Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта "Однокоренные слова на материале лексической темы "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) по теме
Логопедическое занятие проводится с учащимися 4 класса с нарушением интеллекта. На занятии закрепляется умение выделять корень слова, находить группы однокоренных слов, уточняются и расширяются значения однокоренных слов на лексическом материале "Зима".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта
по теме «Однокоренные слова на материале лексической темы «Зима».
Цели:
• закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;
• учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;
• наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;
• развивать и активизировать словарный запас детей;
• развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
• развивать внимание к языковым явлениям, память и мышление.
Оборудование: изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришла
Седая хозяйка.
Кто это? Угадай-ка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
- Это зима.
Зима принесла в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их. Поможет в этом корень слова.
Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?
2.Актуализация имеющихся знаний.
Логопед: «Зима принесла нам снежную сказку. Послушайте её внимательно».
(Учащимся выдаётся текст стихотворения)
Снежная сказка.
Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
(С.Погорельский)
Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.
3.Логопед: «Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова в три столбика: предмет, действие, признак.
метелица вьюга отморозить
морозный холодный вьюжный
завьюжило метёт похолодало
холод заморозки метельный
4. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети загибают пальцы)
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Он холодный и несладкий! (Дети лепят, меняя положение ладоней)
5.Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.
Бабушка накинула на плечи …..платок.
….. снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)
Самый холодный период года – это ….. месяцы.
….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)
Папа подарил мне на праздник ….. коньки. На ветвях деревьев блестит ….. иней. (серебристый, серебряный)
6. Логопед: «Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она для всех горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова».
г | о | р |
| ||||
г | о | р | |||||
г | о | р | |||||
г | о | р |
|
г | о | р | а | ||||
г | о | р | к | а | |||
г | о | р | о | ч | к | а | |
г | о | р | и | с | т | ы | й |
с | а | н | ||||
с | а | н | ||||
с | а | н | ||||
с | а | н |
с | а | н | и | |||
с | а | н | к | и | ||
с | а | н | н | ы | й | |
с | а | н | о | ч | к | и |
л | ы | ж | ||||
л | ы | ж | ||||
л | ы | ж | ||||
л | ы | ж |
л | ы | ж | и | |||
л | ы | ж | н | я | ||
л | ы | ж | н | и | к | |
л | ы | ж | н | и | ц | а |
7.Физкультминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
(Дети показывают движениями, что они делают.)
8.Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.
Два Мороза.
Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые за____ки. _____ко нарисовал на окнах _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.
Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.
9.Отгадайте загадку.
В огне не горит,
В воде не тонет. (лёд)
Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».
1)Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят.(гололёд)
2)Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)
3) Очень холодный. (ледяной)
4) Кусочек льда. (ледышка)
10. Подведение итогов урока.
Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?
Что нового мы узнали об этих словах?
Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическое занятие в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
Логопедическое занятие проводится с учащимися 3 класса с нарушением интеллектуальной деятельности.На занятии активизируется словарный запас по теме "семья", "человеческие отношения", закрепляется умен...
Презентация логопедического занятия в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
Презентация "Моя семья" используется на логопедических занятиях в 3 классе для детей с нарушением интеллекта....
Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».
Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]. ...
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с нарушение речи.
Слова, обозначающие предмет....
Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.
Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....