Открытый урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Юхно Татьяна Григорьевна

  Урок ОНЗ, изучение темы "Прямая речь" в 4 классе.  Понятие, оформление предложений с прямой речью на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pryamaya_rech.odt28.26 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_pryamaya_rech.odp345.75 КБ

Предварительный просмотр:

      Открытый урок по теме : «Прямая речь».

Цель:  расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Задачи.

  1. Обобщить знания о простых предложениях, осложнённых однородными членами предложения, и о сложных предложениях.
  2. Продолжить работу над предложением, как синтаксической единицей русского языка.
  3. Практически ознакомить с механизмом  построения предложения с прямой речью и его  оформлением в  зависимости от порядка следования слов автора и прямой речи.
  4. Уяснить отличие предложений с прямой и косвенной речью.
  5. Развивать речь, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  6. Воспитывать умение общаться, взаимодействовать при работе в парах.

Деятельность учителя.

Этап урока.

Деятельность учащихся.

Формирование УУД, цель

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

Слайд №1.

Затихает звонок, и в окошко

Заглянул лучик солнца   весёлый,

«Подожди, подожди нас немножко,

  Знанье новое дарит нам школа».            

-  Что ждёт нас сегодня на уроке?

- Какую цель поставим перед собой?

- Посмотрите, как записано данное предложение. Что заметили необычного?

- Открытие нового знания.

- Быть внимательными, чтобы разобраться в новом знании и научиться его применять.

- Необычные знаки препинания в сложном предложения.

Цель: Мотивация к уроку ОНЗ.

УУД: личностные, регулятивные, познавательные.

Актуализация  знаний  (7мин.).

Цель: актуализация знаний по теме «Предложения».

На слайде №2— записи.

Выпишите №№ предложений, которые можно объединить в группы.

1)Потоки воды унесли с собой и валежник, и бурелом, и  мусор.

2)По тихим улочкам бредёт ночная стража, и звон её оружия пугает запоздалых гуляк.

3) Брести по улочкам.

4) Лыжи царапали наст и визжали.

5) Река была пуста, и жизнь сохранялась только  в лесу.

- в чём отличие этих двух групп?

- Как назовём первую группу?

- Какую роль играют однородные члены в этих предложениях?

- Почему при однородных дополнениях стоят запятые, а при однородных сказуемых — нет. От чего это зависит?- -Как  назовём вторую группу?

-Докажите, что это сложные предложения.

- Что оказалось лишним и почему?

Двое у доски:

1, 4.

2, 5.

(1 грамматическая основа — простое предложение, две  или несколько сложное)

- Простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.

- 1 - дополнений, 4 — сказуемых.

- От того, является ли союз «и» повторяющимся, или нет.

- Сложные предложения.

-Наличие нескольких грамматических основ.

-Словосочетание : брести по улицам. (Грамматической основы нет, мысль не выражена).

УУД: регулятивные, познавательные.

Пробное учебное действие.(4 минут).

Слайд №2.

Хитрый кот промурлыкал: «Мышонок скоро вылезет из норки и попадётся».

-К какой группе вы бы отнесли данное предложение?

- В чём особенность содержания?

- Сколько частей в предложении?

-О чём говорится в каждой части?

Мнения учащихся должны разделиться: в предложении есть однородные члены предложения, предложение сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ,  и предложение необычно оформлено, как стишок в самом начале урока.

1 — кто говорит;

2 - что конкретно говорит данный персонаж.

УУД: регулятивные, познавательные.

Выявление места и причины затруднения.(3 минут).

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую ситуацию.

-  Чем отличается данное предложение от других сложных предложений?

- Мы уже знакомы с предложениями данного вида?

- Кто сформулирует тему урока?

- Какая цель возникнет перед нами?

- В данных предложениях приводятся дословно слова героев.

-Нет.

-Предложения, в которых в точности приводятся слова героя.

-Узнать, что это за новый вид предложений, как его следует оформлять на письме.

УУД: познавательные.

Построение проекта выхода из затруднения.(3 мин.).

ЦЕЛЬ: спланировать  дальнейшую деятельность

УУД: познавательные

регулятивные

1. Что предстоит выяснить?

- О чём говорится в 1 простом предложении?

- О чём говорится во 2 предложении?

- Какая часть предложения напрямую, дословно передает речь  кота?

-Как бы вы её назвали?

- Какая из двух частей подсказала нам, кому принадлежат эти слова? Кто нам об этом сообщил?

-Прочитайте в правиле, как называется каждая часть.

- Как следует узнавать предложения данного вида, отличать их от других и оформлять на письме.

(О коте, который промурлыкал).

(Что конкретно (дословно, если можно так выразиться, он промурлыкал).

Вторая часть.

(Автор).

(Прямая речь, слова автора).

Физкультминутка(3 мин).

Кошечка сказала: «Потянись, котёнок»!

Мышка пропищала: «Приседай,              

                                                 мышонок».

А тигрица: «Лапкой помаши,    

                                                 тигрёнок»!

А слониха: «Хобот подними, слонёнок».

   - Похожи ли предложения из физкультминутки на предложения с прямой речью? Докажите свою точку зрения.

Дети выполняют  действие детёнышей.

Первичное закрепление с комментированием.(8 мин).

ЦЕЛЬ: Развивать умения   применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

-Слайд №3.

Корабельщики в ответ : «Мы объехали весь свет...»

«Какова работа -  такова и награда будет,» - проводил Морозко девицу.

- Назовите произведения, из которых приведены предложения.

-Что общего в двух приведённых предложениях?

