Конспект урока русского языка по теме "Прямое и переносное значение" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Смоленская Анастасия Константиновна

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_pryamoe_i_perenosnoe_znacheni.docx693.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель

Смоленская Анастасия Константиновна

Класс

2 «А»

Тема

Прямое и переносное значение слова.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Педагогическая цель

Сформировать представление о различиях прямого и переносного значение слова.

Задачи

Образовательные:

  • Формулировать тему и цель урока;
  • Определять прямое и переносное значение слова;
  • Строить и писать предложения, используя слова в прямом и переносном значении;
  • Формулировать высказывания, мнения, используя термины в рамках учебного диалога.

Развивающие:

  • Содействовать развитию познавательной активности, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся;
  • Развивать умения комментировать учебные действия при выполнении заданий;
  • Выполнять взаимопроверку, самопроверку учебных заданий;
  • Формировать умение работать самостоятельно и оценивать себя.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • Доброжелательность к своим одноклассникам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдать за определением однозначными и многозначными словами;
  • Правильно определять многозначные слова;
  • Учиться различать слова в прямом и переносном значении;
  • Формировать орфографическую зоркость;
  • Ввести в активный словарный запас учащихся термины «прямое и переносное значение слова». 

Метапредметные:

Познавательные: учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное.

Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки. 

Коммуникативные: развивать умение работать с разными источниками информации (с таблицей);

Личностные:  проявлять интерес к процессу работы с понятиями на уроке; учиться уважительному отношению к чужому мнению; принятие образа хорошего ученика.

Используемые технологии

- Здоровьесберегающие технологии;

- Технология использования в обучении игровых методов;

- Обучение в сотрудничестве.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Компьютер.

Материал к уроку

-Физкультминутки на мультимедийной доске.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Проверили свою готовность на уроке.

-На парте стоит контейнер со всеми нужными принадлежностями.

-Так же тетрадь и учебник.

Проверяют принадлежности на рабочем месте.

II

Мотивация учебной деятельности

-Сегодня у нас урок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, надо обладать положительными качествами.

- Чему мы учимся на уроке русского языка?

- Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и ручки лежат красиво.  

- Изучаем буквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываем слова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова.

III

Актуализация знаний

Пальчиковая гимнастика

Минутка чистописания

Повторение пройденного материала

- Ребята, урок начинать нельзя без зарядки для чего?

- Тогда делаем гимнастику для наших пальчиков.

- Выполняем зарядку каждый самостоятельно.

-Молодцы, хорошо справились. Открывает тетрадь, и записываем число и классная работа.

- На минутке чистописания мы будем писать слова под диктовку: Язык, нос, ручка, дорога, яблоня.

- Какие из этих слов являются однозначными?

- Какие из этих слов являются многозначными?

- Молодцы. Переходим к следующему заданию.

- Без зарядки для пальчиков.

Выполняют зарядку.

Открывают тетрадь и записываю число и классная работа.

- На букву К.

Пишут слова под диктовку.

- Нос и яблоня.

- зык, ручка, дорога.

IV

Постановка проблемы

- Я сегодня шла в школу и услышала интересный разговор мамы и мальчика.

Мама говорила:

-Вот скоро ударят морозы, и будешь на лыжах кататься.

-Я тогда на улицу не пойду: сказал мальчик.

-Почему? – спросила мать

-Я боюсь, вдруг и меня морозы ударят…

-Стоит ли мальчику бояться морозов?

-Объясните почему?

-Почему мальчик не понял маму?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

V

Формулировка темы, целей урока.

 -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока?

- Откроем учебник на странице 48.

- Прочитаем тему нашего урока.

- Ставим перед собой цель и определённые задачи.

- Какую мы с вами поставим цель урока?

-Тема урока:  Прямое и переносное значение многозначных слов.

- Цель нашего урока познакомимся с прямым и переносным значением многозначных слов.

VI

Изучение нового

Физминутка для глаз.

Работа с учебником

Физкультминутка

Перед тем как начать  работать в учебнике мы с вами выполним физминутку для глаз.

- Какой источник информации поможет нам  разобраться в этих понятиях?

-Откройте учебник с.49, упр. 62

-Рассмотрите, прочитайте, что будем делать?

-Можем ли сразу выполнить последнее задание учебника?

-Что нам для этого понадобится?

- Итак, какую информацию дает нам учебник, прочитайте на с.50

- Поменялось ваше мнение о знаниях по нашей теме?

- Теперь мы понимаем, что слово ПЛЫВУТ, использовано в этих предложениях в прямом или переносном значении.

- Повесим на доску карточки. С какими словами?

(Приложение 1).

- Рассмотрите схему на странице 50.

- Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения? (Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.)

- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.

- Сочиним с вами сейчас одно предложение с любым из словосочетаний.

- Запишем его.

- Теперь выполним физкультминутку.

Выполняют физминутку для глаз.

- Учебник.

Открывают учебник, рассматривают картинки.

- Нет.

-Толковый словарь

Читают информацию в учебнике:

-У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это -  прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это – переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

Переносное значение - переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству.

-Да

- Прямое значение и Переносное значение.

Рассматривают таблицу.

Читают слова.

Сочиняем предложение.

Записывают предложение.

Выполняют физкультминутку.

VII

Практическая деятельность

- Выполним следующее упражнение 64 на с.51.

-Прочитайте предложения парами.

( Читай первую пару предложений)

-Что вы заметили?

- Запишем с вами только то предложение, в котором слов бежит используеться в прямом значении.

(Выполняем запись 2 предложения по аналогии с 1).

Читают.

- Слово БЕЖИТ, употребляется в разном значении.

VIII

Закрепление

- Каких 2 понятия мы с вами изучили?

- Прямое значение указывает?

- Переносное значение?

- Прямое и переносное значение многозначных слов.

- прямо указывает на действие предмета.

- переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству.

IX

Итог  урока

- Сегодня мы с вами ставили перед собой цель  познакомиться с прямым и переносным значением многозначных слов. Осуществили мы с вами свою цель?

- Молодцы, ребята вы отлично справились с заданиями.

 

- Да.

X

Домашнее задание

- Дома вы выполните задание на странице 51 упр. 65 письменно. Самостоятельно определите многозначные слова в прямом или переносном значении. Спишите любое предложение.

Слушают объяснение задания.

XI

Рефлексия

Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке с помощью цветных карандашей.

Если уроком довольны - зелёный карандаш, если были небольшие трудности - жёлтый, если было много заданий, которые вы не поняли - красный.  

Так же я оценю и вашу работу с помощью цветных карандашей.

- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Оценивают собственную деятельность на уроке с помощью цветных карандашей.

Приложение 1.

Однозначные

слова

одно лексическое значение

Многозначные слова

два и более лексических значений

Прямое значение

прямо указывает на действие предмета

Переносное значение

переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо свойству.

Картинки для доски.

http://www.birdwatchersgeneralstore.com/Rook.jpg

https://g7.pngresmi.com/preview/3/720/49/acoustic-guitar-sandra-day-o-connor-college-of-law-drawing-classical-guitar-acoustic-guitar.jpg

        https://c7.hotpng.com/preview/435/135/800/drawing-coloring-book-zipper-black-and-white-zipper.jpg  https://www.gamefaces.com/wp-content/uploads/2016/11/A-102-W.png

https://fs01.urokinachalki.ru/e/00072a-002.jpghttps://fs01.urokinachalki.ru/e/00072a-002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...