Конспект урока Имя существительное и его роль в речи
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект урока Имя существительное и его роль в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 3 классе.

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи.

Учитель: Фатьянова Светлана Алексеевна.

3 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи.

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме. Развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая.

Формы работы: Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.                      Форма урока: урок – путешествие «В зимний лес».

Ресурсы: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, карточки для дифференцированной работы, для работы в парах, рисунки снежинок, учебник В.П Канакина, В.Г.  «Русский язык» 3 класс 2 часть.

Ход урока.

I. Организационный момент

1.Психологический настрой

   Прозвенел уже звонок,                          

  Начинается урок.                                    

  А теперь к друг другу повернитесь,                      

  И друг другу улыбнитесь.

  Улыбнитесь мне, гостям

  И садитесь по местам.

Эмоциональный настрой.

Давайте настроимся на рабочий лад и выполним упражнение.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Удачи! (хлопок в ладоши и прикосновение всей ладонью).

Прочитайте слова, которые написаны на экране.

 

 На уроке не зевай –                         Слайд № 2

      Сразу всё запоминай.

      Чтоб минутка не пропала,

      Мысль чтоб точно в цель попала!

      Чтобы в русском языке

      Равных не было тебе!

    Ребята, эти слова и будут девизом нашего урока.

   II. Актуализация знаний учащихся

    - Начну наш урок с загадки. Прочитайте и отгадайте её.     Слайд № 3

        Тройка, тройка прилетела,

        Скакуны в той тройке белы.

        А в санях сидит царица,

        Белокоса, белолица.

        Как махнула рукавом –

        Все покрылось серебром.

   Кто же это?

- Да, это зима.

Игра “Ассоциации” 

- Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

(Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каток)

- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

Слайд № 4

- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок.  Мы оправимся в гости в зимний лес. На пути вас ждут испытания, с которыми вы должны справиться. Тогда в путь!  

– Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

    Смекалку, фантазию нашу возьмём.  

III. Каллиграфическая минутка.

 - Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву буква Зз.   Дайте характеристику этой букве З.

(Она обозначает звонкий согласный звук, может быть мягким или твёрдым согласным, она парная согласная.)

Зима на протяжении всего урока будет контролировать, как вы будете писать эту букву.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.

Зз 

зи зн зр                                                  Слайд № 5

- Подберите к слову зима однокоренные слова.

 зима зимний зимушка зимовать

Запишите их.

зимний зимушка разобрать по составу Слайд № 6

 IV. Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

    По снегу покатите-

    Я подрасту.

    На костре согрейте-

    Я пропаду.

- Да, это снежок. 

- Сейчас мы с вами поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

-  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

-Первым бросает снежок…

д…  кабрь           к… ньки                                         Слайд № 7                        ф… враль           сн… гирь

мес …  ц              …нварь

                               п…  года   самолёт          

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили.    

 - Что обозначают эти слова? Какой частью речью они являются?

- Запишите слова с маленькой буквы без запятой, ставьте ударение, подчеркивайте непроверяемую безударную гласную.

- Какое слово отличается от остальных? Почему?

(Снегирь). 

- Возникла проблема, почему это слово отвечает на другой вопрос?

- Что можно сказать об этом слове?

(Одушевленное, единственного числа, отвечает на вопрос «Кто»?)

- На какой вопрос отвечают остальные слова?

 («Что»?)

Что обозначают эти слова?

- Как выдумаете, над какой частью речи мы сегодня будем работать?

(Мы будем сегодня работать над существительными.)

Какова тема нашего урока? 

Имя существительное и его роль в речи.

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

V. Актуализация знаний об имени существительном.

 Назовите по порядку название зимних месяцев. Слайды № 8, 9, 10.

- Ребята, по пути в гости в зимний лес, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем. Ваши правильные ответы помогут ему появиться у нас.

     (На слайде появляются детали снеговика)              Слайд № 11

    1) На какие вопросы отвечает имя существительное?

    2) Что оно обозначает?

    3) Как определить число у имени существительного?

    4) С какой частью речи связано имя существительное?

    5) Что образует имя существительное и прилагательное?

    6) Каким членом предложения является?

    7) Какую роль играют имя существительное в нашей речи? 

- Молодцы! И вместе с нами в путешествие в зимний лес отправляется Снеговик. 

