Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
- систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- обратить внимание на роль прилагательных в речи;
- закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России», 4 класс.
Учебник:
«Русский язык. 4 класс»
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи.
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
обучающие:
- систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- обратить внимание на роль прилагательных в речи;
- закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
развивающие:
- развивать каллиграфические навыки;
- прививать основы орфографической грамотности;
- развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
- развитие умения формулировать вопросы к заданию;
- развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
- воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
- воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
- воспитывать уважение к одноклассникам;
- воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
Тип урока: обобщение знаний .
Технология деятельностного подхода.
Методы и приемы: проблемно-диалогический, исследовательская деятельность, работа в группах и парах
1.Организационный момент.
Учитель.
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы? (Да)
Откройте тетради, запишите число и классную работу.
2. Постановка темы и целей урока
Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сегодня нам предстоит обобщить полученные знания. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи.
Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр.
Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль».
Демонстрация фрагмента театральной постановки
Учитель.
Кто согласен с этим объяснением, кто не согласен?
Ответы детей
Надеюсь, наши ребята знают о прилагательных больше Митрофанушки, героя этой комедии.
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно и тест в конце решим…
Давайте сформулируем цели нашего повторения, для этого воспользуемся карточками (работаем в парах)
1 вариант задания
(самостоятельно сформулировать вопросы)
2 вариант задания
(выполнить задание с помощью подсказки)
1. Что такое …………………………..? 2. Что оно …………………….? 3. На какие ………………………………..? 4. С какой частью ……………………? 5. Как ……………………..? 6.Как определить ……………………………? 7. Каким является………………………………….? |
1. Что такое …………………………..? 2. Что оно …………………….? 3. На какие ………………………………..? 4. С какой частью ……………………? 5. Как ……………………..? 6.Как определить ……………………………? 7. Каким является ………………………………….? | речи связано изменяется падеж имени прилагательного имя прилагательное членом предложения обозначает вопросы отвечает |
Дети зачитывают вопросы
Одновременно с этим мы поговорим об уходящем времени года, догадались? Правильно, о зимушке-зиме, о зимней природе.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Без чего в нашей речи невозможно передать красоту зимней природы?
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает?
- Какую роль в нашем языке выполняют прилагательные?( помогают описать предмет. Делают нашу речь ярче, выразительнее)
3.Чистописание
- Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
На доске:
еое оео еое оео ая яя ий ый ой ое ее ые ие |
– Обратите внимание на написание в первой строке элемента овала и полуовала, во второй строке соединения букв.
Письмо
Что напоминает вторая строка? (Окончания имен прилагательных.)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).
Дети делят так:
- Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
- Как установить отличие одного рода имени прилагательного от другого?
(или по вопросу, или по существительному, к которому оно относится)
4.Словарная работа
1) Каждая группа получила загадку, которую надо отгадать и к отгадке подобрать подходящие прилагательные. Те прилагательные, которые не подойдут к отгадке, отдать другой группе.
(на доске прикреплены картинки-отгадки, под которыми каждая группа размещает выбранные прилагательные)
Загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле. (Мороз)
У нас под самой крышей
Гвозди белые растут,
Но как солнышко взойдет,
Все расстают, упадут. (Сосульки)
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо)
Прилагательные:
*красивая, морозная, снежная, лютая, долгая, русская, сказочная, волшебная;
*колючий, крепкий, сибирский, ночной, лютый, русский, сильный, бодрящий;
*ледяные, острые, хрустальные, сказочные, красивые, блестящие, замёрзшие, длинные;
*низкое, безграничное, безоблачное, ясное, волшебное, зимнее, чистое, высокое
2) Выпишите по одной паре синонимов и антонимов
(крепкий-лютый, лютый-сильный, ясное-чистое, волшебная-сказочная; низкое-высокое)
3) Выпишите по одному прилагательному к данным схемам:
корень+окончание (лютый, чистое, острые, долгая)
корень+суффикс+окончание (зимнее, красивые, сильный, бодрящий)
приставка+корень+суффикс+окончание (безграничное, безоблачное)
Что помогло вам не перепутать «свои» прилагательные?
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Предлагаю каждому выбрать любое словосочетание из своей группы и просклонять его, что это значит? (Изменить по падежам)
(Самостоятельная работа)
Что помогает нам без ошибок писать безударные окончания имен прилагательных? (Вопрос к имени прилагательному)
Что нужно сделать, чтобы правильно задать вопрос? (Надо найти существительное, к которому относится прилагательное)
5. Определение падежа имен прилагательных
Работа с карточками.
Определить падеж прилагательных, выделить окончания (Вариант: вставить пропущенное окончание)
В зимний холод всякий молод.
Не светит зимнее солнце ярче летнего.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
В зимней шубке и морозы – шутка.
Снег от лютой стужи укрывает.
Зима ленивого за нос хватает.
Мороз перед проворным шапку снимает.
Зимнему снегу и мышь радуется.
Прочитайте пословицы, где прилагательное в им.п., р.п., и т.д.
6.Роль прилагательных в предложении
Каким членом предложения является прилагательное? (Второстепенным, определением)
Спишите текст, вставляя прилагательные в нужном падеже.
Зима – волшебное и сказочное время года. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Не осталось ни одного темного пятнышка. Земля точно в новом праздничном наряде. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. Все укутано толстым слоем снега. Весь мир замер в крепком сне.
Во втором и в пятом предложениях подчеркните основу и определения.
7. Обобщение
Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
«ТЕСТ – ОПРОС»
Я читаю предложение, а вы должны его внимательно выслушать. Если согласны, то под номером поставить «+», если не согласны то «0».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Имя прилагательное это часть речи.
- Имя прилагательное обозначает действие предмета.
- Имя прилагательное связано с именем существительным.
- Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
- Род имени прилагательного зависит от глагола.
- Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
- Падеж прилагательного можно определить по существительному.
- Имя прилагательное женского рода в Им.п. имеет окончания –ое, -ее.
- Имя пр. м.р и ср.р. в родительном падеже имеет окончание –ого, -его.
- Имя прилагательное в предложении может быть второстепенным членом.
Проверка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | + | + | - | + | + | - | + | + |
- Кто справился с этим тестом?
8. Итог урока
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными
Домашнее задание.
Написать мини- сочинение на тему «Зимний день», «Почему я люблю зиму», «Спасибо,зима»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи
Урок русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи...
Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "
конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.
Задачи:* систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;* пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
"Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с существительным." (УМК "Школа России") 3 класс
Технологическая карта урока русского языкаТема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным» Цели деятельности учителя: формирование знаний о при...
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...