- В чём отличие?

- Работа в парах. Сообща подберите

к каждому из предложений схему:

1), 2).

- Сделайте вывод  о постановке знаков препинания для каждого из этих случаев.

(Слова автора, прямая речь).

(В порядке следования  в предложении).

Самостоятельная работа с взаимопроверкой (по выбору — из 3-х заданий — 2.). 9 мин.

ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания

УУД: познавательные

Задание №1.

- Восстановите знаки препинания  в предложениях с прямой речью.

1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,» думает лисонька.

2)Мышка сказала ей «Баба Яга пошла баню топить.

3)Старуха  сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: Не хочу быть чёрной крестьянкой!

Задание №2.

  Выпишите  предложения с прямой речью, оформите их правильно:

1)Ясный месяц продолжал: погоди, об ней, быть может, месяц знает.

2) Этого провести не шутка,  мыслит Балда.

3) Воевода говорит, что петушок опять кричит.

Задание №3.

   Прочитайте запись на доске, определите задачи:

   Плавания, Христофор, капитан, дальнего, Врунгель, Бонифатьевич, громовым, он , мне, произнёс, голосом, руку, и , протянул,

  Я уточню: 2 предложения.

1) Слова автора, прямая речь

2) Прямая речь, слова автора.

-Тире.

-Двоеточие.

- Кавычки.

-В кавычки прямую речь, с заглавной буквы.  

-В кавычки прямую речь, перед словами автора — тире.

- Нет прямой речи, т.к. мы не можем быть уверены, что воевода сказал именно эти слова. Косвенная речь.

Составить предложение.

1) Он протянул мне руку и произнёс громовым голосом: «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель».

2) «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель» - произнёс он громовым голосом и протянул мне руку.

Рефлексия. 3 мин.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

- Какие предложения изучили?

- Как прямую речь выделяем на письме?

- Если слова героя приводятся не дословно?

-Кто уверен, что понял тему урока, нарисуйте улыбающиеся уста своему смайлику (1), у кого остались вопросы — прямую линию рта(2), кто не понял тему , то есть , вопросов осталось больше, чем ответов - уголки рта опущены (3).

 - Покажите смайлики! Я рада , что большинство из вас разобрались в новой теме. А свои вопросы вы можете задать мне как на листочке, положив его в карманчик на стенде, так и по электронной почте.

  Речь — устами молвится. А тема урока  - хором ...

- С прямой речью.

- Кавычки, двоеточие или тире.

- Косвенная речь.

- Прямая речь.

   Домашнее задание , инструктаж по его выполнению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С добрым утром! Презентация к уроку «Прямая речь» Составитель: Юхно Т.Г., учитель начальных классов, зам. директора по УВР.

Слайд 2

Выпишите номера предложений, которые можно объединить в группы. 1)Потоки воды унесли с собой и валежник, и бурелом, и мусор. 2)По тихим улочкам бредёт ночная стража, и звон её оружия пугает запоздалых гуляк. 3) Брести по улочкам. 4) Лыжи царапали наст и визжали. 5) Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу.

Слайд 3

-К какой группе вы бы отнесли данное предложение? Хитрый кот промурлыкал: «Мышонок скоро вылезет из норки и попадётся».

Слайд 4

Разминка для малышей.

Слайд 5

Прямая речь.

Слайд 6

Восстановите знаки препинания в предложениях с прямой речью: 1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,» думает лисонька. 2)Мышка сказала ей «Баба Яга пошла баню топить. 3)Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: Не хочу быть чёрной крестьянкой!

Слайд 7

Проверьте себя: 1)«Хоть бы на один зуб чего перекусить,»- думает лисонька. 2)Мышка сказала ей: «Баба Яга пошла баню топить. 3)Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает:,, Не хочу быть чёрной крестьянкой! “

Слайд 8

Выпишите предложения с прямой речью, оформите их правильно: 1)Ясный месяц продолжал: погоди, об ней, быть может, месяц знает. 2) Этого провести не шутка, мыслит Балда. 3) Воевода говорит, что петушок опять кричит.

Слайд 9

Проверь себя: 1)Ясный месяц продолжал: ,, Погоди, об ней, быть может, месяц знает “. 2) ,,Этого провести не шутка, “- мыслит Балда. 3) Воевода говорит, что петушок опять кричит.

Слайд 10

Прочитайте запись на доске, определите задачи: Плавания, Христофор, капитан, дальнего, Врунгель, Бонифатьевич, громовым, он , мне, произнёс, голосом, руку, и , протянул, 2 предложения: 1) Слова автора, прямая речь 2) Прямая речь, слова автора.

Слайд 11

Проверка: 1) Он протянул мне руку и произнёс громовым голосом: «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель». 2) «Дальнего плавания, капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель,» - произнёс он громовым голосом и протянул мне руку.

Слайд 12

Настроение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"

Преподаватель: Наумова Наталья Сергеевна, учитель начальных классовПредмет: русский языкАвтор учебника: Рамзаева Т.Г., Русский язык. Учебник для 2 класса, ч. 3. М., Дрофа, 2009.Тема: Предлог как часть...

Открытый урок по русскому языку по теме " ПРЯМАЯ РЕЧЬ"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Прямая речь" ....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи"

Тема:    Части речи  Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи Задачи: 1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на ...

Открытый урок по русскому языку " Части речи"

Закрепление знаний о частях речи...

Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"

Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Части речи. Деление частей речи на служебные и самостоятельные. УМК "Школа России".

Тема: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.Конспект + презентация. Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П, Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проект...