Слово и его лексическое значение 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Мишина Ирина Анатольевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _sovr_uch_zan_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие : «Русский язык»

2 класс

Учебная тема: Слово и его лексическое значение.

Учитель: Мишина Ирина Анатольевна

Тип занятия:Урок открытия новых знаний.

Цель:способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова"

1. Образовательные:

познакомить с новым разделом курса - лексикой;

ввести понятие "лексическое значение слова"

2. Развивающие:

развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;

развивать познавательную активность;

развивать самооценку и коммуникативные навыки

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку;

воспитывать умение вести учебный диалог

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать коллективно; адекватно оценивать правильность выполнения работы; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД.

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД.

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать с приёмом критического мышления «инсерт»; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять анализ текста и синтез как составление целого из частей.

Предметные:

-Объяснять понятия лексика, лексическое значение слова, толковый словарь;

- Определять слово по его лексическому значению;

- Определять значение слова по толковому словарю;

- Находить в тексте незнакомые слова;

- Развивать словарный запас учащихся.

Основные понятия: Лексика. Лексическое значение слова.

Используемая литература В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2018

Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку». – М. ВАКО,2016

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I этап. Организация на работу.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты,

Слушайте, запоминайте

Ни минуты не теряйте!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости . Давайте скажем им слова приветствия

Проверка домашнего задания : работа в парах

Ребята , перед вами карточки со словами Составьте правило , которое вы повторяли дома , добавив нужное слово

  1. Нераспространенное предложение состоит только из главных членов
  2. Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов

Открыли тетради : Запишим сегодняшнее число и слова классная работа СЛАЙД 1 СЛАЙД 2

Обучающиеся контролируют свои действия. (Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Дети работают в парах

II этап. Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

О чем это стихотворение? Как думаете, какова тема стихотворения?

Так кто сможет сформулировать тему нашего урока?

-Какова главная цель урока? ( Понять, что такое лексическое значение слова)

-Какова задача урока? ( Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас. СЛАЙД 3

Давайте начнем нашу деятельность со словарной работы : отгадайте слово СЛАЙД 4 ,5,6,7

— Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)

— Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)

' Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

— Как можно запомнить букву О? (Она как ягодка)

Просит ответить на вопросы:

Объясните лексическое значение слова.

Учитель обращается к толковому словарю : значение слова ягода

Алиса прочитай , что обозначает слово ягода в толковом словаре Ожегова, в котором слов

III этап. Мотивация познавательной деятельности

Проблемная ситуация.

СЛАЙД 8

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

— Кто понял, о чем говорится в предложении?

— Почему вы не поняли?

(Мы не знаем значения всех слов.)

Сейчас Ульяна прочитает нам значение этих слов

Фло́ра — это растительность( деревья,кустарники , травы)

Саванны -обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.

Климат- режим погоды.

Думаю , что теперь вам стало понятно о чем , идет речь в этом предложении.

И поняли его смысл благодаря тому , что Ульяна раскрыла лексическое значение каждого непонятного нам слова.

Первичное усвоение новых знаний

Так давайте же узнаем , что такое лексическое значение . Откройте учебнике на стр.43 и прочитаем правило.

Что же такое лексическое значение( То , что обозначает слово)

Значение слов мы можем узнать в толковых словарях ( учитель показывает ) . У нас в учебнике на стр.138 тоже есть толковый словарь . Откройте его и рассмотрите.

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

Первичная проверка понимания

Упр 50 стр. 43 по заданию СЛАЙД 9

Физкульминутка СЛАЙД 10,11

Первичное закрепление

Самостоятельная работа Упр 52 стр .44

СЛАЙД 12 ( взаимопроверка выполненного задания)

V этап. Подведение итогов.

Проводим рефлексию «Незаконченное предложение.»

Урок заставил меня задуматься о …

Сегодня я узнал , что лексическое значение это....

Мне было интересно, потому что …

Мне показалось важным…

СЛАЙД 13

Домашнее задание : найти и записать из толкового словаря учебника лексическое значение одного из двух слов , записанных на карточке

Самооценка деятельности

СЛАЙД 14 Выберите нужный сигнал светофора

Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

Находят тему урока в учебнике, проверяют высказанное предположение.

Читают название темы, ставят учебную задачу: что такое ЛЗ слов, определяют цели урока.

Записывают слово, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы.

Слушают чтение учащегося.

Слушают чтение учащегося.

Учатся находить значение слова, объяснять их значение и употреблять в речи.

После проведения беседы.

Какая информация вам была знакома?

Какие новые сведения вы для себя отметили?

Все ли понятно ? Какие появились вопросы?

Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Самостоятельно читают задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотиваци способов деятельности, общения. Работают парами.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

Дети получают карточки с домашним заданием

Дети оценивают свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"

Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....

Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".

Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта "Однокоренные слова на материале лексической темы "Зима"

Логопедическое занятие проводится с учащимися 4 класса с нарушением интеллекта. На занятии закрепляется умение выделять корень слова, находить группы однокоренных слов, уточняются  и расширяются ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...