Открытый урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок ОНЗ, изучение темы "Прямая речь" в 4 классе. Понятие, оформление предложений с прямой речью на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.26 КБ |
![]() | 345.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме : «Прямая речь».
Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Задачи.
- Обобщить знания о простых предложениях, осложнённых однородными членами предложения, и о сложных предложениях.
- Продолжить работу над предложением, как синтаксической единицей русского языка.
- Практически ознакомить с механизмом построения предложения с прямой речью и его оформлением в зависимости от порядка следования слов автора и прямой речи.
- Уяснить отличие предложений с прямой и косвенной речью.
- Развивать речь, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
- Воспитывать умение общаться, взаимодействовать при работе в парах.
Деятельность учителя. Этап урока. | Деятельность учащихся. | Формирование УУД, цель |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.). | ||
Слайд №1. Затихает звонок, и в окошко Заглянул лучик солнца весёлый, «Подожди, подожди нас немножко, Знанье новое дарит нам школа». - Что ждёт нас сегодня на уроке? - Какую цель поставим перед собой? - Посмотрите, как записано данное предложение. Что заметили необычного? | - Открытие нового знания. - Быть внимательными, чтобы разобраться в новом знании и научиться его применять. - Необычные знаки препинания в сложном предложения. | Цель: Мотивация к уроку ОНЗ. УУД: личностные, регулятивные, познавательные. |
Актуализация знаний (7мин.). | Цель: актуализация знаний по теме «Предложения». | |
На слайде №2— записи. Выпишите №№ предложений, которые можно объединить в группы. 1)Потоки воды унесли с собой и валежник, и бурелом, и мусор. 2)По тихим улочкам бредёт ночная стража, и звон её оружия пугает запоздалых гуляк. 3) Брести по улочкам. 4) Лыжи царапали наст и визжали. 5) Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу. - в чём отличие этих двух групп? - Как назовём первую группу? - Какую роль играют однородные члены в этих предложениях? - Почему при однородных дополнениях стоят запятые, а при однородных сказуемых — нет. От чего это зависит?- -Как назовём вторую группу? -Докажите, что это сложные предложения. - Что оказалось лишним и почему? | Двое у доски: 1, 4. 2, 5. (1 грамматическая основа — простое предложение, две или несколько сложное) - Простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. - 1 - дополнений, 4 — сказуемых. - От того, является ли союз «и» повторяющимся, или нет. - Сложные предложения. -Наличие нескольких грамматических основ. -Словосочетание : брести по улицам. (Грамматической основы нет, мысль не выражена). | УУД: регулятивные, познавательные. |
Пробное учебное действие.(4 минут). | ||
Слайд №2. Хитрый кот промурлыкал: «Мышонок скоро вылезет из норки и попадётся». -К какой группе вы бы отнесли данное предложение? - В чём особенность содержания? - Сколько частей в предложении? -О чём говорится в каждой части? | Мнения учащихся должны разделиться: в предложении есть однородные члены предложения, предложение сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ, и предложение необычно оформлено, как стишок в самом начале урока. 1 — кто говорит; 2 - что конкретно говорит данный персонаж. | УУД: регулятивные, познавательные. |
Выявление места и причины затруднения.(3 минут). | Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую ситуацию. | |
- Чем отличается данное предложение от других сложных предложений? - Мы уже знакомы с предложениями данного вида? - Кто сформулирует тему урока? - Какая цель возникнет перед нами? | - В данных предложениях приводятся дословно слова героев. -Нет. -Предложения, в которых в точности приводятся слова героя. -Узнать, что это за новый вид предложений, как его следует оформлять на письме. | УУД: познавательные. |
Построение проекта выхода из затруднения.(3 мин.). | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: познавательные регулятивные | |
1. Что предстоит выяснить? - О чём говорится в 1 простом предложении? - О чём говорится во 2 предложении? - Какая часть предложения напрямую, дословно передает речь кота? -Как бы вы её назвали? - Какая из двух частей подсказала нам, кому принадлежат эти слова? Кто нам об этом сообщил? -Прочитайте в правиле, как называется каждая часть. | - Как следует узнавать предложения данного вида, отличать их от других и оформлять на письме. (О коте, который промурлыкал). (Что конкретно (дословно, если можно так выразиться, он промурлыкал). Вторая часть. (Автор). (Прямая речь, слова автора). | |
Физкультминутка(3 мин). Кошечка сказала: «Потянись, котёнок»! Мышка пропищала: «Приседай, мышонок». А тигрица: «Лапкой помаши, тигрёнок»! А слониха: «Хобот подними, слонёнок». - Похожи ли предложения из физкультминутки на предложения с прямой речью? Докажите свою точку зрения. | Дети выполняют действие детёнышей. | |
Первичное закрепление с комментированием.(8 мин). | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | |
-Слайд №3. Корабельщики в ответ : «Мы объехали весь свет...» «Какова работа - такова и награда будет,» - проводил Морозко девицу. - Назовите произведения, из которых приведены предложения. -Что общего в двух приведённых предложениях? - В чём отличие? - Работа в парах. Сообща подберите к каждому из предложений схему: 1), 2). - Сделайте вывод о постановке знаков препинания для каждого из этих случаев. | (Слова автора, прямая речь). (В порядке следования в предложении). | |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой (по выбору — из 3-х заданий — 2.). 9 мин. | ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания УУД: познавательные | |
