Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
в 3 классе
Тема. «Что такое приставка. Как найти в слове приставку.»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи
Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
- Познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- Коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательные мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2018 год.
- электронное приложение к учебнику; интерактивная доска.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Знания: - понятие « приставка» и ее роль в образовании новых слов; - алгоритм выделения приставки в словах. Умения: - выделять приставку в однокоренных словах; - образовывать слова с помощью приставок, объяснять их лексическое значение. Ученик получит возможность научиться: - объяснять значение некоторых приставок в слове. | Ученик научится: Познавательные УУД - использовать учебник , словари в качестве источника информации; - с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать; -устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать обоснованные выводы. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности; - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД - осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении; формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, приводить аргументы. Ученик получит возможность научиться: - образовывать слова с помощью приставок; - правильно употреблять в речи слова с приставками.
| Будут созданы условия для формирования у ученика: - ценностного отношение к русскому языку; его истории, изменениям, происходящим в нем. - мотивационной основы учебной деятельности, -способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей. |
Ход урокаэ
- Мотивационно- ориентировочный этап.
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встанем мы тихонечко
Сразу упокоимся,
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся!
-Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Мотивация к учебной деятельности
Задачи: проверить готовность к уроку, создать благоприятный психологический климат.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Сказка. Долгое время корни жили одни в своей волшебной поляне в стране « Морфемика». Но однажды произошло событие , которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну удивительные девицы – красавицы. Они так громко разговаривали , что корни вышли посмотреть , что же случилось.
Красавицам корни очень понравились и захотели они остаться жить на волшебной поляне. А так как корни были добрыми , то не только разрешили им остаться , но и построили им домики перед своими. И стали они вместе работать в слове, Ведь вместе работать интереснее и веселее.
- Ребята, а причём здесь сказка? У нас ведь урок русского языка? ( ответы детей)
- Что можете сказать о слове « корень»? ( многозначное слово, значения)
Все на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев., дома из кирпичей или бревен. Предложения состоят из слов, а слова сделаны из своего строительного материала. Мы уже познакомились с самой главной значимой частью слова –корнем.А с кем же познакомились корни и какую важную работу они выполняют в слове нам на уроке предстоит выяснить. В этой очень интересной и увлекательной работе нам поможет Лексовичок, а мы своей хорошей работой поможем ему добраться до друга. ( СЛАЙД 2)
Свою работу вы будете оценивать самостоятельно в маршрутных листах на парте, поднимаясь по ступенькам. ( СЛАЙД 3)
3. Актуализация знаний.
Задача: актуализировать знания обучающихся, изученных ранее, формировать познавательный мотив, подведение обучающихся к формулированию темы и постановке цели урока.
3.1. Воспроизведение ранее изученного
Произнесите слово «корень», запишите его в тетрадь, разберите, количество букв, звуков, произнесите по буквам, по звукам. ( с комментированием)
- Перед вами буква «К». Превратите её в сказочную, покажите. ( раскрашивание буквы) ( СЛАЙД 4)
-Вспомним, а что же такое корень? Составим КЛАСТЕР на листочках, работаем в паре.
( ЛИСТОЧКИ)
Составление КЛАСТЕРА на листочках и доске (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
- Проверьте друг у друга, дополните кластер.
-А теперь сравним с доски. ( СЛАЙД 5 )
Оценим свою работу, заполнив первую ступеньку нашего листа.
б) Игра «Да – нет ». Задаёт вопросы Лексовичок . Отвечаем на вопросы «Да» или «Нет», закодируя свои ответы знаками + и -.
- Слово состоит из предложений? – Нет
- Корень – это главная часть слова? - Да
- В слове котёнок корень –котён-? – Нет
- Корень – это часть речи? – Нет
- Может ли слово быть без корня? – Нет
- У родственных слов одинаковый корень? – Да
- Мы выучили все части слова? – Нет
- Что у вас получилось проверим с доски. ( СЛАЙД 6 )
И оценим работу в паре, вступив на вторую ступеньку.
3.2.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Организует диалог с учащимися с целью формулирования темы и познавательных задач урока.
