Что такое приставка. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК, название и автор учебника: Школа России учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс (1часть)
Тема урока: «Что такое приставка»
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические (образовательные):
| Предметные:
|
Развивающие:
| Метапредметные
|
Воспитательные:
| Личностные:
|
Этап фрагмента урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактическое средство, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные; Р – регулятивные; К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Словесный метод (прием беседа) | Предлагает детям прочитать Делу время, потехе час. пословицу: Просит пояснить смысл пословицы. | Читают пословицу. Поясняют смысл пословицы. | Ф И | Языковой материал, презентация | Внешний контроль учителя за выполнением задания | Осознание значимости изучения русского языка | Р-умение строить речевые высказывания; К - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения | Актуализировать мыслительные операции внимание и мышление. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение | Словесный Практический: работа в тетради. | Учитель просит выйти к доске двух учеников и выполнить задание, остальные работают в карточках, в парах. Учащимся даётся слово, им требуется выбрать однокоренные слова из предложенных. Учитель спрашивает, верно или нет выполнена работа на доске. Просит поднять зелёную или красную карточку. Учитель задаёт вопросы по проделанной работе. Учитель просит прочитать предложение: Мойте руку перед еда. Спрашивает, что не так в предложении. Просит произнести предложение правильно. Спрашивает, для чего нужно мыть руки перед едой. (воспитательный момент) Спрашивает, что поменялось в словах. Слушает предположения учащихся. Возникло затруднение. Предлагает узнать. Как называется эта часть слова. | Учащиеся выполняют задание на доске и в карточках, в парах. Оценивают друг друга. Отвечают на вопросы по проделанной работе. Исправляют предложение. Рассказывают. Для чего они моют руки перед едой. У учащихся возникло затруднение. | Ф И П | Смарт-презентация | Внешний контроль учителя за выполнением задания Взаимопроверка Взаимооценка | Осознание значимости изучения русского языка | П -умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания К – стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Этап целеполагания, постановка учебной задачи | Определить тему, цель, задачи урока | Проблемный диалог, Словесный метод | Фронтальная беседа, подведение к теме урока. Спрашивает, как мы можем назвать эту часть слова. Произносит тему урока (высвечивается на слайде) Организация деятельности учащихся по определению темы, цели. Учитель просит продолжить план урока. Просит оценивать себя после прохождения каждого пункта плана. | Отвечают на вопросы учителя, подходя к теме урока. Произносят тему и цель урока. Дополняют план урока. | Ф И | Смарт-презентация, | Оценка учителем | Умение определять тему, цель, задачи урока | П - развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Р -умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; умение сохранять и принимать учебную задачу К- умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности. | Формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Этап открытия нового знания (этап реализации построенного плана-проекта) | Организовать поиск решения учебной проблемы | Частично-поисковый метод | (у каждого на столах лежит карточка 1) учитель просит выполнить задание. Написать определение окончания. Учащиеся затрудняются. Учитель спрашивает, где мы можем найти определение. Учитель просит заполнить карточку. Просит прочитать первый пункт плана. Спрашивает, выполнили ли его. Просит оценить свою деятельность на данном пункте. Предлагает выполнить физминутку. Просит прочитать предложения на слайде. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). Спрашивает, что не так в этих предложениях. Просит выйти нескольких учеников к доске и исправить ошибки. Проводит взаимопроверку (красная и зелёная карточки) Учитель просит выписать однокоренные слова в тетрадь и выделить в них неизменяемую часть. Спрашивает, как она называется. Просит выделить изменяемую часть – окончание. Показывает на доске, как она выделяется. Просит прочитать второй пункт плана. Просит оценить свою деятельность на данном пункте. Спрашивает, что нам осталось узнать Учитель объясняет, что изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова: 1. лексическое значение остаётся прежним. 2. образуются формы этого же слова. Спрашивает, для чего надо было изменить окончание в слове дача? Для чего служит окончание? Учитель предлагает выполнить в группах упражнение 144 на странице 80. Просит прочитать третий пункт плана. Просит оценить свою деятельность на данном пункте. | Затрудняются выполнить здание, обращаются к учебнику. Оценивают свою деятельность в плане. Читают предложения. -Они не понятны. Нужно изменить форму слова дача. Ученики выходят к доске и исправляют ошибки. Проводят взаимопроверку. Выписывают однокоренные слова в тетрадь, выделяют корень и окончание. Оценивают свою деятельность в плане. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение в группах. Оценивают свою деятельность в плане. | Г Ф И | Смарт-презентация; учебник. | Взаимопроверка Взаимооценка Внешний контроль учителя за выполнением задания | Предметные: Знакомство с новой частью слова - окончанием; Выявление значения окончания; Умение находить окончание в словах. | П-умение выдвигать гипотезу; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Р -умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; умение сохранять и принимать учебную задачу; К-умение осуществлять контроль и самооценку деятельности; умение строить речевые высказывания | Формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | Создать условия по применению нового знания. | Словесный метод | Учитель просит выполнить задание в карточке №2 в группах. Задаёт вопросы по пройденному материалу. Учитель просит выполнить тест. | Выполняют задание в группах на карточках. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест самостоятельно. | Ф И Г | Учебник; карточки | Взаимопроверка Самооценка | Создание условия для формирования представления у обучающихся о спряжении; умение определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов | П систематизировать, обобщить изученное. К умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) | Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий | Анализ синтез | Предлагает обучающимся на карточках (№3) выбрать для себя задание по силам и выполнить его письменно (дифференцированный подход) | Выбирают задание и выполняют его | И | карточки | Самооценка | Создание условия для формирования представления у обучающихся об окончании | П умение устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания | Формирование представления о богатых возможностях русского языка. |
Рефлексия | Организовать рефлексию деятельности обучающихся | Анализ синтез | Задает вопросы на соответствие цели, задач и результатов. Организует оценку личностных достижений обучающихся в ходе урока. | Проводят самостоятельный рефлексивный анализ | Ф И | Смарт-презентация | Самооценка учащимися своей работы на уроке. | Помощь учащимся осознать практическую значимость нового материала. | Р-умение осуществлять контроль и самооценку деятельности | Формирование представления о богатых возможностях русского языка. |
Карточка №1
Окончание – это ___________ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.
Карточка №2
Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите корень и окончания в изменяемых словах.
- Новую, построили, городе, школа, в.
- Светлые, уютные, в, школа, кабинеты.
- Площадка, находится, школой, спортивный, за.
- Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
Карточка №3
1 уровень
Спишите слова. Выделите корень и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.
3 уровень.
Раскройте скобки, замените окончания в словах
Скоро наступит (зимы). Замелькают в воздухе первые (снежинка). Теплым одеялом укроет снег (земля). (Снежная) метели заметут (лесная) тропы. А детям радость. Будут лепить (снеговик).
Тест
1. Выберите верное утверждение.
А) Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Б) Окончание – это изменяемая часть слова.
В) Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
2. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
А) Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Б) Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
В) Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
3. Укажите слово с окончанием -Е.
А) Море
Б) Книга
В) Тетрадка
Г) Школа
Д) Пеналы
4. Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
А) к реке
Б) у реки
В) о реке
Г) для реки
Д) в реку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
урок введения новых знаний...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....
Проект урока "Что такое приставка "3 класс УМК Школа России
Проект урока в соответствии с требованиями ФГОС " Что такое приставка " 3 класс УМК Школа России...
Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)
Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить с приставкой как з...
Тема урока: «Что такое приставка? Как найти приставку?».
План занятия с использование цифровых платформ и ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении детей с ОВЗ.(обучение обучающегося по адаптированной программе для детей с НОДА, ва...