VI. Физминутка для зрения. Слайд № 12

-  Снеговик предлагает вам немного отдохнуть, следите глазками и ими выполняйте движения.  

VII. Изучение нового материала.

Снеговик принес вам стихотворение (упр. 8 стр. 8). Слайд № 13

Снег да снежные узоры,
В
поле – вьюги разговоры,

Холод, полутьма

День – коньки, гора, салазки

Вечер – бабушкины сказки

Вот она – зима!

                                    А. Круглов

Работа в парах. Прочитайте это стихотворение и подчеркните имена существительные.     Проверка Слайд № 14

Докажите, что они являются именами существительными

Задания повышенной сложности: Выполнить звукобуквенный анализ слова «сказки». (У доски делает разбор 1 ученик)

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Объяснение учителя Слайд № 15

Самостоятельная работа Слайд № 16

 Работа по учебнику с. 9 упр. 9 (по вариантам)

-Выпишите имена существительные:

1 вариант- которые отвечают на вопрос: Что?

2 вариант- которые отвечают на вопрос: Кто?

-Докажите, что это имена существительные. Проверка

VIII. ФИЗМИНУТКА.  Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

- Снеговик предлагает отдохнуть и порадовать зимние месяцы за щедрые подарки весёлой физминуткой.

IХ. Закрепление изученного материала               Слайд № 28

Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам. 

-Перед вами лежат карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.

Красная-высокий уровень сложности, синяя-средний уровень сложности, зеленая-низкий уровень сложности, самая лёгкая.

Красная карточка:

Качества человека- доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу. 

Проверяют свою работу по образцу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Слайд № 29

- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

  - Кто они? Вы догадались?

  -Да, это зимние месяцы. Давайте вместе с ними отдохнём.

  - Героев, какого произведения вы видите?  (Сказка «Двенадцать месяцев»)  

- Какой месяц сегодня в гостях? Слайд № 30        

(Январь) Угадай название сказки.

2. Задания творческого характера. Слайд № 31        

Мы с вами приближаемся к лесу и скоро увидим его во всей красе.

- Январский лес предлагает составить предложение о зиме.

 Запишите первое предложение, подчеркните основу предложения и укажите части речи.

 (Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Вся земля покрыта белым ковром. Назовите имена существительные.

-Наше путешествие подходит к концу, незаметно как мы с вами пришли в зимний сказочный лес, полюбуйтесь его красотой. Полюбуйтесь, какое чудо! Просто зимняя сказка!  

- Слайд № 32

- Это родной уголок природы, где мы с вами можем отдыхать и укреплять здоровье.

- Как же нужно вести себя на природе?

Тест

1) Имя существительное - это:

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2) Имя существительное обозначает:                                                                              А) действие предмета;    

Б) предмет;        

В) признак предмета.

3) На какие вопросы отвечают имена существительные?

А) Кто? Что?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4) В какой строке все слова являются именем существительным?    

А) рисовать, рисунок, рисование;                    

Б) море, моряк, приморье;                                    

В) лес, лесник, лесной.

- Проверьте свою работу по ключу:

 1) б        2) б       3) а    4) б      

Х. Домашнее задание.

Стр. 10 упражнение №12, учить правило на стр. 8

ХI. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

-  На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Подведём итог урока.

-В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки

-  Каждый по- своему воспринял сегодняшний урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо поработать над собой.

Оцените свою работу снежинкой.

Выбери свою снежинку: большую голубую – на отлично

                                поменьше синюю – хорошо

                               маленькую фиолетовую - удовлетворительно

Слайды № 33, 34

Имя существительное,

Мы с тобой дружны.

Разные предметы

Называешь ты.

Очень удивительное

Имя существительное.

Наша прогулка заканчивается.   Посмотрите, пошёл снег! Да и какая зима без снега, снежинок. Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! 

Встаньте, улыбнитесь друг другу.

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....

план-конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное и его роль в речи.

План- конспект по русскому языку. 3 класс. Тема: имя существительное и его роль в речи. Канакина В. П. часть 2....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ.

презентация к уроку по русскому языку. Тема: Имя существительное и его роль в речи. 3 класс...

Части речи. Имя существительное и его роль в речи.

Ознакомить учащихся с термином имя существительное, с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умение различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; раз...

Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.

На уроках русского языка дети должны научиться работать со словарями. На данном уроке, в 4 классе, учащиеся работают с толковыми словарями С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева....