привлекает внимание. Ещё мы видим опавшие листики, по которым ползёт маленькая гусеница, а на вазе сидит яркая бабочка, у неё жёлтые крылышки с чёрной окантовкой. Всё это делает картину интересной и красочной. Невозможно не заметить удивительную птицу, которая сидит рядом и крепко держится своими лапками за карандаш. У неё необычное оперение, тёмно-синяя спинка с жёлтыми пёрышками и белый животик. Когда смотришь на эту картину, кажется, что она излучает позитивную и живую энергию. Толстой специально выбрал неприглядный фон, чтобы акцентировать внимание на насыщенных и ярких оттенках. Цветы напоминают о солнце и тёплом времени года, а птица и бабочка символизируют непринуждённость и свободу. Возможно, благодаря своей картине он показал, что нужно больше и чаще замечать прекрасные мгновения и моменты в жизни. 1. Сколько частей в тексте? 2. Как начинаем писать каждую новую часть? 3. Как пишутся предложения? -А сейчас вы напишите на черновике свое сочинение-описание по этой картине. (опора на слайде) | Внимательно слушают Внимательно слушают -3 -с кр стр -с загл буквы | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |
VII. Включение в систему знаний | 4-5 мин | -Какую картину вы видите перед собой? Кто ее автор? -Опишите предметы, изображенные на картине. | Высказывают свое мнение | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | –О чем говорили на уроке? –Что мы ставили своей целью? -Что интересного было на уроке, что больше всего запомнилось? | -Сочинение-описание -Анализ картины | П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Натюрморт — это картина с изображением природы: цветов, фруктов и т. д.
- Радостная, унылая - Красивая, не очень красивая - Интересная, скучная - Тревожная, спокойная - Загадочная, обычная
-Какую картину вы видите перед собой? Кто ее автор? -Какой фон картины? -Опишите предметы, изображенные на картине. -Скажите свое мнение об этой картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательного в тексте-описании"
Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"
Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...
Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие...
Конспект урока по теме "Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты: Предметные:- знать: отлича...
Конспект урока по русскому языку «Текст – описание» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Текст – описание»Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, развитие умения составлять текст – описание на основе собственных наблюдений.Пл...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....
Технологическая карта урока по русскому языку "Текст - описание"
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о тексте - описанииЗадачи урокаДидактические:1) Знать, что такое текст - описание;2) Научиться определ...