Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi._1.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска

                                Урок русского языка

                 «Имя прилагательное как часть речи:

                    значение и употребление в речи.»

                                           2 класс

Подготовила

                

Ильина Виктория Альбертовна, учитель начальных классов

                                           

                                           

                                               2024 год

                                  Урок по русскому языку во 2 классе

Тема: "Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи"

Задачи:

1. Обучающие: формирование умений различать части речи.

2. Развивающие: развивать память, мышление, речь,

формирование умений анализировать, сравнивать языковые явления.

3. Воспитательные: расширение культурного кругозора, воспитание любви к родному слову.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста на лингвистическую тему, работа по карточкам, самостоятельная работа, работа в парахах, работа по учебнику.

УУД: 1. Предметные: определение роли прилагательных в русском языке.

2. Личностные: мотивация к учебной деятельности;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

3. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;

 сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

 определять качество и уровень усвоения.

4. Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей

действительности;

- подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

- установление причинно-следственных связей;

5. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы, коллективная дружная работа.

 

                                           

                                         Ход урока.

1.Мотивирование учебной деятельности. Организационный момент. Знакомство.

- Мы пришли сюда трудиться, не лениться, а учиться.!

Слушать будем внимательно, а работать старательно!

-Запишем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

- Назовите третью букву алфавита. Какие звуки она называет, охарактеризуйте.

Пропишем заглавную и строчную .

3.Целеполагание.

- Отгадайте загадки.

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой.    (Заяц.)                              

Грозный, сильный и красивый                                                                                         Он трясёт мохнатой гривой.                                                                                                 А как рычит! Совсем не зря                                                                                                    У зверей он за царя.   (Лев.)                                        

                                                                   

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)  

                                   

-Запишем слова в столбик и объясним правописание.

-К какой части речи эти слова относятся? (Имена существительные)

 -Что обозначают?  На какие вопросы отвечают ?( предметы,Кто? одушевлённые)

-Молодцы! А как назвать одним словом этих животных? (Дикие)

- Как мы относимся к диким животным? (Животных нужно беречь, потому что они приносят пользу.)                                                                                             -Какую пользу приносят? (Санитары леса, красота и богатство природы)

- Спасибо, мне понравились ваши ответы. Теперь подберем слова признаки для каждого  животного.
Запишем вместе с вопросом рядом с существительным и подчеркнем волнистой линией.

Заяц какой? (Быстрый, трусливый, серый, белый, маленький, ловкий;)                         Лев какой? (Сильный, большой, гордый, главный, красивый;)

Лиса какая? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая;)                                          

-Молодцы! И что обозначают все эти слова? (Признаки предмета)                                            -На какие вопросы отвечают быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая? (Какая? Какой?)

-Молодцы! К какой части речи относятся слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? (Имена прилагательные).                                                                                                                                        

4. Постановка учебной задачи и целей урока.                                                                           -Кто догадался, какая же тема урока у нас сегодня?  (Имена прилагательные).                  

Правильно,молодцы! Мы запомним на какие вопросы отвечают прилагательные, что обозначают, для чего нужны в речи и как они подчеркиваются.

5. Прочитаем тему урока и правило на с. 86.

6.Работа по карточкам.

-На доске прикреплены карточки со словами: девочка, веселая, снег, белый, шарик, круглый, дружить , играть, решать.                                                                                                                                        -Все слова разные по своему значению. Какое бы вы задание предложили выполнить с этими словами? (Разбить на группы).

-Сколько групп у нас получится? (Три).                                                                       -Почему? (Теперь мы знаем три части речи).                                                                                         -Давайте расположим слова в 3 группы.

-Докажите, что первая группа имена существительные, 2 группа - глаголы.

-Что вы знаете о них? (Дают характеристику частям речи).

-Что можно сказать о третьей группе?                                                                                   Попробуйте дать самостоятельно характеристику этой группе.

-Определите, какие слова из третьего столбика сочетаются с существительными из первого столбика?  Запишем эти словосочетания: (Девочка весёлая, признак обозначает качество, шарик круглый, признак обозначает форму, снег белый, признак обозначает цвет).

