Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Имя существительное и его роль в речи. Сущ-е одушевлённые и неодушевлённые."
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Кудрявцева Галина Александровна

Урок-закрепление в 3кл. ( проводится примерно в феврале)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yaz._v_3_kl.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: « Имя существительное и его роль в речи. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.»

Цели: воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых.

Ход урока:

1.Актуализация знаний  (1 слайд – зима)

- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (зима)

- А какой месяц?  (февраль)

- Кто знает, как раньше называли месяц февраль?  (лютень)

- Не зря так называли февраль. Мы видим это наяву: какая сейчас изменчивая погода: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья, за ночь наметает очень большие сугробы, такие, что людям трудно пройти. И мы сейчас преодолеем такие сугробы.

- На каждом из нарисованных сугробов написаны  элементы. (2 слайд – элементы букв Р р)

- Сейчас мы повторим написание строчной и прописной букв Р р (показ написания)

-Какие звуки обозначает эта буква?

-Дайте характеристику этим звукам  (согл, звонк., мягк., твёрд.)

- Пропишите строчку букв прописной и строчной

- А теперь подберите зимние слова, в которых встречаются эти звуки.

(Мороз, берёза, февраль, январь, сорока, декабрь, ветер)

- Запишем их на следующей строке   (ребята по очереди пишут на доске эти слова)

-Назовите слова, которые относятся к этой схеме, выделите в них корень и окончание.              (слайд с изображением корня и окончания)

-На какие группы можно разделить эти слова? Почему? (одуш-е и неодуш-е и т.д.)

-К какой части речи относятся они?

-Что вы знаете об имени сущ-м?

3. Работа по теме урока

- Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать в нём?   (слайды зимнего леса)

-Представьте, что мы входим в заснеженный лес. Что же мы видим?

-В сугробах спрятались слова, прочитайте их. ( слайд- нарисованные сугробы, на них слова:  зима, мороз, снег, птицы, кормушка)

-К какой части речи они относятся? Почему?

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?    (одуш-е и неодуш-е)

-На какие вопросы они отвечают?

-Давайте с любым из них составим несколько предложений. (сост. предложения)

4. Комментированное письмо

-Запишем  предложение с комментированием   (у доски и в тетр.)

              Ребята сделали большую кормушку для птиц.

5.Беседа над предложением

-Для чего ребята сделали кормушку?

-Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?  (зимующие)(слайд-зимующие  птицы нашего края)

-Кто из вас сделал кормушку?

-А из чего вы её сделали?  

-Вот такие кормушки можно изготовить для пернатых друзей (слайд- виды кормушек)

-Какой корм вы сыпете в неё?

-Какой частью речи являются слова, которые вы сейчас назвали?

-На какой вопрос они отвечают?

6.Работа над предложением

-Давайте поработаем над предложением, которое записали.

-Подчеркните главные члены, укажите части речи.

-Птицам нужно помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птичкам, сало нужно давать не солёное, а свежее, семечки лучше жареные.

7. Работа над стих-м

-Послушайте стих-е. которое называется «Как птице перезимовать» (Мухаммади ) и выпишите им. сущ-е, которые вам встретятся, подчеркните знакомые вам орфограммы.

Сугробами засыпаны.

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

8.Взаимопроверка   (слайд-выписанные сущ-е)

-Назовите одушевлённые им. сущ-е….

-Какие неодушевлённые им. сущ-е выписали?

9.Физминутка   (звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года» Февраль)

-Чайковский в своём музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глазки, давайте отдохнём и попытаемся представить, какие картины зимней природы он мог видеть, когда писал  эту музыку и попытаемся сами мысленно нарисовать свои картины. Представьте, что перед вами альбом и краски.  (слушают стоя и рисуют)

-Какие картины вы нарисовали?

10.Работа по теме урока

-Живёт зимний лес. Почему я говорю: живёт? Докажите, что я права.    (слайд – зимний лес)

-Продолжаем любоваться картинами зимней природы. Будем работать так: я читаю предложения, а вы дополняете их подходящими именами сущ-ми и записываете их в 2 столбика

ед. ч.                       мн. ч.    ( 2 уч-ся у доски)

-Прежде , чем записать слово, покажите карточку: на какой вопрос отвечает  сущ-е?      (кто? или что?)  

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………... (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. 

( По ходу показ слайдов - иллюстрации животных: зайца, лисицы, белочки, дятла, медведя)

Проверка.

ед.ч.                                мн.ч.        

заяц                              грибки

лисица                         орешки

дятел

медведь

- Что общего в этих словах?  (все сущ-е)

-Что вы знаете об имени сущ-м?

-На какой вопрос отвечают сущ-е 1 столбика?

- 2 столбика?

11. Работа в группах

-Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветвях берёз серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Волшебница-зима вступила в свои права.

-А теперь давайте прочтём предложения  (на слайде):

На белой скатерти сн..гов в..дны сл..ды рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На б..рёзе л..жат пуш..стые ша..ки снега. Ветки пригнулись к з..мле от такой тяж..сти.

-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Как озаглавим его?   (Зима в лесу)

3 группа (слабый уровень): списать текст, вставив пропущенные буквы

2 группа (средний уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить им. сущ-ые

1 группа(сильный уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить и продолжить текст 2-3 предложениями.

12.Проверка выполненной работы:

3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах?

2группа: - Назовите им. сущ-ые

     -Как определили, что это имена сущ-ые?

1 группа: -Прочитайте, какими предложениями дополнили текст.

13. Итог урока

-Какое задание понравилось больше всего?

-При выполнении какого задания вы испытывали затруднение?

14.Рефлексия.

15.Домашнее задание.

-Дома вас ждёт интересная творческая работа. Вы напишете по выбору мини-сочинение на темы: 1. «В зимнем лесу»  2.от имени воробья «Что чирикал воробей?»

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Наши проекты. В словари - за частями речи". УМК «Школа России»

Тип урока: рефлексияЦель урока: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Задачи урокаДидактические:учить определять  и  сохранять  в  памяти...

Урок русского языка 3 класс Тема " Имя существительное. Обобщение."

Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры...