Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Галдина Ирина Владимировна
Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_russkogo_yazyka_Galdinoy_I.V.rar272.57 КБ

Предварительный просмотр:

          Министерство образования Российской Федерации

            Муниципальное образовательное учреждение

        средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нурлат

                                Республики Татарстан 

                                               

 

  Урок русского языка во 2 классе

                          на тему:

  «Слово и его лексическое значение».

                                                                                     Подготовила:

                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                Галдина Ирина Владимировна  

                                                                     

                                                  2010г.

                        Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Слово и его лексическое значение.

Цели:  Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги.

             Развитие навыков письма слов с а, у, и после шипящих, с безударными гласными, разделительными  ь и ъ знаками.

             Развитие устной речи: составление и запись текста на определённую тему; орфографической зоркости, устойчивого внимания и памяти.

            Воспитание активности, самостоятельности и трудолюбия.

Оборудование: толковый словарь, индивидуальные карточки, репродукции с картин Гакиля Сагирова, мультимедийная презентация.

                                                      Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания. (индивидуальное задание – дети пишут по образцу учителя в тетради)
  3.  Акция «Чистое слово»

- Мы уже говорили о том, что этот месяц проходит у нас под названием «Чистое слово». И это не случайно, ведь мы часто не задумываемся о том, что и как мы говорим.

          Слова умеют плакать и смеяться,

          Приказывать, молить и заклинать.

          И, словно, сердце, кровью обливаться,

          И равнодушно холодом дышать.

- Объясните смысл этого четверостишия.

     4.   Письмо по памяти.

 Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово

И легче на сердце тебе.

- Объясните смысл. Как вы это понимаете?  Взаимопроверка.

      5. Знакомство с целями урока.

« Последний герой» - исследователи.

А) Исследуем остров              .       .

Б) - Что важно знать, начиная исследования?  (прогноз погоды) О погоде в Татарстане, в частности в городе Нурлат, расскажет Саша (работа по карте).

В) Погода  - словарное слово.

     6. Исследование нового словарного слова.

А)  - Что нам рассказала Саша о погоде. Какая сегодня погода? (ветреная)

От какого слова образовалось это слово? (ветер)

Ветер – наше новое словарное слово.

Посмотрим на это слово с разных сторон.

Б) Познавательный этап.

ЛЕКСИКА    - Что означает это слово? Работа со словарями.

Словарь Ожегова: ВЕТЕР – это поток воздуха.

Большой энциклопедический словарь (БЭС): ВЕТЕР – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью.

- Как вы думаете, какое определение точнее?

- Обычно, раскрывая понятие, мы берём предметную картинку. А можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как?

Рассмотрите РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН ГАКИЛЯ САДЫКОВА

-Что здесь изображено.  - Как узнали, есть ветер или нет? Что помогло узнать? Каким словом можно заменить ветер? (вихрь, ураган, буран, метель, буря)

В) ОРФОГРАФИЯ – Что изучает орфография?

Орфографическая минутка.  (индивидуальная работа по карточкам)

- Произнесём слово ВЕТЕР так, как говорим. Послушайте себя и определите в слове орфограммы.

- Из чего состоят слова? (из букв)

-Какие бывают буквы? Сколько букв в алфавите?

 Стих-е об алфавите читает Алина.

-Что мы произносим? (звуки)

- Что мы знаем о звуках? Стих-е о звуках читает Диана.

- Сколько в слове ветер гласных и согласных?

- Как отличить гласные от согласных?

Г) ФОНЕТИКА – звуко-буквенный анализ слова

1.-Проговорите слово так громко, чтобы слышали все.

-А теперь для себя, шёпотом.

- В уме, представляя себе образ слова.

-А теперь запишите слово, диктуя себе по слогам.

- А сейчас проведём звуко-буквенный анализ слова.

ВЕТЕР     вэтэр     - 2 слога, 5 букв, 5 звуков

2. Ударение. Мы с вами записали транскрипцию слова ветер. Скажите, как вы определили ударный и безударный слоги?

3.Работа над правилом.

Прочитайте:  Машина Машина.

-Какие ещё слова, такого рода знаете? ( замок, гвоздики)

         7. Физминутка.

         8. Игра «Цветочный магазин» - индивидуальная работа.

- Недавно прошло 8 марта. Мы поздравляли мам, бабушек, девочек, а сегодня я предлагаю вам преподнести подарок нашим учителям, которые пришли на наш урок. Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Трое работают в «Цветочном магазине» индивидуально: первый ищет цветы с ударением на 1-ом слоге, второй – на 2-ом, третий на третьем, затем в букете цветов, сделанных детьми, находят этот цветок и дарят учителям.)

          9. Составление  предложений - фронтальная работа.

- Прочитайте слова: УХУ, ВОРОТ, ПИЛИ. Как вы думаете, что могут обозначать эти слова? Вставьте эти слова в предложения:

Мы сегодня ели….

Комар подлетел к ….

Собака сидит у….

У рубахи был вышит…

Дети…….молоко.

….бревно ровно.   Запишите предложения в тетрадь.

- Так для чего нам нужно ударение?

ВЫВОД: ударение может изменить смысл слова.

         10. Словообразование.

- Что изучает словообразование?

- Какие части слова вы знаете?

- Посмотрим, как построено это слово.

ВЕТЕР

- В словообразовательном словаре Л.Н.Тихонова насчитывается 96 слов образованных от слова ветер.

-Давайте рассмотрим некоторые из них, образованных от с помощью суффиксов.

- Образуйте слово, при помощи суффикса – ок.            ВЕТЕРОК

- С суффиксом – ищ.                ВЕТРИЩЕ

-Какое значение имеют слова ветерок и ветрище?

- Как называют легкомысленного человека?             ВЕТРЕНЫЙ

        11. Морфология и синтаксис.

МОРФОЛОГИЯ – часть речи. На какой вопрос отвечает? Что обозначает?

 СИНТАКСИС – взаимодействие с другими словами.

- Перед вами на партах карточки со стих-ем Михаила Исаковского о ветре.

Но в стихотворении перепутались строчки. Поменяйте местами строчки так, чтобы получилось правильное стих-е.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше.

Постучал немного ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьёв знакомых.

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

- Что означает слово ПОЖУРИЛ?

Подберём к слову ВЕТЕР признаки. Какой был ветер? (озорной)

Составьте предложение.

Озорной ветер весело играет листьями.

Запишем только первые буквы из данных слов.  О В В И Л

Самодиктовка и самопроверка.

    12. Итог урока.

1. Расскажите по схеме, что мы сегодня повторили?

            .     .

2. Стихи о ветре (с характеристикой ветра).

Я берёзу качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

Мой ветер игривый, озорной, а ваш?

(Дети рассказывают стихи о ветре)

     13.Домашнее задание.

Сочинить сказку «Путешествие ветерка».

Используемая литература:

  1. Рамзаева Т. Г.. «Русский язык». Учебник. Ч. 1. Дрофа, 2008
  2. Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П.. «Русский язык».
    Книга для учителя. Методическое пособие.
     Дрофа, 2008
  3. Тикунова Л.И. , Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ» М. Просвещение  2007
  4. Демонстрационный иллюстративный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, называющие признаки предметов"

урок очень интересный, методически грамотный.К нему есть презентация....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"

Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....


 

Комментарии

Красильникова Елена Павловна

Ирина Владимировна,замечательный урок!
Галдина Ирина Владимировна

Елена Павловна, огромное спасибо за комментарий. Очень приятно. Рада, что урок понравился.

Елена Павловна, спасибо за урок! Больше похож на лингвистическую археологию. Прочитав конспект, сама как бы побывала исследователем русского языка. Успехов Вам!