Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
На уроках русского языка дети должны научиться работать со словарями. На данном уроке, в 4 классе, учащиеся работают с толковыми словарями С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 18.85 КБ |
Презентация к уроку | 563.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Учитель: Степаненко Наталья Александровна
4 класс
Раздел «Имя существительное»
Тема: Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.
Цели:
Я вспомню: что такое имя существительное
Я научусь:
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
2.Объясняющий модуль.
1) Актуализация знаний.
- Спишите с экрана слова, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму, ( «Большая буква в именах собственных»), объясните свой выбор. Работы по цепочки у доски:
(Х,х)удожник (И, и)лья, (Т,т)ётя (К,к)лава, (П,п)рекрасная (Е,е)лена, (Д,д)едушка (В,в)итя, (С,с)овет (Д,д)яди, (П,п)риятный (З,з)апах, (М,м)ой (Г,г)ород
- назовите части речи;
- Какой части речи не хватает?
- к какой части речи принадлежат большинство слов?
2) Постановка проблемы. Прочитайте текст. Что было сложно? Почему?
…. лежала на …., … …. сидел на …. возле ….., а …. И ….. сидели за …… и раскрашивали …... Вдруг позади них что-то плюхнулось — на ….. Они обернулись и увидели на …. возле …. ……
3) Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Спишите текст, подчеркните существительные одной чертой.
4)Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
4. Физминутка
5. Тренировочный модуль.
1)Вспомнить все характеристики существительного:
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
Какие еще характеристики вы помните?
2) Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются эти слова. Образуй существительные от данных слов одушевленные и неодушевленные, запиши их в две колонки , укажи род.(Фронтальная работа)
Ходить, добрый, стучать, честный, бегать, ловкий, дружить, весёлый.
3) стр.60 упражнение 109. Составить предложения, определить падеж выделенных слов
4) Определить по словарь лексическое значение слова «клуб»
Клуб дыма: клуб шахматистов.
- Как называются такие слова?
5) Работа со словарем. Нахождение значения слова, подбор синонимов.
Найди в тексте устаревшие и незнакомые слова, найди в словаре смысл этих слов, замени синонимами, спиши
Всю ночью мела пурга. Утром ребятишки высыпали на улицу в тулупах, малахаях. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.
Отредактированный текст:
Всю ночь шел густой снег. Утром ребятишки высыпали на улицу в шубах и шапках. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Глаза блестят. Щеки разрумянились. Липкие шары снега летели во все стороны.
6. Рефлексия.
- Что обозначает имя существительное?
- Какую роль играет имя существительное в речи?
- Закончи утверждения:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось,,,
У меня не получилось …
Основная и дополнительная литература по теме урока:
«Русский язык» Т.Г. Рамзаева 4 класс ( Просвещение 2022 г)
« Толковый словарь» С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.
Электронные ресурсы по теме урока:
- www.school-collection.edu.ru
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/conspect/125996/
- http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka16_2.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Я вспомню : что такое имя существительное Я научусь: объяснять , что обозначает имя существительное; выделять имена существительные в тексте распознавать имена существительные среди других частей речи; находить устаревшие слова-имена существительные; определять лексическое значение имён существительных
( Х,х ) удожник (И, и) лья , ( Т,т ) ётя ( К,к )лава, ( П,п ) рекрасная ( Е,е )лена, ( Д,д ) едушка ( В,в ) итя , ( С,с ) овет ( Д,д ) яди , ( П,п ) риятный ( З,з ) апах , ( М,м )ой ( Г,г ) ород - Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму, ( «Большая буква в именах собственных»), объясните свой выбор
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. Найдите и подсчитайте все существительные
…. лежала на …., … …. сидел на …. возле ….., а …. и ….. сидели за …… и раскрашивали …... Вдруг позади них что-то плюхнулось — на ….. Они обернулись и увидели на …. возле …. …… Как изменился текст? Почему? Какие можем сделать выводы?
Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И спокойно отвечай. Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно.
Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются эти слова. Образуй существительные от данных слов одушевленные и неодушевленные, запиши их в две колонки , укажи род . Кто Ходить добрый стучать честный бегать ловкий дружить весёлый Кто? Что?
Трубачёв Олег Николаевич 23 октября 1930, Сталинград — 9 марта 2002, Москва) — российский лингвист, специалист по сравнительно-историческому языкознанию, славист, лексикограф, этимолог, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, академик РАН. Награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почета», золотой медалью им. В. И. Даля.
Найди в тексте устаревшие и незнакомые слова, найди в словаре смысл этих слов, замени синонимами, спиши Всю ночью мела пурга. Утром ребятишки высыпали на улицу в тулупах, малахаях. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.
Всю ночь шел густой снег. Утром ребятишки высыпали на улицу в шубах и шапках. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Глаза блестят. Щеки разрумянились. Липкие шары снега летели во все стороны.
Рефлексия. - Что обозначает имя существительное? - Какую роль играет имя существительное в речи? Закончи утверждения: Я узнал … Я научился … Я понял … У меня получилось,,, У меня не получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"
Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...