-На какие вопросы они отвечают? (Какая? какой? какое?)

-К какой части речи прилагаются данные слова? (К именам существительным.)                                                                                                     -Правильно, ребята, прилагательные прилагаются к именам существительным, поэтому они и называются именами прилагательными.

7. Физкультминутка.  Давайте, немного отдохнём. Встали. Послушайте задание. Я буду называть слова, если это имя существительное (отвечает на вопрос кто? что?), вы присядете. Если это глагол (отвечает на вопросы что делать, что делает?), вы шагаете. Если это имя прилагательное (отвечает на вопросы какой? какая? какие?), вы машете руками.

Слова: стол, солнце, красивый, ракета, ходить, водить, большой, смелый, поливать, стирают, играл, заяц, мальчик, карандаш, поймать, побежал, веселый, зеленый.

                                                                                                                                     8 Работа по карточкам.

Работа в парах.

Ребята, у нас существует проблема: мы не знаем, для чего нужны имена прилагательные. Давайте попробуем решить эту проблему и ответить на данный вопрос.                                                                

а)Создание «ситуации несостоятельности».
У вас на столе лежат карточки, прочитайте предложения.

а) Под кустом притаился … зверёк. У него … уши, … хвост. Тело покрыто …  шерстью. Есть …  зубы.
О ком в них говорится?
(О зайце, о лисе. )
-Докажите.
- Почему вы дали разные ответы?
(Данные признаки подходят ко всем названным животным.)                                                                                        

б) Создание «ситуации успеха».
- Попробуем преобразовать текст так, чтобы признаки подходили только к одному животному – зайцу.

Групповая работа.

Все тексты выслушиваются. (Под кустом притаился маленький зверёк. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто белой шерстью. Есть острые зубы.
- Какие слова добавили?                                                                                                         -Теперь мы можем понять, что говорится конкретно о зайце?
(Да)

- Чем эти слова похожи? (Имена прилагательные, отвечают на вопросы какой? какие? какая? и обозначают признак предмета.)                                                         -Запишите в тетрадь эти предложения и подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

                                         

                                                                                                                                                                      Для чего нам в нашей речи необходимы имена прилагательные? (Чтобы речь была более красочной и понятной)

9.Игра « Отгадай по признакам слово»

Бурый ,мохнатый, косолапый –

Рыжая, хитрая, ловкая –

Круглое , сладкое , сочное –

Серый, хищный, жадный –

- Какие слова нам помогли определить предмет? На какие вопросы отвечают, что обозначают ,при каких словах употребляются, для чего нужны в речи?

Вывод: -Имена прилагательные употребляются при именах существительных. Они делают речь более красочной и точно описывают предмет.

Работа по учебнику:

Работа над упражнением 149.

-Прочитайте высказывание А. Толстого.                                                                         -Ответьте на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка? (Яркость – с радугой, меткость – со стрелами, певучесть – с песней колыбельной). Выписать из текста прилагательные и подчеркните их волнистой линией.

Итог. С какой частью речи мы сегодня познакомились? На какие вопросы отвечают и что обозначают?

 

-У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука. 
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
И если нас к ним приложить
Им веселее станет жить


 - Почему прилагательные так называются?                                                                                          10. Задание на дом: №150 с.87, выучить правило с.86                                    

11. Рефлексия и самооценка. 

-Ребята, скажите, каким же был урок?                                                                               -Как вы думаете, вы поняли новую тему?                                                                                       -Кто лучше всех работал?                                                                                                      -А есть такие дети, кто затруднялся работать по новому материалу?

- У вас на столах лежат кружки, если вы довольны работой, нарисуйте весёлый смайлик, если что – то не получалось или вам ещё нужно время на усвоение темы, нарисуйте смайлик серъёзный.

-Спасибо за работу на уроке.

      Список использованной литературы:        

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс Ч.2. - Москва Просвещение  2014г.    Школа России ФГОС                                                                                                            2. В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь 2 класс Ч.2. - Москва Просвещение  2018г.    Школа России ФГОС                                                                                3.Сборник стихотворений  В. Агафонова                                                                                                     

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...