Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Большакова Ольга Аркадьевна

Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить  с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока русского языка

в   3 классе

                                   Тема. «Что такое приставка. Как найти в слове приставку.»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель урока: познакомить  с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

-  образовывать новые слова с помощью приставки;

- Познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- Коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- Регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2018 год.

- электронное приложение к учебнику; интерактивная доска.        

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Знания:

- понятие « приставка»          и ее роль в образовании новых слов;

- алгоритм выделения приставки в словах.

Умения:

- выделять приставку в однокоренных словах;

- образовывать слова с помощью приставок, объяснять их лексическое значение.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять значение некоторых приставок        в слове.

Ученик научится:

Познавательные УУД

- использовать учебник , словари в качестве источника информации;

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать;

-устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать обоснованные выводы.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД

- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении; формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, приводить аргументы.

Ученик получит возможность научиться:

- образовывать слова с помощью приставок;

- правильно употреблять в речи слова с приставками.

 

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- ценностного отношение к русскому языку; его истории, изменениям, происходящим                           в нем.

- мотивационной основы учебной деятельности,

-способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

                                                  Ход урокаэ

  1. Мотивационно- ориентировочный этап.
  1. Организационный момент 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встанем мы тихонечко
Сразу упокоимся,

На хорошую работу

Мы сейчас настроимся!

 -Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.

2. Мотивация к учебной деятельности

Задачи: проверить готовность к уроку, создать благоприятный психологический климат.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Сказка.  Долгое время корни жили одни в своей волшебной  поляне в стране                                « Морфемика». Но однажды  произошло событие , которое  многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну удивительные  девицы – красавицы. Они так громко разговаривали , что корни вышли посмотреть , что же случилось.

   Красавицам  корни очень понравились и захотели они остаться жить на  волшебной поляне. А так как корни были добрыми , то не только  разрешили им остаться , но и   построили им домики перед своими. И стали они вместе работать в слове, Ведь вместе работать интереснее и веселее.

 - Ребята, а причём здесь сказка? У нас ведь урок русского языка? ( ответы детей)

- Что можете сказать о слове « корень»? ( многозначное слово, значения)

Все на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев., дома из кирпичей или бревен. Предложения состоят из слов, а слова сделаны из своего строительного материала. Мы уже познакомились с самой главной значимой частью слова –корнем.А с кем же познакомились корни и какую важную работу они выполняют в слове нам  на уроке  предстоит выяснить. В этой очень интересной  и увлекательной работе нам поможет Лексовичок, а мы своей хорошей работой поможем ему добраться до друга. ( СЛАЙД 2)

Свою работу вы будете оценивать самостоятельно в маршрутных листах на парте, поднимаясь по ступенькам. ( СЛАЙД 3)

 3. Актуализация знаний.

Задача: актуализировать знания обучающихся, изученных ранее, формировать познавательный мотив, подведение обучающихся к формулированию темы и постановке цели урока.

3.1. Воспроизведение ранее изученного

 Произнесите слово «корень», запишите его в тетрадь, разберите, количество букв, звуков, произнесите по буквам, по звукам.  ( с комментированием)

- Перед вами буква «К». Превратите её в сказочную, покажите. ( раскрашивание буквы) ( СЛАЙД 4)

-Вспомним, а что же такое корень? Составим КЛАСТЕР на листочках, работаем в паре.

( ЛИСТОЧКИ)                      

Составление КЛАСТЕРА  на листочках и доске (Корень  – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.  

- Проверьте друг у друга, дополните кластер.

-А теперь сравним с доски.   ( СЛАЙД 5 )

 Оценим свою работу, заполнив первую ступеньку нашего листа.

б)  Игра «Да – нет ». Задаёт вопросы Лексовичок  . Отвечаем на вопросы  «Да» или «Нет», закодируя свои ответы знаками + и -.

- Слово состоит из предложений? – Нет

- Корень – это главная часть слова? - Да

- В слове котёнок корень –котён-? – Нет

- Корень  – это часть речи? – Нет

- Может ли слово быть без корня? – Нет

- У родственных слов одинаковый корень? – Да

- Мы выучили все части слова? – Нет

- Что у вас получилось проверим с доски. ( СЛАЙД 6 )

 И оценим работу в паре, вступив на вторую ступеньку.

3.2.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Организует диалог с учащимися с целью формулирования темы и познавательных задач урока.

