Открытый урок по русскому языку по теме " ПРЯМАЯ РЕЧЬ"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Прямая речь" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа.
Открытый урок.
Учитель: Макарова Маргарита Станиславовна
Гимназия № 63 Калининского р-на
г. Санкт-Петербурга
4 класс
Общеобразовательная система « Школа 2100»
Тема урока: « Предложения с прямой речью»
Цель урока:
Препедевтическое введение предложения с прямой речью (конструкция « слова автора + прямая речь», «прямая речь + слова автора», показ роли таких предложений в речи)
Задачи урока:
- Знакомство со структурой предложений с прямой речью.
- Развитие умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Методы:
- Иллюстративный
- Беседа
- Диалог
- Самоконтроль
Формы организации детей:
- Коллективная
- Самостоятельная
- Приемы исследовательской работы: наблюдения с использованием технических средств обучения и формирование соответствующих выводов.
Формы организации работы учителя:
- Объяснение
- Наблюдение за работой учащихся
- Анализ работы учащихся
- Дифференцированные задания
- Контроль за выполнением заданий
Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения. 1 урок по теме. Метод обучения индуктивный. (От частного к общему)
Тип урока « Открытие нового знания»
Этапы урока | План Деятельность учителя | урока Деятельность ученика | Комментарии (формы работы,результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей) | ||||||
1. | Организа-ционный ( мотивация к учебной деятельнос-ти) | Слова учителя Ребята! Сегодня урок у нас будет не совсем обычным! Вы сами попробуете определить тему урока и сами сделаете выводы по этой теме. На ваших столах лежат карточки с текстом. С каждым днем из наших разговоров я все больше узнавал о его планете ,о том, как он покинул ее, как путешествовал. Маленький принц оглядел молоток у меня в руке, мои заляпанные моторным маслом пальцы, мою фигуру. Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. | Работая в группах дети, совещаясь, расставляют знаки препинания И объясняют свой выбор. | Дети при входе в класс получают лепестки 5 цветов (деление на 5 команд) и садятся за столы с соответствующим цветом. Смыслообразование, анализ , умение извлекать информацию из ранее полученных знаний. | |||||
2. | Актуализация знаний | -Вы узнали из какого произведения эти предложения? Кто автор? ( А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц») Этот замечательный герой будет присутствовать на нашем уроке и помогать вам. | Дети отвечают на вопросы учителя. | Умение работать в группе,анализ выполненной работы. | |||||
3. | Постановка проблемы. Поиск решения (« открытие нового знания») | -Послушайте 2 предложения. Мальчик внимательно посмотрел на рисунок и сказал что овечка совсем хилая. Мальчик внимательно посмотрел на рисунок и сказал: « Эта овечка совсем хилая» -Ваши предложения по оформлению на письме… Надеюсь, что в конце урока вы сможете более точно ответить на это вопрос. Как вы думаете , все ли правила пунктуации вы знаете? -Прочитайте тему урока.(« Предложения с прямой речью») -Кто знает, что такое прямая речь? -Что будем изучать в этой теме? -На каки вопросы отвечать? Учитель записывает вопросы детей на доске:
На столах у учащихся лежит текст. -Прочитайте текст про себя и подумайте, из какого он произведения. -Кто вспомнил автора? -Прочитайте текст вслух. Кто автор выделенных слов? (Маленький принц) -Как догадались? Бледность сменилась густым румянцем, и маленький принц продолжал: « Если человек любит цветок, один-единственный среди миллионов звезд, с него довольно и этого. Он смотрит на звезды и чувствует себя счастливым». -Прочитайте только прямую речь. -Что же такое прямая речь? (первая учебная задача) -Почему эта речь получила такое название? Давайте прочитаем определение прямой речи в учебнике. -Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? ( вторая учебная задача) -Из чего состоят предложения с прямой речью? ( третья учебная задача) Презентация «Прямая речь» -Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? -Прочитайте определение. | Дети высказывают свои предположения… Работают в группах. Задают вопросы по содержанию. Выступают от группы. | Формируется умение отвечать на вопросы ,делать выводы, работать в группах, формирование умения договориться и давать один общий ответ от группы, формирование умения работать с информацией, ориентироваться в тексте, читать осознано. Умение работать в группах, обсуждать проблему, делать выводы. | |||||
