конспект по русскому языку на тему Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Левадная Елизавета Дмитриевна

разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему Прямая речь

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_recht.docx170.39 КБ

Предварительный просмотр:

Словарный диктант.

Календарь, вчера, телефон, багаж, комбайнер, горизонт, аллея, беседа, пожалуйста, метель, пассажир, кровать, рисунок, праздник

Тема: Что такое прямая речь?

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Орфографическая разминка. Словарная работа

- минутка чистописания (дб до др)

- Словарный диктант «Наоборот».

- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

- Перед тем как начнем, давайте вспомним с вами что такое Имя существительное, что такое имя прилагательно.

-молодцы, первое слово: Тревожный, десертный, алмаз, фантастика, свободный, традиционный, календарный.

3. актуализация знаний

Я вам предлагаю расшифровать зашифрованное слово

1 слово 2 буква, 2 слово 4 буква, 4 слово 9 буква, 7 слово последняя буква.

-Какое слово получилось?

- Что такое речь? (способность говорить, выражать свое мнение, передавать что-либо в устной форме или письменной)

-Какая бывает речь? (устная, письменная, внутренняя речь)

- Из чего состоит наша речь? (слово, предложение, текст)

- что такое предложение?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- По интонации?

- По наличию второстепенных членов предложения

- по наличию одной или более грамматических основ.

- Молодцы.

- Посмотрите, дул сильный ветер, и все слова в предложении разлетелись и теперь нет в них никакого смысла, расставьте слова правильно, что бы получилось предложение.

Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.

#1054;ткрытие новых знаний.

1. Работа с текстом. Подводящий диалог.

-Прочитайте. А теперь что записано на доске? (текст) Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)На карточкках.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.

-Попробуйте озаглавить текст.

- Это отрывок из небольшой сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк»

- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)

-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)

- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)

-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.) Чтение по ролям.

- Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?

Прочитайте предложение, где говорит белка. (Белка стала просить: "Отпусти меня”.) Запишите.

-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.) Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?

-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)

-Правильно! В русском языке слова переданные от имени, говорящего принято называть…

.С. 37 прямой речью.

-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

А: «П»

5. Физминутка

6. Работа по теме урока

-Откройте страницу 37 упр 57(устно)

- Чтение правила, сначала ученик, хорошо читающий, потом учитель.

-заучивание правила, чтение хором

7. Закрепление новых знаний.

Стр. 38 упр 58

8. Итог урока.

Отгадайте загадку:

-«Самый умный кот призывающий всех к дружбе?»

-Знаменитое высказывание кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»)

Чего не хватает для нашей темы? (Слов автора)

Кто помнит слова автора?

Кот Леопольд улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»

-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?

9. Домашнее задание

Стр 37 выучить правила, в желтой рамке.

Стр.39 упр 61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме " ПРЯМАЯ РЕЧЬ"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Прямая речь" ....

Открытый урок по русскому языку по теме "Прямая речь"

Урок ОНЗ, изучение темы "Прямая речь" в 4 классе.  Понятие, оформление предложений с прямой речью на письме....

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

Конспект урока русского языка по теме "Прямое и переносное значение" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....