Сюжетное оформление доски, карточка со словом «шёл»

– Наш герой  живёт в лесу и очень любит ходить в лесную школу. Отучившись, он идёт домой. Посмотрите, Лексовичок идёт из школы домой. Составьте по сюжету несколько предложений в виде алгоритма, как он добирался до дома, используя слово «шёл» и изменяя его по смыслу. ( СЛАЙД 7 )

- Прочитайте свои предложения.

– Проверьте, как вы это задание выполнили.

Лексовичок вышел из школы. Он пошёл по дороге. Герой прошёл мимо леса. Лексовичок перешёл ручей. Он подошёл к дому. Герой зашёл в дом. ( СЛАЙД 8 )

- Выделите корень. Какой?

- Как его показываем жестом?

- Что интересного вы заметили в глаголах?   (В слове есть еще части , которые стоят перед корнем ).

- Какой возникает вопрос?  Какие есть предположения?                                                                        

  Вы догадались , с кем познакомились корни в сказке?

-Вам знакомо это слово ?   Давайте же назовем новую часть.

– Как вы думаете от какого слова образовалось слово приставка? ( приставить)

– Покажите (жест) + доска

- Подберите синонимы к слову приставить                                                                  

 – Я попросила учеников посмотреть в словаре значение слова приставка.

 ПРИСТАВКА1. см. приставить. 2. То, что приставлено, присоединено к чему-нибудь 3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем, префикс.  Толковый словарь Ожегова и Шведовой 

приставка —  1. То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2. Подпорка.  Минимальная значимая часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новые значения; префикс (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой

ПРИСТАВКА — ПРИСТАВКА — то же, что префикс. Большой энциклопедический словарь  

приставка —, Действие по гл. приставить во 2 ·знач. — приставлять, наставка. Приставка материи к рукавам. 2. Приставленный, пришитый кусок материи . Толковый словарь Ушакова

Приставка — Часть слова, стоящая перед корнем; Большая советская энциклопедия

приставка -  1. к Приставить — приставлять (2 зн.). П. сигнальных устройств. 2. Дополнительное устройство, присоединяемое к чему-л. П. к фотокамере. Акустическая п. П. для видеофильма. Магнитофон-приставка. Толковый словарь Кузнецова

- Кто сформулирует тему нашего урока?

 Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них , друзья,

Начнем наш разговор. ( СЛАЙД 9)

                                                          2.Поисковый этап.

 -Чему нас с вами на уроке хочет научить Лексовичок?(узнать все о  приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок).

Вот такой план предложил он нам.  ( СЛАЙД 9)

1. Познакомиться с новой частью слова.

2. Научиться находить и выделять ее в  словах.

3. Научиться образовывать слова с ее помощью.

4. Наблюдать над изменением значения однокоренных слов.

- Для начала  выделите приставки в однокоренных словах и прокоментируйте.( в тексте)

Оцените свою работу и работу товарища . Поднимемся на третью ступеньку.

                                                           3. Практический этап.

  Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания и  способа действий. Наблюдение над признаками приставки как одного из словообразовательных понятий, определение последовательности действий при выделении приставки в слове.  

3.1. Открытие нового знания.  Построение проекта выхода из затруднений.

 Работа в группах.

- Продолжаем радовать Лексовичка

Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. (КАРТОЧКА)  ( СЛАЙД 10 )

-В чём сходство этих слов?Докажите! (Это глаголы, однокоренные слова, имеют одинаковое окончание).

-Чем отличаются эти слова? (Имеют разное лексическое значение и ту часть, которая находится перед корнем).

-Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. (Направление действия).

-Назовите, какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово.

-Где она находится  в слове и как называется?                                                                            

- Запишите все слова в тетрадь, выделите приставку и корень.

Оцените друг друга. Поднимитесь на четвёртую ступеньку.

- Что вы можете рассказать Лексовичку о приставке?

 - Кто попробует ответить на вопрос, правильно задав вопросы и ответиь на них.

Игра: «Тонкий-толстый» ( что? где? как? для чего? ) ( доска ) (СЛАЙД 11 )

- Проверим ваши предположения. Поработаем с научным текстом учебника (с.84).  

 Откройте учебники, прочитайте тему урока и  правило.                                                    

Физминутка            

                                   С ПРИ - приставкою присесть,

                                   С ПО - приставкою подняться,

                                   С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

                                   С ПО - приставкой посмеяться,

                                   С ВЫ - вытягиваем руки,

                                   С О - опустим их опять.

                                   Вот и все настало время

                                   С ПО - зарядку повторять.

                                   С ЗА - зарядку завершать.

3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма.

Знакомит с некоторыми приставками русского языка, их произношением, написанием, ролью в образовании слов. Образование однокоренных глаголов при помощи некоторых из данных приставок.

