Конспект урока русского языка по теме "Прямое и переносное значение" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_pryamoe_i_perenosnoe_znacheni.docx | 693.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель | Смоленская Анастасия Константиновна |
Класс | 2 «А» |
Тема | Прямое и переносное значение слова. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная. |
Педагогическая цель | Сформировать представление о различиях прямого и переносного значение слова. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные:
Метапредметные: Познавательные: учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное. Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: развивать умение работать с разными источниками информации (с таблицей); Личностные: проявлять интерес к процессу работы с понятиями на уроке; учиться уважительному отношению к чужому мнению; принятие образа хорошего ученика. |
Используемые технологии | - Здоровьесберегающие технологии; - Технология использования в обучении игровых методов; - Обучение в сотрудничестве. |
Оборудование | -Мультимедийный проектор; -Компьютер. |
Материал к уроку | -Физкультминутки на мультимедийной доске. |
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный момент. | -Здравствуйте ребята. Проверили свою готовность на уроке. -На парте стоит контейнер со всеми нужными принадлежностями. -Так же тетрадь и учебник. | Проверяют принадлежности на рабочем месте. |
II | Мотивация учебной деятельности | -Сегодня у нас урок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, надо обладать положительными качествами. - Чему мы учимся на уроке русского языка? - Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и ручки лежат красиво. | - Изучаем буквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываем слова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова. |
III | Актуализация знаний Пальчиковая гимнастика Минутка чистописания Повторение пройденного материала | - Ребята, урок начинать нельзя без зарядки для чего? - Тогда делаем гимнастику для наших пальчиков. - Выполняем зарядку каждый самостоятельно. -Молодцы, хорошо справились. Открывает тетрадь, и записываем число и классная работа. - На минутке чистописания мы будем писать слова под диктовку: Язык, нос, ручка, дорога, яблоня. - Какие из этих слов являются однозначными? - Какие из этих слов являются многозначными? - Молодцы. Переходим к следующему заданию. | - Без зарядки для пальчиков. Выполняют зарядку. Открывают тетрадь и записываю число и классная работа. - На букву К. Пишут слова под диктовку. - Нос и яблоня. - зык, ручка, дорога. |
IV | Постановка проблемы | - Я сегодня шла в школу и услышала интересный разговор мамы и мальчика. Мама говорила: -Вот скоро ударят морозы, и будешь на лыжах кататься. -Я тогда на улицу не пойду: сказал мальчик. -Почему? – спросила мать -Я боюсь, вдруг и меня морозы ударят… -Стоит ли мальчику бояться морозов? -Объясните почему? -Почему мальчик не понял маму? | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. |
V | Формулировка темы, целей урока. | -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока? - Откроем учебник на странице 48. - Прочитаем тему нашего урока. - Ставим перед собой цель и определённые задачи. - Какую мы с вами поставим цель урока? | -Тема урока: Прямое и переносное значение многозначных слов. - Цель нашего урока познакомимся с прямым и переносным значением многозначных слов. |
VI | Изучение нового Физминутка для глаз. Работа с учебником Физкультминутка | Перед тем как начать работать в учебнике мы с вами выполним физминутку для глаз. - Какой источник информации поможет нам разобраться в этих понятиях? -Откройте учебник с.49, упр. 62 -Рассмотрите, прочитайте, что будем делать? -Можем ли сразу выполнить последнее задание учебника? -Что нам для этого понадобится? - Итак, какую информацию дает нам учебник, прочитайте на с.50 - Поменялось ваше мнение о знаниях по нашей теме? - Теперь мы понимаем, что слово ПЛЫВУТ, использовано в этих предложениях в прямом или переносном значении. - Повесим на доску карточки. С какими словами? (Приложение 1). - Рассмотрите схему на странице 50. - Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения? (Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.) - Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение. - Сочиним с вами сейчас одно предложение с любым из словосочетаний. - Запишем его. - Теперь выполним физкультминутку. | Выполняют физминутку для глаз. - Учебник. Открывают учебник, рассматривают картинки. - Нет. -Толковый словарь Читают информацию в учебнике: -У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это – переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде. Переносное значение - переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству. -Да - Прямое значение и Переносное значение. Рассматривают таблицу. Читают слова. Сочиняем предложение. Записывают предложение. Выполняют физкультминутку. |
VII | Практическая деятельность | - Выполним следующее упражнение 64 на с.51. -Прочитайте предложения парами. ( Читай первую пару предложений) -Что вы заметили? - Запишем с вами только то предложение, в котором слов бежит используеться в прямом значении. (Выполняем запись 2 предложения по аналогии с 1). | Читают. - Слово БЕЖИТ, употребляется в разном значении. |
VIII | Закрепление | - Каких 2 понятия мы с вами изучили? - Прямое значение указывает? - Переносное значение? | - Прямое и переносное значение многозначных слов. - прямо указывает на действие предмета. - переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству. |
IX | Итог урока | - Сегодня мы с вами ставили перед собой цель познакомиться с прямым и переносным значением многозначных слов. Осуществили мы с вами свою цель? - Молодцы, ребята вы отлично справились с заданиями. |
- Да. |
X | Домашнее задание | - Дома вы выполните задание на странице 51 упр. 65 письменно. Самостоятельно определите многозначные слова в прямом или переносном значении. Спишите любое предложение. | Слушают объяснение задания. |
XI | Рефлексия | Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке с помощью цветных карандашей. Если уроком довольны - зелёный карандаш, если были небольшие трудности - жёлтый, если было много заданий, которые вы не поняли - красный. Так же я оценю и вашу работу с помощью цветных карандашей. - На этом наш урок закончен. Спасибо за работу. | Оценивают собственную деятельность на уроке с помощью цветных карандашей. |
Приложение 1.
Однозначные слова |
одно лексическое значение |
Многозначные слова |
два и более лексических значений |
Прямое значение |
прямо указывает на действие предмета |
Переносное значение |
переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству. |
Картинки для доски.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
конспект урока русского языка 3класс "Прямое и переносное значение глаголов"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...