Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Куриленко Оксана Викторовна

В основе урока русского языка - проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._pravila_perenosa_slov.docx404.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка  «Правила переноса слов» (1 класс)

1. Ф.И.О. учителя Куриленко Оксана Викторовна

2. Класс:1

3. Тема урока: «Правила переноса слов»

4. Место (текущий) и значение (сформировать представления о правилах переноса слов) урока в изучаемой теме: «Перенос слова»

5. Цель урока:

5.1. Создание условий для  формирования грамотности учащихся на основе изучения правил переноса слов

5.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает правила деления слов для переноса

Сравнивает деление слова на слоги и на части для переноса.

Применяет правила переноса слов.

Переносит слова со строки на строку по слогам.

Называет несколько вариантов переноса слов.

Объясняет деление слов для переноса, работая в паре, группе.

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Личност-

ные

Регуляти-

вные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеу-

чебные

логиче-

ские

постановка

и решение

проблемы

Развитие мотивов учебной деятельности,

Формирование личностного смысла учения.

Развитие умения  слушать и слышать другое мнение

Целеполагание, планирование, прогнозирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуляцию 

Самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Анализ объектов с целью выделения признаков,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование

Формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

6. Дидактические задачи урока:

Образовательные

Формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов.

Развивающие

Развивать  мыслительные навыки учащихся, познавательный  интерес, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умения работать в группе, формирование различных видов мышления, памяти, внимания и речи

сложности, умение выдвигать гипотезы. Развитие мотивации учения через интересные факты.Развитие умений

работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные

Формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Способствовать  воспитанию толерантного отношения друг к другу, вырабатывать  коммуникативные качества.

7. Тип урока: открытие нового знания

8. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

9. Этапы  урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной проблемы
  4. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила, определения.
  5. Развитие умений - применение нового знания.
  6. Итог урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание

10. Учебно – методический комплекс:

11. Образовательные педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)

12. Межпредметные связи: литературное чтение

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформулированные ранее - гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

1.Орг.момент. Мотивирование учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

 

Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

целеполагание

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мобилизация внимания, уважение к окружающим.

 

Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!  

Девизом нашего урока будет пословица «Дело мастера боится»

-Как вы понимаете её смысл?

-Какое главное дело у ученика?

-Что значит уметь учиться?

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя и друг друга

 

-Если хорошо потрудишься, то справишься с любым делом.

-Учение.

-Понять,  что не знаешь и самому найти способ

2. Актуализа-ция знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Знают как определить количество слогов в слове

П: умеют сравнивать  объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме

Предметные картинки с изображением мальчика, девочки, ребят, берёзы.

Минутка чистописания

Словарно-орфографическая работа в форме картинного диктанта.

Задание: записать слова, обозначить в них гласные буквы и разделить слова на слоги.

-Как определить количество слогов в слове?

Записывают буквосочетания: ре, бя, очк, ят, зы.

 

-Повторяют алгоритм.

Записывают слова, выполняют задание учителя.

Наблюдают, что слово берёза

на строке не помещается

3.Постановка учебной проблемы.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

-задание на новый материал

-проверка задания

-побуждение к осознанию

-побуждение к проблеме

-тема

Сформировать знания о правилах переноса слов

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р:целеполагание

– Что же нам делать, ребята?

– А что значит перенести?

– Какой знак нужен?

– Попробуем перенести

слово «береза». Работайте в

парах.

– Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.)

– Задание было одно?

– А выполнили вы его как?

– Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

– Верно. Тема урока сегодня

«Правила переноса слов».

(Фиксирует тему на доске.)

– Надо перенести.

– Одну часть слова оставить

на строке, а другую перенести на следующую строку.

– Знак переноса.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Видят варианты:

Бер-ёза берё-за

Бе-рёза берёз-а

(Проблемная ситуация.)

– Да.

– Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия.)

– Как переносятся слова.

(Неточная формулировка

темы.)

4. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила, определения

Цель:  организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

-групповое

выдвижение

решающих

гипотез

на разном

материале

-1е правило

материал для

гипотезы

-включение

всего класса

-побуждение

к гипотезе

-проверка

гипотезы

-Другие правила

-Вывод

-Учебник

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык», учебник для 1 класса.

– В русском языке есть четыре правила переноса. Будете их открывать по группам. Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать командира. Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

(слайд 3)

     1. Прочитать слова

     2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса
  2. Сформулировать правило переноса слов.

Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

О чём говорит эта схема?

Слушаем вторую группу. Слайд 5

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:  

...С — С...

Слушаем третью  группу. Слайд 6

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске:

  ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….

Слушаем четвёртую группу. Слайд 7

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем модель:

Что случилось, почему буква плачет?

Почему изменилось настроение?

Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8

А почему нельзя переносить? Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

  Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

Слайд 9

Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: лЕ-тО, вЕс-нА, трА-вА, сОл-нЫш-кО.

 Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

По слогам!

Показ задания.

Все читают хором слова: маС-Са, суБ-Бота, ваН-На, тоН-На.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Все читают хором слова: палЬ-то, отЪ-езд, заЙ-ка, леЙ-ка

Выделены Ъ, Ь, Й. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: Обед, краЯ, Енот, Аня.

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником с.67, делают вывод: мы открыли больше  правил.

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

Можем перенести неправильно

Физминутка. Цель: снятие усталости

Организует физминутку

Выполняют.

5. Развитие умений – применение нового знания.

Цель:

развитие умения переносить слова

Отработка умения делить слова на слоги.

П: сравнение, анализ

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий

 Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Самоопреде-ление

Вернёмся к заданию, которое вызвало у нас затруднение в начале урока.

-Как можно перенести слово берёза?

Учащиеся предлагают варианты переноса слова:_бе-рёза, берё-за

5.1.первичное закрепление во внешней речи

Карточка

 -Найдите ошибки в переносе слов (на карточке записано стихотворение)

Перенёс лова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

А ещё он перенёс:

Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля и Сер-гей,

Где ошибки? Вот вопрос?

Кто исправит перенос?

Работа в парах, дети записывают слова в тетрадь поочерёдно по строчке проговаривают перенос слов.

5.2.самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рабочая тетрадь упр.128стр.169

- Потренируемся в делении слов на слоги, выполнив упр.128

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение работы друг у друга

-Какие правила переноса вы использовали?

-Учащиеся записывают слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Взаимопроверка (отмечают на полях знаком «+» верная запись, знаком «-» допущены ошибки)

5.3. включение в систему знаний и повторение

Рабочая тетрадь упр.125стр.69.

-Где нам потребуется новое знание?

-Прочитайте задание к упр.125.

-Проверка по образцу на доске

 - При записи слов, предложений, текстов.

-Соберите пословицу из отдельных слов. Запишите её. Вспомните как правильно переносить слова, которые не умещаются на одной строке.

Без, человек, друзей, что дерево, без корней.

(Два человека работают у доски, остальные в тетрадях)

 - Самопроверка (отмечают на полях знаком «+» верная запись, знаком «-» допущены ошибки)

5.4.Контроль усвоения

Самоопреде-ление

С.Ю. Михайлова «Русский язык». Тесты для 1 класса (тема 13 «Перенос слов»)

Я предлагаю вам индивидуально проверить знание по теме «Перенос лова», решив небольшой тест.

-Проверьте правильность выполнения работы по образцу

Решают предложенный тест и отмечают на полях знаком «+» правильные ответы, знаком «-» ошибки

-Самопроверка

6. Итог урока.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Знают правила переноса слов

Умеют переносить слова с учётом особенностей слогов,   развитие навыков грамотного письма

П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние

Р: коррекция

Лист самооценки

у каждого учащегося:

Я научился…

Было интресно…

Было трудно …

Могу похвалить себя за то, что …

Могу похвалить одноклассников за то, что ..

Больше всего мне понравилось …

Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью листа самооценки.

Правила переноса слов.

 не смогли перенести слово.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и

Дети высказываю свое мнение.

Рефлексия.

П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: проводят оценку собственных действий

Смыслообра-зование

А теперь оцените своё свою работу  на уроке по «Лесенке успеха»

«Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я  ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме;

3-я ступенька - в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

7. Домашнее задание

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Слайд с домашним заданием

Упражнение 127 на стр.69 в рабочей тетради.

Задание для всех: подобрать слова по образцу и разделить их для переноса.  

Задание по желанию: составить подобные группы слов и разделить слова  для переноса

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правила написания корня слова".

Урок построения системы знаний по теме "Правописание корня слова"....

Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"

Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония....

Конспект урока русского языка "Правила переноса слов"

Конспект урока русского языка в 1 классе   "Правила переноса слов"...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.

Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...