Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
В основе урока русского языка - проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._pravila_perenosa_slov.docx | 404.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)
1. Ф.И.О. учителя Куриленко Оксана Викторовна
2. Класс:1
3. Тема урока: «Правила переноса слов»
4. Место (текущий) и значение (сформировать представления о правилах переноса слов) урока в изучаемой теме: «Перенос слова»
5. Цель урока:
5.1. Создание условий для формирования грамотности учащихся на основе изучения правил переноса слов
5.2. Предметные результаты обучения
Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Знает правила деления слов для переноса | Сравнивает деление слова на слоги и на части для переноса. Применяет правила переноса слов. Переносит слова со строки на строку по слогам. Называет несколько вариантов переноса слов. Объясняет деление слов для переноса, работая в паре, группе. |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные | ||
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы | |||
Развитие мотивов учебной деятельности, Формирование личностного смысла учения. Развитие умения слушать и слышать другое мнение | Целеполагание, планирование, прогнозирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуляцию | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование | Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
6. Дидактические задачи урока:
Образовательные | Формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов. |
Развивающие | Развивать мыслительные навыки учащихся, познавательный интерес, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умения работать в группе, формирование различных видов мышления, памяти, внимания и речи сложности, умение выдвигать гипотезы. Развитие мотивации учения через интересные факты.Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами. |
Воспитательные | Формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, вырабатывать коммуникативные качества. |
7. Тип урока: открытие нового знания
8. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
9. Этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной проблемы
- Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила, определения.
- Развитие умений - применение нового знания.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
10. Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): Электронный учебник "Русский язык" для 1 класса. Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Методические разработки к урокам русского языка в 1 классе ; Тесты по русскому языку. 1 класс. С.Ю. Михайлова
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Учебник «Русский язык» для 1 класса. Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Л.Ф. Климанова «Рабочая тетрадь» по русскому языку для 1 класса; С.Ю.Михайлова «Тетрадь учебных достижений» 1 класс
11. Образовательные педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)
12. Межпредметные связи: литературное чтение
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформулированные ранее - гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность | |||
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся | ||
1.Орг.момент. Мотивирование учебной деятельности. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
| Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; целеполагание К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
| Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Солнце красное проснулось Девизом нашего урока будет пословица «Дело мастера боится» -Как вы понимаете её смысл? -Какое главное дело у ученика? -Что значит уметь учиться? | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя и друг друга
-Если хорошо потрудишься, то справишься с любым делом. -Учение. -Понять, что не знаешь и самому найти способ |
2. Актуализа-ция знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Знают как определить количество слогов в слове | П: умеют сравнивать объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства К: умеют оформлять свои мысли в устной форме | Предметные картинки с изображением мальчика, девочки, ребят, берёзы. | Минутка чистописания Словарно-орфографическая работа в форме картинного диктанта. Задание: записать слова, обозначить в них гласные буквы и разделить слова на слоги. -Как определить количество слогов в слове? | Записывают буквосочетания: ре, бя, очк, ят, зы.
-Повторяют алгоритм. Записывают слова, выполняют задание учителя. Наблюдают, что слово берёза на строке не помещается | |
3.Постановка учебной проблемы. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого -задание на новый материал -проверка задания -побуждение к осознанию -побуждение к проблеме -тема | Сформировать знания о правилах переноса слов | П: постановка и формулиро-вание проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Р:целеполагание | – Что же нам делать, ребята? – А что значит перенести? – Какой знак нужен? – Попробуем перенести слово «береза». Работайте в парах. – Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.) – Задание было одно? – А выполнили вы его как? – Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксирует тему на доске.) | – Надо перенести. – Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. – Знак переноса. Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. Видят варианты: Бер-ёза берё-за Бе-рёза берёз-а (Проблемная ситуация.) – Да. – Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия.) – Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы.) | ||
4. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила, определения Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия -групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале -1е правило материал для гипотезы -включение всего класса -побуждение к гипотезе -проверка гипотезы -Другие правила -Вывод -Учебник | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык», учебник для 1 класса. | – В русском языке есть четыре правила переноса. Будете их открывать по группам. Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать командира. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 3) 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4 На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Слайд 5 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... Слушаем третью группу. Слайд 6 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. Слушаем четвёртую группу. Слайд 7 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: Что случилось, почему буква плачет? Почему изменилось настроение? Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8 А почему нельзя переносить? Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Слайд 9 Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: лЕ-тО, вЕс-нА, трА-вА, сОл-нЫш-кО. Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. По слогам! Показ задания. Все читают хором слова: маС-Са, суБ-Бота, ваН-На, тоН-На. Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Все читают хором слова: палЬ-то, отЪ-езд, заЙ-ка, леЙ-ка Выделены Ъ, Ь, Й. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: Обед, краЯ, Енот, Аня. Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.67, делают вывод: мы открыли больше правил. Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Можем перенести неправильно | |
Физминутка. Цель: снятие усталости | Организует физминутку | Выполняют. | ||||
5. Развитие умений – применение нового знания. Цель: развитие умения переносить слова | Отработка умения делить слова на слоги. | П: сравнение, анализ К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопреде-ление | Вернёмся к заданию, которое вызвало у нас затруднение в начале урока. -Как можно перенести слово берёза? | Учащиеся предлагают варианты переноса слова:_бе-рёза, берё-за | |
5.1.первичное закрепление во внешней речи | Карточка | -Найдите ошибки в переносе слов (на карточке записано стихотворение) Перенёс лова Незнайка: За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка, У-ши, ше-я, ло-б, гла-за, О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за. А ещё он перенёс: Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес, Зо-я, Гри-ша, Тим-офей, А-ня, О-ля и Сер-гей, Где ошибки? Вот вопрос? Кто исправит перенос? | Работа в парах, дети записывают слова в тетрадь поочерёдно по строчке проговаривают перенос слов. | |||
5.2.самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Рабочая тетрадь упр.128стр.169 | - Потренируемся в делении слов на слоги, выполнив упр.128 -Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение работы друг у друга -Какие правила переноса вы использовали? | -Учащиеся записывают слова, разделяя их чёрточками для переноса. Взаимопроверка (отмечают на полях знаком «+» верная запись, знаком «-» допущены ошибки) | |||
5.3. включение в систему знаний и повторение | Рабочая тетрадь упр.125стр.69. | -Где нам потребуется новое знание? -Прочитайте задание к упр.125. -Проверка по образцу на доске | - При записи слов, предложений, текстов. -Соберите пословицу из отдельных слов. Запишите её. Вспомните как правильно переносить слова, которые не умещаются на одной строке. Без, человек, друзей, что дерево, без корней. (Два человека работают у доски, остальные в тетрадях) - Самопроверка (отмечают на полях знаком «+» верная запись, знаком «-» допущены ошибки) | |||
5.4.Контроль усвоения | Самоопреде-ление | С.Ю. Михайлова «Русский язык». Тесты для 1 класса (тема 13 «Перенос слов») | Я предлагаю вам индивидуально проверить знание по теме «Перенос лова», решив небольшой тест. -Проверьте правильность выполнения работы по образцу | Решают предложенный тест и отмечают на полях знаком «+» правильные ответы, знаком «-» ошибки -Самопроверка | ||
6. Итог урока. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Знают правила переноса слов Умеют переносить слова с учётом особенностей слогов, развитие навыков грамотного письма | П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние Р: коррекция | Лист самооценки у каждого учащегося: Я научился… Было интресно… Было трудно … Могу похвалить себя за то, что … Могу похвалить одноклассников за то, что .. Больше всего мне понравилось … | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью листа самооценки. | Правила переноса слов. не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и Дети высказываю свое мнение. | |
Рефлексия. | П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли Р: проводят оценку собственных действий | Смыслообра-зование | А теперь оцените своё свою работу на уроке по «Лесенке успеха» | «Лесенка успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме; 3-я ступенька - в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. | ||
7. Домашнее задание | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Слайд с домашним заданием | Упражнение 127 на стр.69 в рабочей тетради. Задание для всех: подобрать слова по образцу и разделить их для переноса. Задание по желанию: составить подобные группы слов и разделить слова для переноса | Задают уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правила написания корня слова".
Урок построения системы знаний по теме "Правописание корня слова"....
Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"
Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония....
Конспект урока русского языка "Правила переноса слов"
Конспект урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов"...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.
Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....
План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"
Материал позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...
презентация к уроку русского языка "Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока по русскому языку "Правила переноса слов" 1 класс
Тип урока: открытие нового знания....