конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Данилова Анна Борисовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_azbuka_1_kl.docx34.89 КБ
Файл urok_pisma_19.01.21_dab.docx404 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Как хорошо уметь читать. Произведения С.Маршака, В.Берестова.

Тип

Урок открытия новых знаний

Цель

Способствовать развитию навыка правильного, сознательного чтения

Планируемый результат

Предметные умения: знакомство со стихотворением C.Маршак "Ты эти буквы заучи..." и В.Берестов "Читалочка"; научатся читать правильно умными словами, отвечать на вопросы по тексту; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи и мышления; формирование (развитие) интереса к чтению детских книг, к учению.

Личностные: мотивация к обучению.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, сотрудничать с учителем и классом.

Основные понятия

Чтение, книги, стихотворение

Используемое оборудование

Азбука 2ч. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; мультимедийное сопровождение урока; словарь Ожогова; картинки; раздаточный материал; детские книги С.Маршака и В.Берестова

Межпредметные связи

Литературное чтение; Русский язык; культура речи; ИЗО; окружающий мир; ИКТ

Организация пространства

Индивидуальная, коллективная работа; групповая (парная) работа; проблемный метод

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организация и мотивация учебной деятельности

-Ребята,

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

-Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Передайте свою доброту друг другу, подарите улыбки

своим одноклассникам. Подарите улыбки гостям. Спасибо!

- Садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Умение слушать и понимать других

Актуализация знаний

1)- Посмотрите на ленту букв.

-Назовите гласные буквы.

-Назовите согласные буквы, обозначающие непарные звонкие звуки

-Назовите согласные буквы, обозначающие непарные глухие звуки

-Назовите согласные буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки

-Какие буквы не обозначают звуков?

2) Беседа:

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

3) - Я прошу вас вспомнить, с чего мы начали учиться читать? А подскажет вам первая загадка.

«Если мы в ладоши хлопнем или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг, значит, ты услышишь ……(звук)

- Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные).

-Отгадайте вторую загадку:

Чёрные, витые, от рождения все кривые. (Буквы)

- Сколько всего букв мы изучили?

- Про них говорят так:

Тридцать три сестрички ростом невелички.

Если знаешь их секрет, то на все найдёшь ответ.

- Как вы думаете, про какой секрет говорится в этом стихотворении?

4) Чтение слов, слоговых таблиц (презентация)

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу-я письмо тебе пишу.

Ши-ши-ши – зашумели камыши.

Шо-шо-шо- всем ребятам хорошо.

5) Итак, ребята. Вы хорошо освоили прошлые темы и с легкостью справились со всеми заданиями. Вы хорошо можете отличить согласные буквы от гласных, знаете чем отличаются согласные звуки от гласных.

А, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е

Н, м, л, р, й

Х, ц, ч, щ

Б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с

Ъ, ь

гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

(звук)

(Гласные и согласные).

Буквы

(Из букв составляют слова. Если научишься читать, сможешь узнать много нового, интересного об

окружающем мире.)

Дети поочередно читают слова с слоговой таблицы

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Проблемная ситуация

- А что такое книжкин дом?

- У нас в школе есть библиотека?

- А у вас дома?

- Как вы думаете, для чего она нужна?

- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать)

Пока чтение для вас – большой труд, но скоро оно станет удовольствием, как игра.

- Попробуйте прочитать то, что вы видите на доске.

(аКк шорохо ьтуме татьчи!)

Поменяйте буквы местами. Что получилось?

(Как хорошо уметь читать!)

- Давайте прочитаем это предложение, выделяя голосом одно слово, которое я буду показывать.

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

- Вы только что несколько раз назвали тему нашего урока:

 «Как хорошо уметь читать!»

-Для чего нам нужно читать книги?

-Какие цели вы можете поставить для себя?

Тому, что человеку без книги никуда; плохому книги не научат

Ответы детей

Научиться хорошо, выразительно читать.

Овладевают способностью планировать этапы своей работы

Построение выхода из затруднения

-Что нам поможет решить эти задачи?