 - В русском языке очень много приставок. Лексовичок  познакомит сегодня лишь с некоторыми из них, часто встречающимися.

 -Обратим внимание на написание приставок. (с. 85, упр.154).

-Прочитаем приставки в рамочке.

-Назовите те, которые пишутся с буквами о (а, е).

-Запомните написание этих приставок! Они всегда пишутся одинаково.

-С помощью этих приставок можно образовать новые глаголы?

– А сейчас поработаем в группах. В группах работаем дружно, учитываем мнение каждого, зачем нужна приставка в русском языке мы и  пронаблюдаем. ( работа в четвёрках)

- Запишите  глаголы, выделите приставки.

- Какие глаголы вы образовали?

 - Какой вывод можно сделать? ( не со всеми приставками можно написать глагол)

Проверим результаты.  Оценим  работу в четвёрках.                                                                                                        

Настало время оценить себя и подняться на пятую ступеньку.                                                            3.3. Исследовательская работа.

- А теперь Лексовичок предлагает вам стать исследователями. И будем мы исследовать приставки.                                   - Давайте прочитаем шуточное стихотворение, которое принёс герой . ( на карточках )

( СЛАЙД 12 )

Бим как - то раз в саду сидел,

Вдруг, Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим  дышать не смел,

А Бом на крышу залетел.

Бим лез по лестнице, пыхтел,

Но со ступенек полетел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.    

Так подружились Бим и Бом

В саду сидят они вдвоём.

- Давайте подчеркнём какие действия выполнял Бом ?(карандаш)                                                                                                                       - Что это за часть речи? (Очень часто глаголы пишутся с приставками и всегда слитно.)

- Найдите ещё однокоренное слово? (полетел)

-Почему его сразу не подчеркнули? (действие выполнял не Бом, а Бим)

- Как определить какие в них приставки?

- Могут ли употребляться этот глагол без приставок или с другими приставками?

- Запишите в тетради однокоренные слова, выделите в них приставку. Подбери ещё такой глагол с другими приставками.  

Проверка работы. (Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.) (на доске)

- Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку?

Очередное задание от Лексовичка.

- Что он предлагает нам сделать? составить алгоритм нахождения приставки в слове, работаем в паре) ( ЛИСТОЧКИ) ( СЛАЙД 13 )

-На какую ещё познавательную задачу мы нашли ответ? Прочитайте (Уч.,с.86)                                

 Мы дружно шагаем вверх по лесенке к Лексовичку. Мы на шестой ступеньке.                                    3.4. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно- познавательных и учебно- практических задач, выполнения творческих заданий.

-Потренируемся применять полученные знания.

 Лёнинг Апс «Найди пару»

Запись слов с выделением корня и приставки.

                                                   4. Рефлексивно - оценочный этап.

Задачи: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности. по критериям и задачам урока

4.1. Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности. 

 Задаёт вопросы на осмысление деятельности на уроке

 Что нового узнали на уроке?

Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке?

Что помогло справиться с трудностями?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что было самым интересным?

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

1. Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. Найди в словах приставку:

Приехал, пробежал , нарисовал, вылепил.

Перед корнем ( после корня) есть приставка.

( Раздельно) Слитно пишется она.

И при помощи приставки

____________________________ слова.

4.2. Домашнее задание.

Чтобы добраться до друга Лексовичка  ответьте на последний вопрос

- Что такое антонимы?

Это и будет вашим домашним заданием ( стр.86 упр.156 )  ( СЛАЙД 14)

4.3.        Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального состояния.

Настало раскрасить  колечко в пирамидке. ( СЛАЙД 15 )

Хорошо подумайте и оцените себя…

-Я знаю ( воспроизвожу могу рассказать то, что было на уроке)

- Я понимаю (то, о чём говорилось на уроке )

- Я умею ( могу применить свои знания. полученные на уроке)

- Я поделюсь ( своими знаниями. полученные на уроке )

- Все ли мы узнали о приставках?

-Мы будем продолжать работу над темой «Состав слова» на следующих уроках и  вы узнаете еще много интересного о приставке.

4.4. Итог урока                                                                                                                                                 -С каким настроением уходите с урока?                                      

-Спасибо за урок! Попрощайтесь с нашими героями и гостями в классе. ( СЛАЙД 16 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в приставках"

Урок русского языка разработан по программе образовательной системы "Школы–2100". Тип урока – освоение новых знаний. Для организации мыслительной деятельности используется проблемный метод обучения. Н...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»

Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель:  формирование   понятия   «главные члены » предложения и  «основа» предложения...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...