Задание №1. - Восстановите знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,» думает лисонька. 2)Мышка сказала ей «Баба Яга пошла баню топить. 3)Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: Не хочу быть чёрной крестьянкой! Задание №2. Выпишите предложения с прямой речью, оформите их правильно: 1)Ясный месяц продолжал: погоди, об ней, быть может, месяц знает. 2) Этого провести не шутка, мыслит Балда. 3) Воевода говорит, что петушок опять кричит. Задание №3. Прочитайте запись на доске, определите задачи: Плавания, Христофор, капитан, дальнего, Врунгель, Бонифатьевич, громовым, он , мне, произнёс, голосом, руку, и , протянул, Я уточню: 2 предложения. 1) Слова автора, прямая речь 2) Прямая речь, слова автора. | -Тире. -Двоеточие. - Кавычки. -В кавычки прямую речь, с заглавной буквы. -В кавычки прямую речь, перед словами автора — тире. - Нет прямой речи, т.к. мы не можем быть уверены, что воевода сказал именно эти слова. Косвенная речь. Составить предложение. 1) Он протянул мне руку и произнёс громовым голосом: «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель». 2) «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель» - произнёс он громовым голосом и протянул мне руку. | |
Рефлексия. 3 мин. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | |
- Какие предложения изучили? - Как прямую речь выделяем на письме? - Если слова героя приводятся не дословно? -Кто уверен, что понял тему урока, нарисуйте улыбающиеся уста своему смайлику (1), у кого остались вопросы — прямую линию рта(2), кто не понял тему , то есть , вопросов осталось больше, чем ответов - уголки рта опущены (3). - Покажите смайлики! Я рада , что большинство из вас разобрались в новой теме. А свои вопросы вы можете задать мне как на листочке, положив его в карманчик на стенде, так и по электронной почте. Речь — устами молвится. А тема урока - хором ... | - С прямой речью. - Кавычки, двоеточие или тире. - Косвенная речь. - Прямая речь. | |
Домашнее задание , инструктаж по его выполнению. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выпишите номера предложений, которые можно объединить в группы. 1)Потоки воды унесли с собой и валежник, и бурелом, и мусор. 2)По тихим улочкам бредёт ночная стража, и звон её оружия пугает запоздалых гуляк. 3) Брести по улочкам. 4) Лыжи царапали наст и визжали. 5) Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу.
-К какой группе вы бы отнесли данное предложение? Хитрый кот промурлыкал: «Мышонок скоро вылезет из норки и попадётся».
Разминка для малышей.
Прямая речь.
Восстановите знаки препинания в предложениях с прямой речью: 1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,» думает лисонька. 2)Мышка сказала ей «Баба Яга пошла баню топить. 3)Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: Не хочу быть чёрной крестьянкой!
Проверьте себя: 1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,»- думает лисонька. 2)Мышка сказала ей: «Баба Яга пошла баню топить. 3)Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает:,, Не хочу быть чёрной крестьянкой! “
Выпишите предложения с прямой речью, оформите их правильно: 1)Ясный месяц продолжал: погоди, об ней, быть может, месяц знает. 2) Этого провести не шутка, мыслит Балда. 3) Воевода говорит, что петушок опять кричит.
Проверь себя: 1)Ясный месяц продолжал: ,, Погоди, об ней, быть может, месяц знает “. 2) ,,Этого провести не шутка, “- мыслит Балда. 3) Воевода говорит, что петушок опять кричит.
Прочитайте запись на доске, определите задачи: Плавания, Христофор, капитан, дальнего, Врунгель, Бонифатьевич, громовым, он , мне, произнёс, голосом, руку, и , протянул, 2 предложения: 1) Слова автора, прямая речь 2) Прямая речь, слова автора.
Проверка: 1) Он протянул мне руку и произнёс громовым голосом: «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель». 2) «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель,» - произнёс он громовым голосом и протянул мне руку.
Настроение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-23851-1350064751.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"
Преподаватель: Наумова Наталья Сергеевна, учитель начальных классовПредмет: русский языкАвтор учебника: Рамзаева Т.Г., Русский язык. Учебник для 2 класса, ч. 3. М., Дрофа, 2009.Тема: Предлог как часть...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41185.jpg)
Открытый урок по русскому языку по теме " ПРЯМАЯ РЕЧЬ"
Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Прямая речь" ....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи"
Тема: Части речи Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи Задачи: 1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-231297-1609138216.jpg)
Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"
Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1110900-1549022983.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Части речи. Деление частей речи на служебные и самостоятельные. УМК "Школа России".
Тема: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.Конспект + презентация. Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П, Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проект...