Сюжетное оформление доски, карточка со словом «шёл»
– Наш герой живёт в лесу и очень любит ходить в лесную школу. Отучившись, он идёт домой. Посмотрите, Лексовичок идёт из школы домой. Составьте по сюжету несколько предложений в виде алгоритма, как он добирался до дома, используя слово «шёл» и изменяя его по смыслу. ( СЛАЙД 7 )
- Прочитайте свои предложения.
– Проверьте, как вы это задание выполнили.
Лексовичок вышел из школы. Он пошёл по дороге. Герой прошёл мимо леса. Лексовичок перешёл ручей. Он подошёл к дому. Герой зашёл в дом. ( СЛАЙД 8 )
- Выделите корень. Какой?
- Как его показываем жестом?
- Что интересного вы заметили в глаголах? (В слове есть еще части , которые стоят перед корнем ).
- Какой возникает вопрос? Какие есть предположения?
Вы догадались , с кем познакомились корни в сказке?
-Вам знакомо это слово ? Давайте же назовем новую часть.
– Как вы думаете от какого слова образовалось слово приставка? ( приставить)
– Покажите (жест) + доска
- Подберите синонимы к слову приставить
– Я попросила учеников посмотреть в словаре значение слова приставка.
ПРИСТАВКА1. см. приставить. 2. То, что приставлено, присоединено к чему-нибудь 3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем, префикс. Толковый словарь Ожегова и Шведовой
приставка — 1. То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2. Подпорка. Минимальная значимая часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новые значения; префикс (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
ПРИСТАВКА — ПРИСТАВКА — то же, что префикс. Большой энциклопедический словарь
приставка —, Действие по гл. приставить во 2 ·знач. — приставлять, наставка. Приставка материи к рукавам. 2. Приставленный, пришитый кусок материи . Толковый словарь Ушакова
Приставка — Часть слова, стоящая перед корнем; Большая советская энциклопедия
приставка - 1. к Приставить — приставлять (2 зн.). П. сигнальных устройств. 2. Дополнительное устройство, присоединяемое к чему-л. П. к фотокамере. Акустическая п. П. для видеофильма. Магнитофон-приставка. Толковый словарь Кузнецова
- Кто сформулирует тему нашего урока?
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них , друзья,
Начнем наш разговор. ( СЛАЙД 9)
2.Поисковый этап.
-Чему нас с вами на уроке хочет научить Лексовичок?(узнать все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок).
Вот такой план предложил он нам. ( СЛАЙД 9)
1. Познакомиться с новой частью слова.
2. Научиться находить и выделять ее в словах.
3. Научиться образовывать слова с ее помощью.
4. Наблюдать над изменением значения однокоренных слов.
- Для начала выделите приставки в однокоренных словах и прокоментируйте.( в тексте)
Оцените свою работу и работу товарища . Поднимемся на третью ступеньку.
3. Практический этап.
Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания и способа действий. Наблюдение над признаками приставки как одного из словообразовательных понятий, определение последовательности действий при выделении приставки в слове.
3.1. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднений.
Работа в группах.
- Продолжаем радовать Лексовичка
Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. (КАРТОЧКА) ( СЛАЙД 10 )
-В чём сходство этих слов?Докажите! (Это глаголы, однокоренные слова, имеют одинаковое окончание).
-Чем отличаются эти слова? (Имеют разное лексическое значение и ту часть, которая находится перед корнем).
-Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. (Направление действия).
-Назовите, какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово.
-Где она находится в слове и как называется?
- Запишите все слова в тетрадь, выделите приставку и корень.
Оцените друг друга. Поднимитесь на четвёртую ступеньку.
- Что вы можете рассказать Лексовичку о приставке?
- Кто попробует ответить на вопрос, правильно задав вопросы и ответиь на них.
Игра: «Тонкий-толстый» ( что? где? как? для чего? ) ( доска ) (СЛАЙД 11 )
- Проверим ваши предположения. Поработаем с научным текстом учебника (с.84).
Откройте учебники, прочитайте тему урока и правило.
Физминутка
С ПРИ - приставкою присесть,
С ПО - приставкою подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой посмеяться,
С ВЫ - вытягиваем руки,
С О - опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО - зарядку повторять.
С ЗА - зарядку завершать.
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма.
Знакомит с некоторыми приставками русского языка, их произношением, написанием, ролью в образовании слов. Образование однокоренных глаголов при помощи некоторых из данных приставок.
