урок русского языка 4 класс " Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 4 класс | 47 КБ |
tip_uroka.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок21. Тема: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный этап)
1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний. Анализ диктантов.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
На доске слова :
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Посветить-посвятить
Примерять -прим.ирять
Полоскать - поласкать
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова)
III Самоопределение к деятельности.Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
IVОткрытие нового знания..
1)А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”
А какой же раздел русского языка изучает слово?
Учитель:
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее?
(Нельзя сказать)
- Почему же?
(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Ребята, а что можно речи человека определить?
Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)
2)Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
3)( Работа с учебником6 упр.57- устно.
4) Упр.58,59- работа в парах.
Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
Итак:
-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.
-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.
-слово имеет лексическое и грамматическое значение
Физминутка
Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.
Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)
Итог урока.Рефлексия.
Домашнее задание:упр.61.
Предварительный просмотр:
Урок21. Тема: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный этап)
1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний. Анализ диктантов.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
На доске слова :
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Посветить-посвятить
Примерять -прим.ирять
Полоскать - поласкать
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова)
III Самоопределение к деятельности.Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
IVОткрытие нового знания..
1)А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”
А какой же раздел русского языка изучает слово?
Учитель:
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее?
(Нельзя сказать)
- Почему же?
(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Ребята, а что можно речи человека определить?
Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)
2)Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
3)( Работа с учебником6 упр.57- устно.
4) Упр.58,59- работа в парах.
Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
Итак:
-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.
-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.
-слово имеет лексическое и грамматическое значение
Физминутка
Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.
Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)
Итог урока.Рефлексия.
Домашнее задание:упр.61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Слово и его лексическое значение"
конспект урока по русскому языку 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Слово и его лексическое значение" (УМК "Школа России", 2 кл.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое лексическое значение слова;- уметь определять...
Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...
Презентация к уроку русского языка "Словарные слова и их лексические значения"
Толковый словарь словарных слов....