-Правильно. Откройте учебник на странице 82

-Что вы видите на этой странице? Стихотворение или рассказ?

-Кто его написал?

-Верно, это Самуил Яковлевич Маршак. А что вы о нем знаете?

Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью.

Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.

Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.

А сейчас обратите внимание на доску. На слайде вы видите книги С.Я.Маршака (прочитать какие стихи для детей он написал; порекомендовать прочитать)

Учебник

Стихотворение

С.Маршак

Ответы детей

Умение извлекать нужную информацию из беседы

Физминутка

А сейчас пришло время физминутки. Давайте дружно встанем.

Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик видимо нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

Выполняют занятие

Реализация проекта выхода из затруднения

Послушайте стихотворение "Ты эти буквы заучи..." и ответьте на вопрос, почему стихотворение так называется? (Первичное чтение учителем)

А теперь давайте вы прочитаете мне это стихотворение по частям.

1 четверостишье прочитает мне...

А теперь попробуй ответить мне на вопросы:

- О чем идет речь?

- Сколько их в алфавите?

- С чем сравнивает автор буквы?

- Почему он так называет буквы?

2 четверостишье читает...

- Что автор подразумевает под словом ключи?

- Почему буквы так важны?

3 и 4 четверостишье

- Где ты можешь побывать, благодаря буквам?

- О чем можно прочитать в книге?

- Какой путь тебе откроют эти чудесные края?

Игры при чтении на этапе закрепления:

“Буксир” — чтение за учеником или учителем в его темпе;

чтение с ошибками “Ловушка” – читаю, намеренно допускаю ошибки. Задача детей – их исправить;

“Игра в прятки” — учитель начинает читать текст не сначала, а с любого места, дети должны найти это место и подстроиться под

чтение учителя.

-А когда вы используете считалочки?

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди,

Кто не верит выходи.

- Какие считалочки вы знаете?

- Считалочка вовлекает нас в игру. А читалочка?

А читалочка вовлекает нас в чтение.

- Именно так называется стихотворение В. Берестова "Читалочка".

Кто знает этого поэта? Что вы можете мне о нем рассказать?

Обратите внимание на доску. На слайде вы видите Валентина Берестова.

Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. 
темой для пародистов.
В 1957 г. выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой.

Послушайте стихотворение

А теперь по цепочке по строчке давайте прочитаем это стихотворение - С каким настроением вы будете читать его?

Почему это произведение так называется?

Скажите мне, почему хорошо уметь самому читать?

- Прочитаем стихотворения в виде диалога двух детей.

Распределим роли читающих с помощью цифр 1 и 2.

1 – читает первый, 2 – читает второй. Кто хочет читать слова 1

ученика? Кто хочет читать слова 2 ученика? Прочитаем стихотворение по ролям.

- Кто запомнил наизусть это стихотворение и хочет рассказать?

- Последние четыре строчки прочитаем всем классом вместе.

- В этом диалоге есть утверждение или спор? (утверждение)

- Подтверждение того, что хорошо уметь читать.

-Эти слова автора подходят к теме нашего урока? Назовите тему нашего урока.

Слушают стихотворение и отвечают на вопрос

О буквах

Три десятка с лишком

С ключами

Ответы детей

Буквы

Ответы детей

Моря, седые вершины

Звери, растения, машины

От "А" до "Я"

Слушают

Читают стихотворение

Ответы детей

Не надо никого просить, можно самому справиться

Обобщение беседы по уроку

Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

Кто их автор?

Чему учит детей С.Маршак в своем стихотворении?

Чему учит В.Берестов?

Что общее в этих двух стихотворениях?

- Я хочу у вас спросить, как вы думаете, что в книге помогает нам определить её содержание? (Иллюстрации)

-Рассмотрите иллюстрации в «Азбуке» и назовите, кто изображён? (Лиса, волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Премудрая, Красная Шапочка, заяц.)

-Эти герои сказок оказались здесь не случайно. Они пришли послушать, чему вы научились в школе. И каждый сказочный

герой принёс о себе загадку.