- В русском языке очень много приставок. Лексовичок познакомит сегодня лишь с некоторыми из них, часто встречающимися.
-Обратим внимание на написание приставок. (с. 85, упр.154).
-Прочитаем приставки в рамочке.
-Назовите те, которые пишутся с буквами о (а, е).
-Запомните написание этих приставок! Они всегда пишутся одинаково.
-С помощью этих приставок можно образовать новые глаголы?
– А сейчас поработаем в группах. В группах работаем дружно, учитываем мнение каждого, зачем нужна приставка в русском языке мы и пронаблюдаем. ( работа в четвёрках)
- Запишите глаголы, выделите приставки.
- Какие глаголы вы образовали?
- Какой вывод можно сделать? ( не со всеми приставками можно написать глагол)
Проверим результаты. Оценим работу в четвёрках.
Настало время оценить себя и подняться на пятую ступеньку. 3.3. Исследовательская работа.
- А теперь Лексовичок предлагает вам стать исследователями. И будем мы исследовать приставки. - Давайте прочитаем шуточное стихотворение, которое принёс герой . ( на карточках )
( СЛАЙД 12 )
Бим как - то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
- Давайте подчеркнём какие действия выполнял Бом ?(карандаш) - Что это за часть речи? (Очень часто глаголы пишутся с приставками и всегда слитно.)
- Найдите ещё однокоренное слово? (полетел)
-Почему его сразу не подчеркнули? (действие выполнял не Бом, а Бим)
- Как определить какие в них приставки?
- Могут ли употребляться этот глагол без приставок или с другими приставками?
- Запишите в тетради однокоренные слова, выделите в них приставку. Подбери ещё такой глагол с другими приставками.
Проверка работы. (Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.) (на доске)
- Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку?
Очередное задание от Лексовичка.
- Что он предлагает нам сделать? составить алгоритм нахождения приставки в слове, работаем в паре) ( ЛИСТОЧКИ) ( СЛАЙД 13 )
-На какую ещё познавательную задачу мы нашли ответ? Прочитайте (Уч.,с.86)
Мы дружно шагаем вверх по лесенке к Лексовичку. Мы на шестой ступеньке. 3.4. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно- познавательных и учебно- практических задач, выполнения творческих заданий.
-Потренируемся применять полученные знания.
Лёнинг Апс «Найди пару»
Запись слов с выделением корня и приставки.
4. Рефлексивно - оценочный этап.
Задачи: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности. по критериям и задачам урока
4.1. Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности.
Задаёт вопросы на осмысление деятельности на уроке
Что нового узнали на уроке?
Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке?
Что помогло справиться с трудностями?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что было самым интересным?
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. Найди в словах приставку:
Приехал, пробежал , нарисовал, вылепил.
Перед корнем ( после корня) есть приставка.
( Раздельно) Слитно пишется она.
И при помощи приставки
____________________________ слова.
4.2. Домашнее задание.
Чтобы добраться до друга Лексовичка ответьте на последний вопрос
- Что такое антонимы?
Это и будет вашим домашним заданием ( стр.86 упр.156 ) ( СЛАЙД 14)
4.3. Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального состояния.
Настало раскрасить колечко в пирамидке. ( СЛАЙД 15 )
Хорошо подумайте и оцените себя…
-Я знаю ( воспроизвожу могу рассказать то, что было на уроке)
- Я понимаю (то, о чём говорилось на уроке )
- Я умею ( могу применить свои знания. полученные на уроке)
- Я поделюсь ( своими знаниями. полученные на уроке )
- Все ли мы узнали о приставках?
-Мы будем продолжать работу над темой «Состав слова» на следующих уроках и вы узнаете еще много интересного о приставке.
4.4. Итог урока -С каким настроением уходите с урока?
-Спасибо за урок! Попрощайтесь с нашими героями и гостями в классе. ( СЛАЙД 16 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в приставках"
Урок русского языка разработан по программе образовательной системы "Школы–2100". Тип урока – освоение новых знаний. Для организации мыслительной деятельности используется проблемный метод обучения. Н...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
Конспект урока по русскому языку.Тема: "Что такое текст- рассуждение?"
Тема: "Что такое текст- рассуждение?"...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»
Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель: формирование понятия «главные члены » предложения и «основа» предложения...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...