Слайд №1. На письме нам часто приходится передавать речь другого человека от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью. Такое предложение состоит из ПРЯМОЙ РЕЧИ и СЛОВ АВТОРА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ-это слова, переданные от имени говорящего. СЛОВА АВТОРА -называют, кому принадлежит прямая речь. -Поставьте вопросы по содеожанию правила. | |||||||||
4. | Первичное закрепление. | А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Слайд№2. Но вскоре стебелек перестал тянуться вверх и приготовился к цветению. Маленький принц, который присутствовал при появлении крупного бутона, сразу же почувствовал: сейчас из него исторгнется нечто чудесное, дивное. Но цветок все никак не покидал свое жилище. Все прихорашивался, спрятавшись от глаз ,с великим тщанием подбирая краски, приглаживая один за другим лепестки…О , да, это было кокетливое создание! Шли дни, а цветок по-прежнему прихорашивался втайне от всех. И наконец, на утренней заре явился взорам! И после всех кропотливых приготовлений цветок зевнул и сказал Ой, я еще толком не проснулся. Вы же не обессудьте, я не успел привести в порядок лепестки. Но маленький принц не смог сдержать восторга и прошептал О! Как Вы прекрасны! Мгновение спустя цветок добавил Я ужасно боюсь сквозняков. У вас не найдется для меня ширмы? Учитель читает отрывок вслух. -Как вы думаете, в этом тексте есть преложения с пряой речью? -Прочитайте их. -Чего не хватает в тексте? Проверим, что у вас получилось Слайд № 3 Но вскоре стебелек перестал тянуться вверх и приготовился к цветению. Маленький принц, который присутствовал при появлении крупного бутона, сразу же почувствовал: сейчас из него исторгнется нечто чудесное, дивное. Но цветок все никак не покидал свое жилище. Все прихорашивался, спрятавшись от глаз ,с великим тщанием подбирая краски, приглаживая один за другим лепестки…О , да, это было кокетливое создание! Шли дни, а цветок по-прежнему прихорашивался втайне от всех. И наконец, на утренней заре явился взорам! И после всех кропотливых приготовлений цветок зевнул и сказал: «Ой, я еще толком не проснулся. Вы же не обессудьте, я не успел привести в порядок лепестки». Но маленький принц не смог сдержать восторга и прошептал: « О! Как Вы прекрасны!» Мгновение спустя цветок добавил : « Я ужасно боюсь сквозняков. У вас не найдется для меня ширмы?» Давайте составим схему каждого предложения. Слайд №4 А: « П». А: « П !» А: « П ?» | Дети работают в группах, отвечают на вопросы учителя, решают проблему. | Формирование умения работать в группах, строить логические цепочки, анализировать , координировать действия, договариваться, делать выводы. | |||||
5. | Включение нового знания в систему знаний. | -У вас на столах лежат карточки с заданием. -Спишите предложения к каждой из схем. 1. Маленький принц подумал: « Мой цветок скоро исчезнет, я оставил его совсем одного на этой своей планете!» 2. Эти розы были точь -в – точь как его цветок и он спросил: « Кто вы?» 3. А еще он подумал: « Я то мнил себя богатеем, потому что владею цветком, какого нет больше нигде на свете, а оказалось, что все мое богатство- заурядная роза». Самопроверка. Предложения На слайде №5 Мы сегодня на уроке работали с отрывками из произведения А. де Сент- Экзюпери « Маленький принц» -Чему учит это произведение. | Работают в группах и самостоятельноготовят развернутый ответ, выбирают от группы выступающего. | Формируется умение конкретезировать знания, формулировать плный точный ответ, выбирать докладчика, умение самопроверки. | |||||
6. | Рефлексия | Ребята, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы ответить на вопросы , которые появились у вас в начале урока? Что нового вы узнали? -Что же такое прямая речь? В Вспомните схему написания знаков препинания с прямой речью. Д.задание: Придумать предложение к каждой из этих схем. Спасибо за урок! Вы молодцы. | Ответы детей. | Формирование умения формулировать выводы, адекватно оценивать работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
Урок ОНЗ, изучение темы "Прямая речь" в 4 классе. Понятие, оформление предложений с прямой речью на письме....
Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"
Урок составлен для обучающихся 4 класса по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)
Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
Открытый урок по русскому языку по теме "Имя существительное и его роль в речи"
актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширя...
Презентация открытого урока по русскому языку на тему: "Части речи"
Презентация открытого урока по русскому языку на тему: "Части речи"...
конспект по русскому языку на тему Прямая речь
разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему Прямая речь...