Давайте отгадаем.

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Прокатился по деревне,

и женился на царевне. (Емеля.)

Шла она по белу свету

и вдруг скалочку нашла.

А за скалочку за эту

много взять она смогла:

белу курочку,

сизу уточку,

гусочку-щипалку,

собачку-догонялку. (Лисичка со скалочкой)

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белою в танце плыла...

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

- О ком вы не услышали загадку?

- А какие загадки про зайца знаете вы?

"Ты эти буквы заучи ..."; "Читалочка"

С.Маршак , В.Берестов

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Умение объективно оценивать результаты труда

Итог урока

Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали на все вопросы и выполняли задания. Но больше всех сегодня отличились...(Отметить отдельных учащихся).

Умение подводить итоги и делать выводы из проделанной работы

Рефлексия

Наш урок подходит к концу, и сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке с помощью карточек. Красная – было трудно, надо еще потрудиться; желтая – были трудности, но все получилось; зеленый – справился без затруднений.

Оценивают свою работу на уроке

Домашнее задание

Дома еще раз прочитайте стихотворения на странице 82-83.

Встаньте. Урок окончен. До свидания.

МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края

Урок чтения 1 класс

(обучение грамоте, послебукварный период)

по программе «Школа России»

Тема урока: Как хорошо уметь читать. Произведения С.Маршака, В.Берестова.

составила: Данилова Анна Борисовна,

учитель начальных классов,

первой категории.

2021 г.

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Прокатился по деревне,

и женился на царевне. (Емеля.)

Шла она по белу свету

и вдруг скалочку нашла.

А за скалочку за эту

много взять она смогла:

белу курочку,

сизу уточку,

гусочку-щипалку,

собачку-догонялку. (Лисичка со скалочкой)

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белою в танце плыла...

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)



Предварительный просмотр:

МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края

Урок письма 1 класс

(обучение грамоте, послебукварный период)

по программе «Школа России»

Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

составила: Данилова Анна Борисовна,

учитель начальных классов,

первой категории.

2021 г.

Урок письма 1 класс

(обучение грамоте, послебукварный период)

Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

Задачи: формировать у учащихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»; продолжить работу по формированию умения записывать предложение, находить в нем основу; развивать навыки письменной речи; развивать орфографическую зоркость.

Формируемые УУД: умение работать с текстом; выделять в речи ключевые слова; определять особенности устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль и самопроверку.

Пропедевтика: имена существительные, их классификация; здоровый образ жизни.

Ход урока

I Включение в учебную деятельность

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\уроки 1 класс январь\img1.jpg(слайд 1)

  • На прошлом уроке мы много говорили о предложении. Наша речь состоит из предложений.
  • Может ли человек обойтись без устной речи, если он живет среди других людей? (нет)
  • Что выражает предложение? (законченную мысль)
  • Из чего состоит предложение? (из слов, связанных по смыслу)
  • Для чего человеку дана возможность общения при помощи слов?

(чтобы понимать друг друга, выражать свои эмоции и чувства)

  • Слова помогают людям понимать друг друга.
  • Назовите слова, которые наиболее вам приятны или важны для вас.
  • В русском языке много красивых, добрых, нужных слов. Но порой взрослые и дети употребляют слова, услышав которые многие люди отворачиваются, удивляются или смотрят на сказавших их осуждающе. Старайтесь говорить только те слова, за которые вам не будет стыдно.

-Каждое слово что-либо означает, обращаться со словом нужно аккуратно и бережно.

(слайд3)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский

II.        Постановка целей и определение темы урока

-Предположите тему сегодняшнего урока. Какие цели вы поставите перед собой?

- Сегодня мы с вами будем работать со словами, учиться их правильно употреблять, ставить к ним вопросы.

-Посмотрите на слайд:

(Учитель показывает слайды: корова, пенал, собака, пальто и др.)

  • На какие две группы можно разделить эти слова?(живое и неживое)
  • Какой вопрос вы поставите к каждой группе слов7 (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

о целях и теме урока.)

