Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3a.pptx | 782.17 КБ |
urok.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания На кустах тепличных красные плоды, Толстые, пузатые, узнаёшь их ты? Как большие ягоды на веточках висят, С нетерпеньем просятся в овощной салат .
Орфографическая минутка Составьте из данных слов предложение. Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили . Какая часть слова помогла нам связать слова в предложении?
Вспоминаем - Может ли слово быть без корня? - Что такое окончание? - Как найти окончание? Вернёмся к нашему предложению. Найдите в нём глагол. Разберите его по составу.
Тема урока: Что такое приставка? Что такое приставка? Место приставки в слове. Для чего служит приставка?
Исследуем Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.
Вывод Что такое приставка? Часть слова. Место приставки в слове. Стоит перед корнем. Для чего служит приставка? Служит для образования слов.
Работа по учебнику Откройте стр. 84. Прочитаем правило. Стр. 85. упр. 154
Физкультминутка С при- приставкою присесть, С под- приставкою подняться, С под- подпрыгнуть, подмигнуть, С по- приставкой посмеяться, С вы- вытягиваем руки, С о- опустим их опять. Вот и всё, настало время С за- зарядку завершать.
Работа в парах Вспомним правила работы в паре Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!
Работаем Запишите текст, вставляя приставки. …ступила осень. В воздухе …холодало. …лётные птицы …летают в тёплые края.
Итог урока Что такое приставка? Для чего служат приставки? Как найти в слове приставку?
Оцени себя Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось…
Домашнее задание Стр. 85-86. выучить правило, упр. 156, словарь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
(МАОУ Востряковская СОШ №2)
Урок русского языка в 3 А классе
«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
( УМК «Школа России»)
Подготовила:
Ефимова Наталья Юрьевна
2016 – 2017 учебный год
АВТОР: Ефимова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Востряковская СОШ №2
КЛАСС: 3
ПРОГРАММА «Школа России»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
- обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
- презентация к уроку;
- мультимедийная установка;
- карточки для работы в паре;
- наглядность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
- на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
- научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | личностные, метапредметные | |||
I. Мотивирование к учебной Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Слайд 1 - Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок! Девочки тихонько сели, Мальчики тихонько сели, На меня все посмотрели. - Проверим готовность к уроку! Давайте поприветствуем друг друга Массаж рук. Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Помассируйте каждый пальчик. Покатайте карандаш между ладонями. | Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Делают массаж рук, готовятся к чистописанию | личностные действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | 1)Минутка чистописания: - Откройте тетради, пропустите 2 строки и запишите дату урока: Двадцать седьмое октября. Классная работа. - Отгадайте загадку. Слайд 2 На кустах тепличных красные плоды, узнаёшь их ты? на веточках висят, в овощной салат. - С какой буквы начинается слово помидоры. - Охарактеризуйте звук п
- А теперь пропишите буквы в тетради. - Какие словарные слова мы изучили на букву п? 2) Работа с предложением: Слайд 3 Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили. - Составьте из слов предложение с отгаданным словом. Запишем его. Подчеркните грамматическую основу, подпишите, чем они выражены. 3) Актуализация знаний: Слайд 4 - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? - Что такое окончание? - Как найти окончание? - Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили (паровозик). | Записывают в тетради число Слушают загадку, отгадывают. Помидоры Согл., твёрд., глухой, парный. По про под Называют слова: Понедельник, петрушка, погода. Записывают предложение: Весной мы посадили помидоры в теплицу. -Нет. - Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. На доске моделируют паровозик «состав слова». | Давать характеристику звуков, знать словарные слова, составлять предложения. Выделять грамматическую основу, определять часть речи. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. | регулятивные обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию познавательные ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме |
III. Постановка учебной задачи.
Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | - Выпишите слово «посадили»- разберите его по составу - Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? - О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 5 - Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока: -что такое приставка? - место приставки в слове; - для чего служит приставка? | Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом. Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. Формулируют тему урока. | Знакомятся с понятием «приставка». | регулятивные определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя познавательные на основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | Исследовательская работа Слайд 6 1) Фронтальная работа. На экране: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит - Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 7 Сделаем выводы: - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? - Как называется эта часть слова? Слайд 8 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. | Высказывают предложения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у - Перед корнем
- Приставка. Читают правила на с. 84-85 | Получат первоначальные знания о приставке; познакомятся с местоположением приставки учатся находить приставку среди других частей слова; выяснят значение приставок | регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные УУД работать в группе познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Физминутка Цель: здоровьесбережение | Слайд 9 | Выполняют действия | ||
V. Первичное закрепление во внешней речи Цели: – организовать закрепление нового знания; – организовать фронтальную проверку, | 1) Фронтальный опрос - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? - Для чего она служит? - Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку? - Вернёмся к таблице приставок. Поиграем. Я называю слово, а вы от этого слова образуете с помощью приставок, которые в таблице, новые слова. | -Приставка. - Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. | Находить приставку в слове, понимать значение приставок, учиться образовывать новые слов с помощью приставок. | регулятивные проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других личностные формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать работу в тетради и у доски; | Слайд 10 1)Работа в паре - На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. Карточки № 1
Слайд 11 2) работа в тетради и у доски. | Выполняют работу в паре. Проверка Выполняют задание в тетради и на доске | Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. | коммуникативные формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. |
VII. Включение в систему знания и повторение Цели: – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; | 1) фронтальная работа - Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. | Ответы детей. | Уметь выделять приставки в словах. | коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других регулятивные преобразовать практическую задачу в познавательную; личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников |
VIII. Итог урока на рефлексивной основе. Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | - Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что перед вами лист бумаги и краски. Вам нужно на листке А если у нас приставка при-? Используем приставку об- Слайд 12 - Какой вывод можно сделать из этой игры? - Что такое приставка? - Для чего служат приставки? - Как найти в слове приставку? Слайд 13 – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | (Нарисовать). (Пририсовать). (Обрисовать). У каждой приставки своё значение. Проводят анализ своей собственной учебной деятельности | Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение | коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме регулятивные соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
IX. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | Правила с. 84-85 упр.156, словарь. (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. | коммуникативные слушать и понимать речь других |
Приложение
Карточки для групповой работы
Задание для 1 группы
…бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от края Подсказка: За - вы - при - пере - от - про - |
Задание для 2 группы
…читал маме …читал вслух …читал снова …читал в журнале …читал до конца Подсказка: За - про - пере - вы - до - |
Задание для 3 группы
...писал письмо … писал рассказ …писал в тетрадь …писал красиво …писал из словаря Подсказка: На - до - за - пере - вы - |
Карточки для работы в паре
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. |
Работа в парах. - На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. (Слайд 14) |
Тест
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...
Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...