Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок введения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_pristavka.docx | 606.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов: Елизарова Наталья Викторовна, МБОУ СОШ № 7 г. Кольчугино Владимирской области
Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Тип урока: урок введения новых знаний
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.
На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% - запомнили правильное написание приставки.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
- Учить находить приставку среди других частей слова.
- Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
- Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Развивающие:
- Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания
Планируемые результаты:
Предметные:
- На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
- Научатся находить приставку среди других частей слова;
- Образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные :
Познавательные:
- Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;
Коммуникативные:
- Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
- Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- Аргументировать свою позицию;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
- Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Составлять простейший план действий;
- Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор
План урока
№ п/п | Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Времен-ная реализа-ция | Универсальные учебные действия |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Восприятие слов учителя | 1 минута | Личностные: Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества |
2 | Актуализация знаний | Мотивация учащихся | Блиц - опрос | 2 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями |
4 | Чистописа-ние | Чистописание: показ элементов | Массаж рук, запись сочетаний букв | 3 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв |
5 | Орфографическая минутка
| Разъяснение непонятных сочетаний | Зрительный диктант | 4 минуты | Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием |
6 | Самоопределение к деятель-ности
| Помощь в определении темы и целей урока | Восприятие проблемы | 3минуты | Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников |
7 | Работа по теме
| Игра «Замени одним словом» | Работа в парах | 2 минуты | Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Анализ правила | Фронтальная | 2 минуты | Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения | ||
Физкультмину-тка | Выполнение физ. упражнений | 2 минуты | Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений | ||
Упражнение в образовании новых слов | Работа в группах | 3 минуты | Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников Регулятивные: высказывание собственных мыслей | ||
Задание «Вы – редакторы» | Задание по выбору (интегрирован-ное) | 4 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности | ||
Упражнение в нахождении приставок | Игра с мячом | 2 минуты | Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение | ||
8 | Закрепление изученного материала | Объяснение задания для самостоятельной работы | Самостоятельная индивидуальная работа | 5 минут | Личностные: развитие интереса к способам решения задачи |
9 | Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Запись в дневниках | 2 минуты | Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания |
10 | Подведение итогов урока | Проверка знаний учащихся | Выполнение заданий теста – индивидуальная работа | 3 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности |
7 | Рефлексия | Организация высказываний детей | Выбор высказываний для определения своего состояния | 2 минуты | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка своего результата |
Ход урока:
- Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие.
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
- Актуализация знаний. (слайд 3)
Мозговой штурм. Блиц – опрос[1]
- Слово состоит из предложений? – Нет
- Корень – это главная часть слова? - Да
- Может ли слово быть без корня? – Нет
- У родственных слов одинаковый корень? – Да
- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
- Окончание служит для образования новых слов? – Нет
- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
- Назовите, все изученные части слова.
- Чистописание.
Массаж рук.
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
- Запишите сочетание букв: о от до под по
- Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?
- Орфографическая минутка (слайд 4)
- Какие словосочетания зашифрованы на картинках? Запишите их, объясняя написание орфограмм.
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.
5. Самоопределение к деятельности
- Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком
(слайд 5)
- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
6. Работа по теме.
- Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
- Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
- Перестать говорить - … (замолчать)
- Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)
- Удержать что – то в памяти - … (запомнить)
- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?
- Работа по учебнику (с. 84)
- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.
- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)
Физкультминутка (слайд 8)
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
- Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах) - (слайд 9)
- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
летит ходит бежит
- Придумайте предложение с одним из образованных слов.
- Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)- (слайд 10)
1 группа
- Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
2 группа
- Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
- Сделайте вывод: как найти в слове приставку?
- Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)- (слайд 11)
- Поймайте мяч и назовите приставку в корне:
Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.
- Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)
С. 85, упр. 155
- Найдите в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.
7. Домашнее задание.
С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156
8. Подведение итогов урока. (тестирование) (слайд 12 - 14)
На столе у каждого листочки с заданием.
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
- Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
9. Рефлексия. (слайд 15)
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Используемая литература:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.
- Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
- Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.
- Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti
[1] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...
урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...
"Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"
Технологическая карта и презентация к уроку....
Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....