IIi.        Чистописание

-Откройте тетради. Положите правильно. Приготовьте ручки.

Разминка для рук.

 - Проведем разминку для рук: «Сороконожки», «Для пальчиков», «Дождик».

Работа в тетради: (слайд4)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\уроки 1 класс январь\img5.jpg

-Возьмите правильно ручки, сядьте правильно и запишите сегодняшнее число и классная работа. (19 января, Классная работа)

-Какой показ у вас в тетради? (И,и)

Один раз учитель пишет на доске, дети с ним в воздухе. Самостоятельно прописывают в тетради до конца.

-Возьмите простой карандаш и обведите кружком самую красивую, самую правильную букву на каждой строчке, которую вы написали.

-Молодцы.

-Назовите слова, в которых есть звук –и-. (Лиса, кино, Ира, Мила, пирог)

-Запишем несколько слов в тетрадь и подчеркнем букву и.

  • Прочитайте запись на доске (на слайде 5). 

Катаются, на, дети, коньках.

  • Можно ли эту запись назвать предложением? (нет)
  • Почему?
  • Составьте из этих слов предложение. (на слайде 6). Запишите его.
  • Докажите, что словосочетание, которое вы записали - предложение.
  • Как вы укрепляете свое здоровье?
  • Какими видами спорта любите заниматься? Какие спортивные игры знаете?

IV.        Работа по теме урока

  • Слов, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?», в русском языке, по-вашему, много или мало?
  • Что обозначают эти слова? Определите название каждой группы.

(Учитель показывает слайды.)

  • Книга, тетрадь, ручка. (Учебные вещи.)
  • Именины, карнавал, война, парад. (События.)
  • Дождь, снег, град, молния. (Явления природы.)
  • Грусть, радость, удивление. (Чувства.)

  • На какие вопросы отвечают эти слова?

  • Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

-Назовите слова, отвечающие на вопрос «Что?»

—        Выпишите эти слова, самостоятельно в тетрадь.

-Проверим, посмотрите на слайд:

(Учащиеся выполняют задание, после чего проводится проверка:

Что? Солнце, земля, ночь, мороз, двор, нос. (снежная баба по смыслу- снеговик, неодушевленный, вопрос что?))

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

-Послушайте внимательно стихотворение Е.Благининой,  запомните кто пришел в гости?

Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок — в сапожках, Курочка — в сережках, Селезень — в кафтане, Утка — в сарафане!

Котик в новой свитке, Кошечка — в накидке

С перстеньком на лапке,

А собака — в шляпке.

Все по лавкам сели, Сели и запели.

Е. Благинина

-Кто пришел в гости к Даши?

(Петушок,  курочка,  селезень,  утка,  котик,  кошечка, собака)

  • Что общего у этих слов? (Обозначают одушевленные существа.)
  • На какой вопрос они все отвечают? (кто?)
  • Запишите 3 слова, по памяти, кто какие запомнил.

VII.        Закрепление изученного

—        Я буду называть вам слова, а вы подумайте и запишите их в 2 столбика: слова, отвечающие на вопрос «Кто?» в первый, и слова, отвечающие на вопрос «Что?» во второй.

Лиса, лед, кот, снег, коза, парта.

-Проверим.

-Оцените свою работу на полях.

VIII.        Подведение итогов урока

(На столах у детей лежат картинки.) Работа в паре.

-Разложите на столе слова на две группы: отвечающие на вопрос «Кто?» и отвечающие на вопрос «Что?».

-Проверим. Образец на слайде:

- Сегодня на уроке,  мы работали   со словами, которые отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?».

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто?»? (живые, одушевленные)

                -Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что?»? (неживые, неодушевленные)

-Продолжите предложения…C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\уроки 1 класс январь\img22.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\уроки 1 класс январь\img7 (2).jpg

-Вспомните какие цели вы ставили в начале урока,  оцените?

-Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали на все вопросы и выполняли задания. Но больше всех сегодня отличились... (Отметить отдельных учащихся).

-Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...